Сегодня на АвтоГродно необычный герой. Средство передвижения Ярослава Комлева – яхта. Мы "словили" спортсмена в несезон, чтобы узнать о гонках и "ПДД" на воде, правах и рекордах скорости. Парень развеял мифы о том, что парусный спорт – это дорого и рассказал, почему главная сложность отнюдь не в отсутствии моря. Где занимаются яхтингом в Гродно? Читайте об этом в нашем интервью.
О семейной династии
Ярослав Комлев – мастер спорта Республики Беларусь по парусному спорту, неоднократный призер республиканских соревнований, а также участник крупнейших гонок в СНГ и ближнем зарубежье.
Что самое интересное – Ярославу всего 16 лет! При этом он регулярно занимается яхтингом с пяти, а, можно сказать, и с пелёнок. Ведь у Комлевых это настоящая семейная династия: под парусом ходят его два брата, сестра и дядя — он же тренер. Все они – сильнейшие яхтсмены Гродно и Беларуси.
Родная тетя Ярослава Комлева Жанна Дягель – профессиональная гимнастка Советского Союза. В 10 лет у нее была программа с элементом, который не мог сделать никто в мире – это стойка на одной руке на бревне.
– И вот ее муж – Дмитрий Дягель, мой дядя и тренер по парусному спорту. Он часто брал меня мальчишкой с собой на занятия. Мы постоянно отдыхали семьей в яхт-клубе, загорали, жарили шашлыки и параллельно катались на катере, водных лыжах, – вспоминает Ярослав.
Ярослав Комлев
С чего начинает каждый мореход?
Подготовка стартует с берега, где стоит старый “Оптимист”, на котором новички отрабатывают, как сидеть и двигаться в яхте.
– Я настолько много времени провел в детстве на этом тренажере, что в первый же выход на воду умел то, на что другие тратят целый сезон. В 5 лет на меня просто надели жилет, застегнули на все замки и посадили в яхту. Основные команды “Руль на себя и от себя” тренер говорил на берегу, – улыбается спортсмен.
Яхт-клуб, в котором занимаются гродненские парусники, находится в Озерах. Так было и есть до сих пор. Правда, раньше тренировки проходили на дальнем водоеме туристической базы “Химик”. А современному поколению отдали ближнее озеро. По словам собеседника, оно не такое вытянутое, а более округлое и объемное, что лучше подходит для потребностей парусников.

В сезон ездить на тренировки нужно каждый день – пригород не пугает. Ребята централизованно собираются с тренером на автовокзале, берут билеты Гродно-Озеры и группой садятся в маршрутку. В яхт-клубе они проводят по 6 часов, половину из которых – непосредственно на воде.
Помимо локальных заплывов, представители сборных и национальной команд тренируются на Минском море или озере Нарочь. Туда ребята со всех регионов Беларуси регулярно ездят на сборы. Все условия с жильем и питанием им предоставляют бесплатно.
Парусный спорт – это дорого?
На первый взгляд кажется, что яхтинг – элитарный спорт. И Ярослав Комлев подтверждает: “Новое судно объективно стоит космических денег, особенно в нынешних условиях, когда его трудно пригнать. В сумме выходит порядка 40 000 рублей. Но школа предоставляет это на безвозмездной основе”.
– Кроме того, у нас осталось много советских яхт, которые отлично подойдут новичкам. Они даже более безопасны, чем современные, и мягче по материалу. За занятия платить тоже не нужно. Единственная статья расходов – форма. Но у тренера всегда неплохие запасы, которые он постоянно обновляет, – рассказывает гродненец.

Как распределяются яхты? Каждая имеет определенную шкалу целостности. Лучшим – самые целые. За каждым закрепляется своя лодка в зависимости от достижений либо по принципу “посадили – и пошло”, легкое суеверие у яхтсменов тоже присутствует. Яхта Ярослава 2014 года производства и считается одной из лучших в Гродно.
Фирменные парусные вещи тоже стоят приличных денег: профессиональная куртка – 1 000-3 000 рублей, а полный набор одежды – более 4 000 рублей, листает каталог Ярослав. Такие цены мало кого обрадуют, особенно начинающих. Ведь надо подумать и о выходе в самую прохладную погоду. К примеру, выездной комплект на 4 °C состоит двух гидрокостюмов, “откренок” (защитных шорт), лосин, непромокаемой куртки, жилета, шапки либо шарфа и гидроботинок.

– В этом смысле тренер заботится о нас и ищет всю экипировку по секондам, закупает и потом отдает за минимальную сумму. Очень хороший гидрокостюм для защиты от влаги и ветра в комиссионке обходится в 30-40 рублей, – приводит аналогию парень.
А еще есть такая вещь, как драйсьют – сухой костюм. Он создает практически полную герметичность, которая обеспечивает теплом в любых условиях. Стоит от 2 000 рублей и немного сковывает движения, поэтому его используют в основном для защиты малышей. На более высоком спортивном уровне это один из решающих факторов.
А еще яхтсмены не брезгуют аксессуарами. К примеру, часы с таймером, которые вешают на мачту, стоят около 300 рублей. Но чаще всего их заменяют любыми водонепроницаемыми аналогами. На Чемпионатах Европы и других международных соревнованиях многие гоняют с компасами за 1 000 - 1 500 рублей. И вот такие вещи тоже поражают своей ценой, признается Ярослав.

– Зато на соревнования мы выезжаем за счет Министерства спорта, а не личные средства. Дорогу, проживание и питание нам оплачивают. Кроме того, всем спортсменам выдают суточные. При зарубежных выездах это 85 рублей в день. Свои деньги тратишь только на то, чтобы закупить что-то из требуемого за границей. В частности, на Геленджикской регате – крупнейшей гонке по количеству участников в СНГ – самый большой выбор аксессуаров для парусного спорта.
Какие страны повидали благодаря яхтингу?
Ярослав отмечает, что раньше парусные гонки проходили с большим количеством инвесторов. В Гродно выездным спонсором был “Гродно Азот”, благодаря которому яхтсмены часто выступали в Польше (Семянувке, Мронгово), Украине, Эстонии, Германии, Финляндии, Испании. В данный момент из зарубежных стран осталась только Россия.
Из самых масштабных заграничных соревнований, на которых побывал наш собеседник – Геленджикская регата и Весенние старты в Геленджике, а также две регаты в Польше, не считая всевозможных Кубков и Чемпионатов Республики Беларусь, где в 2024 году он получил звание мастера спорта Республики Беларусь.

Самые непредвиденные ситуации на воде
Белорусские парусники тренируются на водоемах, где практически нет волны и негде разогнаться ветру. В море спортсмены выходят только во время соревнований. Поэтому, по признанию Ярослава, разница все же чувствуется. Минское море больше приближено к морским условиям, но все равно не то. Кроме того, там тренируется только национальная команда.
– В Геленджике мы гоняем в бухте Черного моря. При направлении ветра с гор может случиться “боро-боро” – это схождение огромной массы облаков, из-за чего порывы достигают ураганной мощности. Для меня стала открытием ситуация, когда я провалился между двумя самыми большими волнами и видел только верхушку соседних мачт. А они по 5-6 метров в высоту. Этот вид я запомню надолго, – эмоционально вспоминает парень.

Еще из непредсказуемых ситуаций – неудачные падения на яхте. В 90% случаев это происходит на поворотах.
– Однажды на соревнованиях в Геленджике я опрокинулся свыше 10 раз – больше, чем за весь прошлый сезон. Был порывистый ветер со странным направлением, плюс волна. В тот день для меня сложилось много непривычных факторов.
У детей в яхтинге иногда путаются ноги в шкоте (системе канатов), из-за чего они пугаются. Но это редкие ситуации. Как правило, более опытные спортсмены знают, что делать. Можно упереться ногой в плашки и спасти себя от выпадания. А вообще, это сложная задача, и надо еще умудриться. Кроме того, все занимаются в спасательных жилетах. А рядом всегда находятся тренеры и судьи, которые сопровождают яхты на катере и в случае чего помогут.

– Если критическая ситуация – молния или гроза – нам дают команду переворачиваться и сидеть на яхтах. Это самый безопасный вариант. Потому что на водоеме мачта – прекрасный громоотвод.
И все же главная сложность для занятия яхтингом в Беларуси – отнюдь не в отсутствии моря, считает Ярослав. Почти всему можно научиться и в наших условиях. Главное – человеческий фактор.
– Основная помеха – страх и логистическое неудобство. Многие родители боятся отдавать детей на воду, переживая за ребенка на самой тренировке и как он туда доедет. Плавать научим – жилет выдадим. И этого будет уже более, чем достаточно.

Как таковой физической силы в яхтинге не требуется. Главное – координация и выносливость. Современные парусы держатся на системе блоков, что сильно облегчает управление.
– Наше основное движение – за бортом, зацепившись в ремни. Тут и наступает момент выносливости. Это нелегко, плюс работа шкотом. Вопрос лишь в том, насколько долго ты сможешь так провисеть.
К тому же надо понимать, что яхта движется только за счет ветра. Отрегулировать парус необходимо в зависимости от условий. К примеру, если ветер дует сзади, нужно сделать его более “пузатеньким”. В случае сильного ветра, наоборот, уплощить – от этого станет легче.
Знать принципы физики и аэродинамики в яхтинге не обязательно, но лучше иметь о них представление. Ведь парус работает по принципу крыла самолета, который за счет завихрений ветра накапливает и создает под собой подъемную силу.
Гонки на яхтах: "ПДД" на воде и рекорды скорости
Для интереса попросили Ярослава сравнить, чем отличаются гонки на воде от автомобильных: кто кому уступает, до какой максимальной скорости можно разогнаться и на какие уловки идут участники на дистанциях.
– Все стартуют с одного места и идут против ветра. Подходя к первому знаку, левые должны уступать правым. На втором знаке у нас полный курс, и ветер дует сбоку. В это время с десяток яхт могут двигаться буквально в рядок. Такая ситуация была на Первенстве РБ – и никто не хотел уступать. Но все регламентируется правилами. Попадая в условную зону трех корпусов, начинает действовать правило “внутренний – наружный”. Это значит, яхта, находящаяся внутри, имеет право дороги, – поясняет спортсмен.

Однако самое главное, что нужно показать во время гонок – тактику. Это больше всего ценится в яхтинге. У каждого участника она своя и зависит от того, сколько он усвоил из того, что объяснил тренер, как умеет анализировать других спортсменов и, конечно, погоду. Нужно добиться максимальной скорости и выгоды относительно ветра и соперников. От этого и строится вся гонка. Кто лучше оценит обстановку, тот и выйдет первым.
Правила парусных гонок – это по сути ПДД на воде. Они выпущены Международной федерацией парусного спорта (ИСАФ), действуют 4 года и потом обновляются.
– У автомобилистов есть главная и второстепенная дороги и они часто руководствуются правилом помехи справа. А у нас все определяется наличием двух галсов у яхты – курсов судна относительно направления ветра. Бывают левый – ветер дует в левый борт – и правый, когда в правый. Правый галс имеет право дороги, левый должен ему уступать.

Если яхты идут на одном галсе, тогда оцениваются подветренная и наветренная стороны. Первая находится за парусом по направлению ветра, вторая – перед ним. Право дороги имеет подветренная сторона.
По словам гродненца, максимальная скорость на яхтах переваливает за 80 км/ч – и это тоже исключительно за счет силы ветра. Но у спортсменов есть свои лазейки, как ее нагнать.
– По 42 правилу отслеживается, чтобы гонщики использовали исключительно силу ветра, а не гребли рулем или махали парусом. Ведь в случае штиля многие используют схему разгона поворотами либо качками. За счет того, что парус имеет форму крыла самолета, он схватит часть ветра и добавит себе скорости. Подобное участникам заездов разрешено сделать всего один раз. Больше уже считается нарушением, за чем строго следят ампайеры (судьи) и другие гонщики.

Имеются в яхтинге и свои традиции для победителей регат. Того, кто всех обогнал, хватают за руки и ноги и кидают с пирса в воду.
По аналогии с водительскими существуют также яхтенные права. Их выдают на управление яхтой или другим маломерным судном. Они бывают двух видов: белорусские и международные. Первые ограничены мощностью мотора до 30 л.с. А вторые – вместимостью или габаритами судна. Такие документы есть у всех тренеров вместе с обязательной категорией спасателя – без этого им запрещено работать.

Есть у яхтсменов и особый “карабельный” язык. К примеру, фордевинд и бакштаг – это курсы, которыми идет яхта. Самый крутой – бейдевинд.
– Например, шпринт для нас – одна из составляющих самой маленькой яхты. Это все про обозначение вещей, которые не всем понятны. Я много раз приходил к выводу, что парусный спорт – достаточно закрытая экосистема и один из самых немногочисленных видов спорта в нашей стране, – считает Ярослав.
И тому есть причины. В Беларуси всего 4 парусные школы: две в Минске и по одной в Гродно и Гомеле.
Чем парусники занимаются зимой?
В парусном спорте сезон начинается с апреля и заканчивается в сентябре последними соревнованиями – Чемпионатом РБ. После него в стране уже ничего не проводится и сезон объявляется закрытым. Но остаются Кубок Содружества по парусному спорту и Геленджикская регата, куда наш герой неизменно отправляется.

Весь октябрь у тренеров и спортсменов отпуск (прим.ред.: в это время мы и встретились с Ярославом). А зимой, когда нельзя выйти на воду, они подтягивают физическую форму. Этот этап длится полгода.
– Мы дважды в неделю занимаемся в тренажерном зале, дважды в игровом для развития координации и еще дважды – материальной частью. У нас есть помещение рядом с “Гродно Азотом”, где хранятся зимой яхты, которые мы ремонтируем и полируем. Починкой занимаемся сами, за счет этого большинство ребят к возрасту 15-16 лет уже умеют работать руками: и дрелью, и болгаркой, что тоже немаловажный плюс.
И когда сходят последние морозы, начинаем перевозить яхты в клуб. Отсутствие минусовых температур для нас – самое главное, поскольку внутренний материал яхт имеет свойство вбирать в себя воду. Если в результате столкновений на корпусе появились трещины, во время морозов вся вода внутри разбухнет и испортит судно.

И далее с появлением тепла все больше людей выходит на воду. Первые соревнования республиканского уровня – для юниоров до 21 года – начинаются в конце мая. А после идет Кубок Республики Беларусь – для людей постарше. Для них же проводится осенний чемпионат в конце года.
– На подобных мероприятиях можно встретить даже заслуженного мастера спорта, чемпионку мира и Европы Татьяну Дроздовскую, которой 46 лет, но она до сих пор гоняет. Не в каждом виде спорта такое встречается, – восхищается гродненец.
Куда отдать ребенка на яхтинг в Гродно?
Для тех, кто вдохновился примером нашего героя, обращаться нужно в СДЮШОР “Неман”. Набирают ребят от 8 до 11 лет. Ярослав подчеркивает, что вначале физические данные не особо нужны.
– Никакого отбора по росту или весу. У нас для каждого найдется своя задача. Если ребенок маленький, его могут посадить на яхту-двойку с напарником, – отмечает он.
Начинают все с самого маленького одиночного “Оптимиста”, затем вырастают до небольшого двухместного “Кадета” – туда могут посадить малыша до 25 кг. Следом спортсмены ходят на “Лазере” (как Ярослав Комлев). Такие яхты бывают трех видов: корпуса одинаковые, отличия только в парусах и мачтах.
Все занятия бесплатные. О форме заботится тренер и старается достать по максимально выгодным ценам. Поездки на соревнования – за счет бюджета. Бонусом можно получать высокую стипендию.
Что дает яхтинг?
Для Ярослава Комлева это образ жизни, к которому он прирос и уже не представляет своей жизни без парусного спорта.
– Сейчас, когда нет тренировок, кажется, что все идет кувырком. Я не могу нормально сосредоточиться и спать, нет привычной усталости.
А еще это большое материальное подспорье. Ярослав поделился суммами вознаграждения за свои спортивные достижения.

– Я как мастер спорта и спортсмен Республиканского центра Олимпийской подготовки в Минске (высшее учреждение для яхтсменов в Беларуси) ежемесячно получаю более 450 рублей. Это максимально возможный вариант денежного вознаграждения, за исключением президентской стипендии, которым меня поощрило Управление спорта и туризма Гродненского облисполкома за 2 место на Чемпионате Республики Беларусь.
В целях на будущее – попытаться попасть в Национальную команду. Для этого нужно только работать над собой. Хотя в дальнейшем парень не видит себя тренером, а планирует стать юристом с трудоустройством в Следственный комитет РБ, любимым делом обязательно продолжит заниматься. Это будет интересно. Ярослав шутит: “Следак на яхте”.

Как еще применить навыки яхтинга в Беларуси? Например, открыть бизнес по прокату, вести курсы и мастер-классы, в том числе в корпоративных целях. А они, как мы увидели в интернете, достаточно дорогостоящие: по 500-1000 рублей с человека. Многие действующие спортсмены, по словам Ярослава, так и подрабатывают после основных тренировок.
Желание отправиться в кругосветку у героя присутствует. Но Ярослав прекрасно понимает, что стоит за красивыми видами и как отреагирует организм на много месяцев в море. Это все больше романтические мечты. И да, сомалийские пираты до сих пор существуют :)
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции