Гродненец Станислав воскресил один из самых престижных и дефицитных советских автомобилей – “Волгу” ГАЗ-24. Парень буквально привел автоклассику в чувства. Мы встретились с ретролюбителем осенью в Новом свете, где этот автомобиль смотрится особенно хорошо.
Не успели мы начать интервью со Станиславом, как “Волгой” уже заинтересовались двое прохожих.
– Вообще классно, что такое еще есть! А мотор свой? – спрашивают гродненцы.
– 24Д родной, заводской, – дружелюбно отвечает хозяин.

И добавляет, что гродненцы, действительно, часто обращают на его автомобиль внимание. Сегодня такая “Волга” собирает на себе взгляды.

– Люди целенаправленно подходят, расспрашивают. Едешь по городу, обязательно палец вверх покажут или кивнут головой – улыбаются. Однажды летом стоял на светофоре с открытой форточкой, и мужчина сразу с пешеходного перехода залез головой в салон. Вот это, говорит, машина! Паркуешься у торгового центра, пока сходишь за покупками, вокруг автомобиля уже люди фотографируются, – рассказывает владелец.

Станислав признается, что все в этом автомобиле делал своими руками. Более того, это лишь один из его проектов, "разогревочный".
– В процессе восстановления еще Mercedes-Benz W126 1983 года. И есть еще одна “Волга”. По моей задумке внешне она будет как классический автомобиль, но по технической части – получится рестомод: мотор 2,8 л, полный привод на автомате и современная многорычажная подвеска от “Ауди”. По сути, вся внутрянка в ней будет от Audi, а снаружи – “Волга”, – делится планами автолюбитель.
Рестомод в процессе:


По его же словам, рестомод на базе "Волги" обещает быть крайне интересным, но когда реализуется – не знает. Говорит, на все уходит слишком много времени. С учетом того, что и к этой “Волге” – героине нашего материала – еще надо приложить руку. Да и “Мерседес” периодически требует к себе внимания. А на повседневку есть еще одна машина – тоже “Ауди”.
Выбираться каждый день на чем-то из своего ретропарка собеседнику жалко. Признается, это больше для души – прокатиться теплым летним вечером. Так что мы вовремя познакомились с легендарной “Волгой” прямо накануне закрытия сезона, ведь скоро она уйдет на зимовку.
Предыстория “совершенно не музейного экспоната”
– Когда, у кого и за сколько купили “Волгу” ГАЗ-24?
– Эта “Волга” 1984 года. Купил ее здесь, в Гродно, за $900 в 2022 году и на протяжении трех лет потихоньку восстанавливал. Прежнего владельца уже нет, машину продавал его сын, которому она была дорога как память. Поэтому он хотел передать ее в надежные руки. Сам живет в России и иногда приезжает в Гродно. Так мы с ним и встретились.

Пообщались, я посмотрел автомобиль. Парень спросил про мои планы. Узнав, что мечтаю о “Волге” со школьных времен, сразу расположился. Эта машина мне всегда нравилась внешней отсылкой к американскому стилю. Говорят, что модель скопировали со многих иномарок, в частности Ford Falcon 60-х годов выпуска – они очень похожи. Вероятно, с него эта “Волга” и была частично срисована.
Опять же, родители всегда шутили, что первая машина, на которой я проехался, была как раз “Волга” – на ней меня забирали из роддома. Возможно, на уровне подсознания я прочувствовал этот момент, поэтому в будущем захотел воплотить в жизнь, чтобы ездить самому.

И так получилось, что я забрал у предыдущего собственника две “Волги” – эту и ту, что в проекте. Вдобавок мне дали еще целый гараж запчастей. Из такого приданого можно было еще одну, а то и две машины собрать.
– В каком состоянии была “Волга” перед началом работ?
– Машина находилась в очень плохом состоянии: частично разобрана, со следами сварочных работ. Видимо, ее хотели пустить на запчасти. В частности, в ней не было оригинально салона: стоял от “Мазды”, но передние сиденья были полностью заброшены и даже не прикручены. Приборная панель тоже разобрана, не функционировал спидометр. А еще и разбитые фары, их отражатели – полностью расслоились. Думаю, из-за того, что автомобиль долго стоял в сыром месте.




Я забрал и перебрал ее. Нюансов хватало, да и сейчас есть моменты, над которыми стоит поработать.
"Восстановление звезды из СССР"
– Расскажите подробнее о процессе реставрации.
– Эту “Волгу” я восстанавливал по частям, по крупицам. Начал с двигателя, который полностью "откапиталил": поставил новые гильзы, поршни, шатуны, вкладыши, поточил коленвал, отшлифовал голову. Он был под “восьмидесятый” бензин, которого теперь нет, поэтому сделал под АИ-90/92, чтобы машинка была чуть бодрее. Заправляю 92-м – этого более чем достаточно. Иногда радую 95-м. Заметил, что "Волга" сама решает, какой у нее будет сегодня расход топлива – может быть от 10 до 15 литров, не угадаешь. Все зависит от погоды, температуры и стиля вождения. Кстати, мотор тут низкоприемистый: я всегда трогаюсь только со второй передачи. Первая нужна сугубо для парковки и минимально где-то подрулить.


Дальше занялся коробкой передач: родной 4-х передач сегодня явно недостаточно. Однозначно нужна была еще одна передача, особенно если едешь по трассе, поэтому поставил пятиступенчатую. Коробка тоже перебиралась: фрикционы, кольца, подшипники, уплотнители – все менял сразу на новое.

Задний мост поставил от ГАЗ-2410 – следующего модельного ряда “Волги”. У меня был с передаточным числом 4,1, но перешел на 3,9. Соответственно, сделал его более скоростным.

И все же я бы не сказал, что восстановление было до голого кузова. Реставрация здесь – сильно сказано. Скажем так, я не даю этой “Волге” умереть. Хочется, чтобы она выглядела достойно, на ней можно было прокатиться и было не стыдно за машину.

– Что вас мотивирует восстанавливать столь сложный автомобиль?
– Терпения, действительно, надо много. Разбираешь, начинаешь собирать и понимаешь, насколько это долго и тяжело. Вдобавок финансово затратно. Иногда доходит до того, что начинают опускаться руки. Но съездив на ретровыставки и фестивали, вдохновляешься, смотря на других автомобилистов: толпа, все фотографируются, спрашивают. Общение с единомышленниками и эмоции людей – основной источник моей мотивации.
– Что далось особенно сложно?
– Вся машина, в принципе, трудная. Но сложнее всего было ее покрасить с учетом подготовительных работ. Выставляешь зазоры, а они не подходят – все криво и косо. На Горьковском заводе эти машины собирали с точной подгонкой деталей под конкретную модель. То есть если дверку с этой “Волги” снять и поставить на другую, она уже не подойдет. Хотя с виду, казалось бы, хорошая деталь, и все должно прийти в пору. Даже если купить новую, она вроде будет визуально целая, но однозначно придется помучиться, потому что по просветам обязательно будет мимо. Здесь ко всему надо очень трепетно подходить – в этом вся и сложность.

– Крыша – дизайнерское решение?
– Относительное (прим.ред.: улыбается). Сейчас хочу ее перекрасить во что-то более интересное – современные узоры или, возможно, пинстрайпинг будет. А это эксперимент ради интереса и опыта – по сути, тюнинг. Как и с крылом автомобиля с книжными страницами, но с ним была безвыходная ситуация.



– Смотрится как авторская задумка!
– На самом деле, я заказал крыло, но оно оказалось очень плохим, поэтому пришлось проявить импровизацию. Это был выход из сложившегося положения вещей. Использовал книгу из домашней библиотеки – “Мастер и Маргарита” Булгакова.

– Достаточно эффектно выглядят диски, с какого они автомобиля?
– Они из Америки, сняты с Dodge 1974 года и привезены сюда через знакомых тоже в печальном состоянии. Но отполированы, восстановлены и уже блестят.

Станислав не стремился к абсолютному заводскому виду. Он позволил себе доработки.
– От себя добавил козырьки – для внешнего вида. Спереди поставил дополнительные противотуманные фары. Атмосфера от вечерней езды непередаваемая.


Водительская дверь в “Волге”, как и бак для бензина, который находится слева, закрываются на маленький ключ. Стас говорит, чтобы не сливали топливо – прослеживаем характер эпохи.

А еще на колесные колпаки этих машин наносили госномер. Аналогично на стеклах. Он был у каждого водителя. По словам Станислава, так делали на случай кражи. И тогда хозяин всегда мог найти свой автомобиль по номеру.

– Чем лично вам нравится эта машина?
– Своими прямоугольными формами – меня это манит. У нее очень интересный дизайн, много хромированных элементов. В частности, на черной машине это смотрится здоровски и еще больше все подчеркивает. Нравятся "старинные" окна-треугольники. Функционал летом – лучше любого кондиционера.



Салон ГАЗ-24
– Добро пожаловать в мир роскоши и комфорта – ковры и даже тюль есть. Надо еще люстру повесить – и будет точно как дома! А еще внутри просторно и очень мягкие сиденья: садишься и утопаешь, как на диване, – говорит Станислав и открывает двери автомобиля.


– Нижняя магнитола современная, верхняя – родная. А это ручник-кочерга, который тянется на себя. Тут дворники, подсос, печка, свет, аварийная сигнализация, – показывает хозяин.

Замечаем на задней панели портфель в тему ретро. Хозяин делает оговорку: “На случай важных переговоров”. Кстати, досталась атмосферная вещица Станиславу после фотосессии для календаря АвтоГродно.

– У девушки, которая представляла машину, был деловой стиль. И фотограф принес в качестве реквизита этот портфель. А потом его подарили мне, очень в тему.
Парень говорит, что в салоне еще много работы.



– Изначально я поставил целый салон с оригинальной обивкой, но я помыл его в химчистке, отъездил месяц и местами ткань рассыпалась. Современная химия более агрессивная, поэтому он не выдержал – да и время его уже пришло. Потолок тоже уже весьма уставший, поэтому пойдет под замену. Скорее всего, будет красный или темно-вишневый цвет.
Еще одно любопытное наблюдение: первая серия этих “Волг” была без ремней безопасности. А чтобы управлять рулем, по сей день требуется немалое усилие, не каждая девушка справится.

– Многие боятся валкости машины из-за ее мягкой подвески, поэтому на поворотах и кольцах нужно быть аккуратными. Кстати мне нравится, что за счет реле поворотники издают характерные звуки, напоминающие старинные часы – это еще одно отличие “Волги” от современных авто, где щелчок воспроизводят динамики.
Что под капотом?
– Завод обещал, что в этой “Волге” 95 лошадиных сил. Но на сегодняшний день парочка лошадей уже, наверное, убежала, хотя машина до сих пор очень бодренькая.


– Вот новый карбюратор советского производства с уже современным фильтром: переделана бесконтактная система зажигания вместо старой. Вакуумный усилитель тормозов сюда приехал от “Газели”. Родной был гидравлический, его функционал слабоват, а этот уже современный, – попеременно демонстрирует Станислав.


И обращает внимание на маленькую лампочку – таких удобств теперь днем с огнем не сыщешь. Это на те времена подсветка.

– Все для удобства: не то, что сейчас – достал из кармана телефон и включил фонарик. А тогда же этого не было. Здесь даже розетка есть на 12В. Можно сюда еще фонарик с переноской добавить и ходить подсвечивать: карбюратор настроить или зажигание. Но я ее снял из-за ненадобности.

– В Гродно и в Беларуси в целом много ребят, кто восстанавливает ГАЗ-24?
– У нас в городе хватает. Есть парочка энтузиастов, у которых такие же “Волги” – 21-ые, 24-ые. Вот мы иногда собираемся и катаемся, дарим себе и окружающим эмоции.

Вложения и содержание “Волги”
– По технической части вложил в районе $2,500, а потом перестал считать – это двигатель, коробка передач, задний мост, новые запчасти и детали, а также полное обслуживание. При этом надо учитывать, что все сделано своими руками и не пришлось никому платить. В противном случае, боюсь предположить, какая бы вышла итоговая сумма. Ведь только за покраску мне озвучивали $2,5-2,800 – и не каждый еще хотел браться за такие деньги.



– Во сколько теперь вам обходится содержание “Волги” в месяц?
– А она у меня не ломается. Когда я перебрал двигатель, коробку, заменил тормозную систему на новенькую и довел всю техническую часть до ума, теперь только езжу. Из расходов – обычное масло и фильтры, не более того. Тьфу-тьфу, еще ни разу не подвела. И в Минск на ней постоянно езжу на Vintage Day и “Ретро Минск” – своим ходом спокойно по трассе “сто” идет.
– Будете продавать или оставите себе?
– Даже не думал продавать. Хотя пора уже собирать в коллекцию все записки, оставленные под дворниками, с номерами телефонов и словом “куплю”. Другие машины в проекте тоже оставлю для себя.

Моя основная цель – увидеть результат. Когда ты покупаешь машину не на ходу, которая стояла заброшенная во мху с заросшими колесами, а в конечном результате собираешь, можешь прокатиться и при этом она еще неплохо выглядит – это кайф.
А еще обязательно все делать своими руками. Всему учился сам по принципу: глаза боятся – руки делают. Не получается – переделываешь и набираешься опыта. Что-то одно разобрал и собрал – и вот уже знаком. Статьи на том же “Драйве” почитаешь, у кого-то спросишь – знакомства в ретро-кругах очень многое значат. С приобретением “Волги” круг моих приятелей-автолюбителей сильно расширился. Причем, теперь это в основном дедушки 60+ Во дворе они все знают. Придут, расскажут и покажут. У них самих такая в молодости была: “Жалко, что продали” – и все в этом духе.


Кстати, частично, по признанию Станислава, “Волга” ГАЗ-24 восстанавливалась с помощью еще одного гродненского ретролюбителя Владимира Чергейко, о котором АвтоГродно писал ранее.

– Не думали заняться прокатом с учетом большого интереса?
– Мне предлагали возить свадьбы. На удивление, сейчас это пользуется спросом. Но этот автомобиль у меня не для бизнеса, для души.