Виталий оклеивал премиальные автомобили в США и Польше, поезда и даже яхты, но вернулся в Гродно, чтобы начать здесь новую жизнь и бизнес. В родной город мужчина приехал с зарубежным опытом, желанием честно оказывать качественную услугу. АвтоГродно встретился с детейлером и поговорил о его пути.
8 лет эмиграции
В общей сложности Виталия не было в Беларуси 8 лет. В 2017-м он оставил в Гродно свой первый бизнес. Это был салон по химчистке автомобилей, мебели и ковров. Но, как он сам признается, не пошло, поэтому уехал.
Далее публикуем монолог нашего героя.
– Вначале в Польшу. Первое время работал там водителем. Затем устроился менеджером в компанию по оклейке автомобилей. Параллельно обучился там тонировке, чтобы понимать, о чем в нюансах говорить с клиентами. Проработал в этой фирме 2 года, – вспоминает Виталий.

А потом начался долгий поиск себя: от охранника игровых автоматов до диджея в детском лагере. Был даже сварщиком на заводе. В какой-то момент в моем жизненном опыте накопился внушительный спектр услуг. Я даже посчитал – это была 21 работа. Менял их в большей степени не для того, чтобы выжить, а найти свое дело. Оклейка автомобилей стала для меня возвращением в себя и чем-то вроде медитации. Как художник рисует картины, так я видоизменяю машины, наслаждаясь процессом либо результатом.
И вот в 2021 году мне выпал шанс полететь в Америку. Изначально планировал на пару месяцев, а получилось на 2 года. Там я оттачивал свое ремесло в оклейке автомобилей, набивал шишки и получал уникальный опыт.
Путь США – Гродно
Через какое-то время пребывания в США мне удалось открыть свою компанию: как наше ООО, только LCC. Так я стал подрядчиком между фирмами и клиентами, приезжая на заказы туда, где не было услуги либо специалиста по тонировке и оклейке авто.

Это научило меня хорошо обращаться с люксовыми автомобилями: Lamborghini, Ferrari, Rolls-Royce. В Америке совершенно реально работать с таким классом. И впоследствии такое портфолио формировало ко мне еще большее доверие. Клиенты видели, что мне доверяли машины за сотни тысяч, поэтому не боялись отдавать свои автомобили.





Но в США мне не понравилось (прим. ред. смеется). Скажу честно, не подошел стиль жизни американцев и их менталитет. Я постоянно чувствовал, как люди в моем окружении были постоянно ориентированы на деньги. Я ощущал, что приехал на вахту.
Кроме того, у меня было чувство опасения за собственную безопасность в связи с тем, что в США обычным людям разрешено носить оружие. Для меня это слишком непривычно. Каждый раз эмоционально задевали новости, когда происходили криминальные инциденты. А по статистике, штат Иллинойс, где я жил, негативно выглядел в плане преступности на фоне остальных.



И вот когда таких личных аргументов собралось достаточно много, понял, что добываю до определенного момента и уезжаю отсюда.
В августе 2023 я решил вернуться в привычную среду и улетел в Варшаву, где еще 2 года занимался оклейкой. Был готов открывать в Польше свою фирму.


Спустя два года по семейным обстоятельствам переехал снова в Беларусь. Теперь продвигаю свое дело здесь. В Гродно я с июля 2025 года.
Вернулся – значит, сдался?
Сейчас я предлагаю свои услуги в автомобильной студии @aesthetic_car_studioj, которая находится на улице О.Соломовой. В коллаборации с другими мастерами мы дополняем друг друга и охватываем более широкий спектр клиентов.
Параллельно оклеиваю не только авто, но также входные и межкомнатные двери, окна, балконные рамы и кухонный фронт.

Переезд в Беларусь предпочитаю называть не возвращением, а движением. Потому что “возвращение” звучит как будто бы ты сдался. Но это не так: у меня остались прежние амбиции внутри, я все равно добиваюсь целей и иду вперед. Да, меняется сегмент клиента и автомобиля из люкса в более бюджетный класс, но это ничего не значит. Автомобили – есть автомобили, и с каждым нужно уметь работать.
Как изменился Гродно?
Не жизнь в Гродно поменялась, а я. Главное, что понял: мир не ограничивается одним городом. И неважно, где жить, главное – с кем тебе будет приятно.
И все же считаю, что иметь возможность приехать домой – дорогой билет, а каждого эмигранта определенно тянет на родину. Да, зачастую ему не позволяют это сделать определенные обстоятельства. Но порой есть и "страх вновь приехать туда, откуда он хотел сбежать". Я могу себе позволить приехать домой – и это большое наслаждение.
Конкретно в моем случае ехал даже не в сам Гродно, а к семье. Безусловно, мне приятно и хорошо здесь.
Как отличаются подходы к бизнесу и заработок?
Я не сравниваю. Если взять белорусскую и американскую продуктовые корзины, могу сказать, что лично для меня “то на то” и выходит. Безусловно, в цифрах это совершенно по-другому, но в потребностях одно и то же.
Еще одна причина, по которой сложно увидеть мои доходы на данный момент в Гродно – я сразу вкладываю в бизнес все, что зарабатываю. Проводить параллели считаю некорректным, потому что это абсолютно разные рынки. Европейский, американский и белорусский основаны на разных потребностях водителей. Продуктовая корзина у нас разная, запросы тоже. И вообще, мы живем в разных мирах.

Подходы совершенно разные, потому что люди другие. Американцу по большей части все равно – ему главное сделать, и неважно как. Он заплатил, получил услугу и поехал. Белорус же хочет, чтобы это было качественно, чтобы перед другими было не стыдно. В Польше 50/50: там хотят и идеально, и быстренько. Хотя у нас тоже такое есть.
Клиент в США более лоялен и тонирует сразу всю машину с лобовым стеклом, а в Беларуси недавно только заднюю полусферу разрешили.
О гродненских клиентах и их запросах
У гродненцев совершенно разные потребности. Кто-то просто хочет визуально изменить свой автомобиль. К примеру, разрешили тонировку – и водители сразу ее просят.
Последние клиенты приходили с запросом просто закрыть заднюю полусферу, потому что ездили со шторками и искали замену: “Я хочу, чтобы моим детям не светило” или “Чтобы меньше тепла попадало в автомобиль”. Ведь занавеска не спасает от него, как и от УФ-излучения. Его блокирует только материал со слоем керамики или карбона либо металлизированная светопоглощающая пленка. Именно это убережет салон от перегрева, а кожаные изделия – от сухости.

Кроме того, атермальные прозрачные пленки защищают от водительского загара. Увы, они не разрешены на передние стекла в Беларуси, хотя светопропускаемость не блокируют, а делают вождение еще более безопасным. Если автомобиль попадает в аварию, такое стекло может лопнуть, но не рассыпется в лицо водителю благодаря клеевому свойству. Это как в авто премиум-класса, в которых установлены двойные стекла, проклеенные между собой.
А бывают такие клиенты, которые сами не знают, тонировать или нет. Тогда задаю вопрос: “Зачем вам это?” И зачастую автовладелец не может дать ответ. Если его машина и без того прекрасно выглядит, услугу не навязываем, из-за чего сами у себя иногда отбиваем клиентов, зато поступаем честно. На рынке встречаются разные подходы, но мне кажется, когда идет поиск, чем действительно помочь людям – только так они к тебе будут возвращаться. Первостепенная задача нашей студии – закрыть потребности местных водителей.
Сравнивая с европейским и американским подходами к автомобилям, в Беларусь отдельные зарубежные привычки доходят позже. Мы объясняем гродненцам, что оклейка даст сохранность и преимущества их машинам.
Чем оклеиваете автомобили в Гродно?
Я занимаюсь оклейкой и тонировкой автомобилей, а также сменой цвета кузова полиуретановыми пленками. Их главная функция заключается в сохранении авто в заводском лаке.
Оклеить авто можно разными пленками. Некоторые мастера идут на поводу рынка и закупают дешевые материалы, которые через время теряют глянец. Я работаю с теми, которые дают долгосрочную гарантию. Тут важно понять, что дешево не равно качественно.
Если не оклеить машину сразу после покупки – пока она новенькая – либо после покраски, когда цвет еще смотрится идеально, вскоре на ней появятся сколы. Риск очень велик, особенно от частой езды по гравийным и междугородним дорогам класса Р. Это не только неэстетично, но и ведет к дальнейшей окраске автомобиля. Далеко не каждый специалист попадет в цвет элемента либо подберет нужную толщину лака или краски “в завод”.

В моем зарубежном опыте люди покупали автомобиль и сразу оклеивали его в полиуретановую пленку, чтобы защитить от сколов и реагентов зимой, битума, парковочной царапины и случайной краски. Городские голуби тоже часто гадят на авто, оставляя известь, которая портит кузов при нагреве под солнцем. Потребуется целая дорогостоящая технология, чтобы вывести последствия, и полировка в этом не поможет.
Эстетика, безопасность и здоровье – вот 3 главных аргумента при тонировке стекла. Ведь речь не только о том, чтобы машина смотрелась круче. Тем самым мы меняем еще и ее стоимость на рынке: оклеенное авто оценивается выше.
Насколько сложно с материалами в Беларуси?
Зачастую их нельзя найти ни в Беларуси, ни в России. Ты тратишь очень много времени и иногда остаешься без заказа, а клиент – без услуги. Для мастера это нерентабельно.
Доставить европейский материал сюда тоже очень трудно. Во-первых, он дорогой. А если везти из Китая или Кореи, нужно одномоментно крупно вложиться, потому что покупать по частям не получится. Ты должен взять сразу комплексно и много, чтобы у тебя лежало и быть готовым к следующему клиенту. Но где это все хранить? И получится ли реализовать все исходники, чтобы вернуть свои деньги? В то же время если нет материала, клиент у тебя не останется.

Так и получается, что, с одной стороны, мы хотим вложиться в бюджет заказчика, чтобы предоставить ему услугу. А с другой – сами в тупике, как это сделать. Ведь качественных материалов мало, их трудно достать и никто не дает гарантии, что они приедут вовремя. Оклеивать альтернативными, более доступными пленками, пусть и худшего качества, автовладельцы не хотят. Мастера постоянно находятся в этом круговороте. Поэтому и говорят, что детейлеры или лысеют, или седеют.
Тем не менее, с пленками для авто дела обстоят лучше, чем с интерьерными. Сейчас как раз набирает обороты движение с тонировкой. Больше производителей приходит на рынок, и все больше людей этим интересуются. А где спрос – там и предложение. Если бы нашелся крепкий бизнесмен, который смог привезти в Беларусь много материала и продавать его – было бы намного проще работать. Мы в острой необходимости подобной альтернативы.
А пока везем материалы из совершенно разных концов света: Китая, Кореи, Японии, Америки, Франции, Люксембурга. Ожидание индивидуального заказа растягивается от 1 до 4 месяцев. В этом огромные сложности.
Какие еще стрессы бывают?
Каждый специалист нервничает от сюрпризов, о которых ему не договорили по телефону, пока он не видит автомобиль. Ведь у нас жесткий тайминг.
Иногда приезжают грязные автомобили, а по технологии должны быть чистыми. Мыть их некогда, потому что через время привезут следующее авто. Еще один повод для беспокойства, когда клиент не сообщает, что машина была тонирована или у нее проклеены стекла – он может и не знать этого, – что тоже дополнительная работа для детейлера. Соответственно, и оплата для автомобилиста, поскольку это занимает больше времени, и сдвигаются все сроки.
Сколько стоит оклеить автомобиль?
Средний диапазон полного обертывания автомобильного кузова в полиуретановую пленку в Беларуси составляет от 7 000 рублей до 10 000 рублей. Но все индивидуально: каждая машина подлежит оценке. Итоговая стоимость зависит от модели машины и типа кузова.
Отдельно отмечу, что смена цвета авто пленочными покрытиями в Гродно менее актуальна. Хотя это позволяет круто видоизменить свой автомобиль. Может, клиент хотел розовую машину, а купил черную?
В Минске делают смену цвета, но это стоит недешево, потому что цветной полиуретан дороже, чем обычный. Есть еще виниловая пленка, на которую можно нанести любую графику, рисунок или рекламу. А бывает прозрачный полиуретан на кузов, только в цветной палитре. Совершенно реально также добавить перламутра или металлизированной пленки. И вот с этим мы можем помочь водителям в Гродно.
Даете гарантию?
Гарантия на работу составляет от 1 до 3 лет в зависимости от услуги, на материалы – от 7 лет. На тонировку стекол я спокойно могу дать 3 года гарантии и уверен, что с материалом ничего не произойдет.
Но сразу подчеркиваю: речь идет не о механических повреждениях. Всегда обращаю внимание клиентов: “Если поцарапаете стекло или ударите по нему, в результате чего пленка сорвется – я всегда это увижу”. Все механические повреждения исключительно на ответственности водителей.
В свою очередь, немеханические дефекты – это ситуации, когда пленка вздулась или оторвалась, например, во время опускания стекла.
Какое самое необычное транспортное средство оклеивали?
Однажды с ребятами оклеивали яхту в Америке. Это нужно для защиты судна от битья бортом во время пришвартовывания и постоянного нахождения на солнце.
В Польше целиком обертывали поезд, меняли ему цвет. Я был сильно удивлен такому заказу: “Поезд? Вы серьезно – это как вообще?”. Даже не знаю, что проще: оклеить поезд или автомобиль. Иногда авто попадаются похлеще, чем поезда. На самом деле, с последним нужно просто оформить две фронтовые части и бока, крыши за границей никто не делает.
В перспективе можно и автобусы клеить. Для пассажиров это было бы комфортно, ведь салон не так нагревается. Значит, и кондиционером нужно меньше пользоваться – а это экономия топлива. Если пошагово переходить от первопричины до следствия, аргументов найдется очень много.
– Перечислите еще раз виды услуг, которые вы оказываете в Гродно.
– Это тонировка авто, оклейка кузова, оклейка стекол в офисе, брендинг авто, брендинг витрин, смена цвета мебели, бронь стекол в офисе.
Благодарим Виталия за общение, найти его можно через аккаунт студии @aesthetic_car_studioj.
Эту Skoda Yeti Александр Дежкунов купил новой почти 11 лет назад.