| av.by Надежда Болотова
| av.by Надежда Болотова

"За рулем фуры держит только заработок". Бывший радиоведущий стал водителем автопоезда

Известный гродненский радиоведущий, бывший кавээнщик и один из самых веселых «ивентщиков» Гродно сменил корпоративы на автобаны, а микрофон – на руль большегруза. Сейчас он сам себя в шутку называет «дальнобалабольщиком» и «акыном европейских дорог».

Чего больше было в этом решении — романтики, отчаяния или холодного расчета?

На каких большегрузах удалось порулить? Про зарплату, естественно, тоже спросили.

 

 

 

Обо всем этом — в интервью av.by.

Журналистам повезло. Запланированная беседа совпала с отпуском Рустама. Поэтому общение было не виртуальным, а самым что ни на есть настоящим.

Встреча состоялась в одном из гродненских кафе, где несколько часов журналисты проговорили с Рустамом про будни дальнобоя. И не только! Вдоволь насмеялись и даже где-то поплакали. Но обо всем по порядку.

Рустаму Драникову — 39 лет. На самом деле это его творческий псевдоним. У гродненца непривычная для белорусов фамилия — Агадуллин. И когда пришло время устраиваться радиоведущим, директор компании предложил сменить ее — чтобы в эфире она звучала!

— Ну что белорусу ближе всего? Картоха! Так я и стал Драниковым! — вспоминает мужчина.

Рустама Драникова в те времена знали все! Каждое утро он здоровался в радиоэфире со слушателями, а вечером отжигал на тусовках в клубах и ресторанах. Парень вел городские праздники и был любимчиком многих молодоженов — запись к нему шла на месяцы вперед.

— Мы даже однажды проводили праздник для мужчины, который только-только вышел после отсидки на зоне. Так что я в ивент-сфере мало чего не вел!

— Не жизнь, а малина! Почему же решил сменить профессию так кардинально?

— Мне часто задают этот вопрос. И я уже нашел для себя дежурный ответ. Мои восточные корни и склонность к кочеванию, наверное, какую-то роль здесь играют. Я же наполовину татарин! Папа был в войсках пограничных, мама — в колхозе. Папа приехал на картошку, и там познакомились! Так вот, вернемся к смене профессии. Я хотел увидеть новое, что-то открыть для себя… И, наверное, если бы не это желание, ко мне не приходили бы возможности. К тому же у меня есть семья. И ответственность перед ними… А порой приходится выбирать зарплату, деньги и двигаться, открывать что-то новое и непривычное для тебя.

В дальнобойщики Рустам подался в 2020 году. Правда, до этого у гродненца уже были все необходимые категории, а в период коронавирусной пандемии он отучился ещё и на перевозку опасных грузов. Но никто не торопился брать бывшего радиоведущего на работу водителем фуры. «А вдруг несерьезным окажется?» — наверняка думали рекрутеры, изучая резюме Рустама.

— Первая компания-наниматель была из России. Помог мне туда устроиться мой двоюродный брат, который там уже работал. Мы ездили по небольшому кругу Москва — Варшава. Нас в компании называли не дальнобойщиками, а просто доставщиками пицц! Мол, маленький совсем круг для рейсов. Ездил на «доходяге» Mercedes-Benz Actros 3. Первый раз проехал с братом в качестве ученика…

А уже в сентябре 2020-го, аккурат в день рождения Рустама, на фирме ему выдали собственную фуру и ключи!

 

 

 

— Все, о чем может мечтать мужчина, — в 35 лет заполучить дорогостоящий Mercedes-Benz! — не без иронии смеется Рустам. — Мне сказали: «Вон стоит белый Actros. Вымой его!» Госномер — U 929, как сейчас помню! Эти цифры просто выжжены в душе.

— Страшно было в первом рейсе одному за рулем новой машины?

— Больше боялся, когда с братом ездил на его технике: то сцепление передержу, то передачу позже включу. Я ведь волновался! А он человек опытный — естественно, замечания делал, давал советы. В общем, помогал, как умел. Ну а когда я оказался один, мог уже спокойно принимать самостоятельные решения… Сам начал понимать, как все управляется, переключается, ездит. Поначалу два часа мог под рампу подъезжать, но это нормально! Коллеги относились к такому по-разному… Одни выбегали и с охотой помогали, потому что сами помнят себя молодыми. А другие могли и посмеяться, — вспоминает Рустам.

— Во время первого рейса я вообще въехал в Варшаву и... потерялся! Двигался по дороге, соединявшей Белосток и столицу, но не туда свернул. Наткнулся на два знака: тоннель, под которым, естественно, не проеду из-за габаритов. А с другой стороны уже виднелись высотки Варшавы и знак «Грузовым въезд запрещен». Остановился на развилке, ко мне сразу приблизилась полиция! Пот градом, нервы на пределе — меня же предупредили, что штрафы здесь большие. Но стражи порядка спокойно объяснили, как проехать! Там перед тоннелем был съезд, оказывается… В общем, в тот раз все закончилось благополучно! Самое сложное вначале — научиться парковаться и адаптироваться к габаритам немаленького автопоезда…

Сейчас Рустам ездит исключительно по Европе. Он побывал почти во всех странах ЕС: Германии, Бельгии, Венгрии, Австрии, Италии, Португалии, Словакии, Словении, Румынии, Франции, Испании. Кстати, когда отдыхает, времени зря не теряет: изучает достопримечательности и красивые места.

— Я всегда ищу возможность сесть на велик во время паузы и куда-то добраться. Специально для этого купил недорогой аппарат. Он у меня лежит в кабине. Вот недавно у меня загрузка была во Франции, в городе Мелёне, рядом — замок Фуке Во-ле-Виконт, где снимался фильм «Человек в железной маске». Ну как туда не съездить? Пешком далековато, а тратить деньги на поезд, такси — зачем?

— Я сел на велик и бесплатно добрался до дворца. Словно кино посмотрел! — широко улыбается парень. — Как только я останавливаюсь и понимаю, что впереди у меня большая пауза или, например, ожидание загрузки, я сразу гуглю туристическую карту местности и отправляюсь гонять по окрестностям. В общем, то, как отдыхают другие ребята-дальнобойщики, — точно не мое! Иногда вечером могу купить хорошего вина, хорошего сыра… И посидеть в кабине с открытыми окнами, посмотреть фильм какой-нибудь…

— Как твой быт налажен в машине?

— Что такое кабина фуры? Это твоя спальня, кухня, гараж, рабочий кабинет одновременно! Все на своих полочках лежит. У меня есть плитка газовая и мультиварка, которая очень экономит время. Остановился на одной заправке, набрал чистой вкусной воды. Бросил туда овощей, крупы, мяса. Добавил каплю масла, поставил в розетку на два часа… Пока ты едешь, умный горшочек готовит! Холодильник, кстати, тоже есть.

— А на какой машине ты сейчас ездишь?

— На Volvo с мотором Euro 6, она на полном «автомате». На данном этапе она для меня лучшая. Ездил я и на DAF, и на Mercedes… Но с ней пока никто не сравнится! Есть такое понятие у дальнобоев — машина рулится. Так вот она действительно рулится!

— Ну и как автобаны в Европе? И по какой стране ты больше всего любишь ездить?

— Вся Европа — если ты сейчас про настоящие автобаны спрашиваешь, а не про «козьи тропы», — дорожная. Франция нравится больше всего. Она ведь поделена, и все дороги — под частниками. Каждый отвечает за свой уголок. Огромные чистые парковки, на них — вкусная питьевая вода, которую можно набрать бесплатно, душ бесплатный чаще всего предусмотрен. Ну а вообще, Wi-Fi, вода, туалет, душ на парковках — это есть везде, даже в Румынии и Венгрии.

— Где сложнее всего тебе ездить и почему?

— В Германии. Здесь парковки чаще всего заняты. На дорогах больше пробок. Немцы — это страна «штауланд», как я ее называю. Чаще всего стоит! Как только чуть-чуть теплее становится, рабочие начинают чинить асфальт, из-за этого перекрывают дороги… Душ, как правило, платный. Стоит 3-4 евро за 10 минут использования.

— А в плане безопасности?

— Историй слышал много разных, но со мной, тьфу-тьфу-тьфу, ничего не случалось. Не бывало такого, чтоб кто-то тент порезал или бензин слил, например! Один раз сперли крышку от бака. Это какой-то водитель сделал, у которого тоже свистнули такую же крышку, — смеётся Рустам. — Как-то меня француз обгонял на маленьком грузовичке. У него был плохо закреплен товар. И вдруг какой-то пластик начал парить и прилетел мне в лобовое. Пришлось догонять! Через гугл-переводчик общались, так как он не знал английского, а я по-французски знаю только несколько песен. Но все нормально, оформили страховку и вопрос закрыли.

— Штрафы были?

— Конечно! За превышение скорости чаще всего. Разные — и 30 евро, и 50. В Бельгии встал на паузу для автобусов. Я подозревал, но у меня не было выбора. Выписали мне штраф на 60 евро. Их, кстати, потом высчитывают из зарплаты. Но в последнее время как-то, к счастью, меня проносит. Есть еще одна служба — BAG (баговцы). Обычно дальнобойщики так называют инспекцию, которая может пригласить тебя на контроль тахографа (аппарат, который в грузовике в том числе следит за режимом труда и отдыха водителя). Здесь у меня тоже есть нарушения. Как говорят опытные шоферы, если ты без распечатки приехал на базу, ну что ты за дальнобойщик?

— Бывает, что ты осознанно идешь на нарушения… Ну нет у тебя парковок по дороге! Что делать? Приходится нарушать — не встанешь же ты просто на обочине. И вот вместо десяти разрешенных часов (два раза в рабочую неделю) ты перекатываешь десять-пятнадцать минут... Надо сделать распечатку с тахографа. Если тебя остановит инспектор, ты ее покажешь, мол, нарушение есть, каюсь, но выбора не было! Как правило, к этому относятся с пониманием… Другое дело, если он сам распечатает и все увидит. Там уже штрафов не миновать. 

— А расскажи нам про зарплаты дальнобойщиков сейчас.

— Все зависит от фирмы и от твоего опыта. Я слышал об абсолютно разных суммах. Скажем так, стартуют они от 75 евро в сутки. Потолок, о котором я знаю, — 105 евро в сутки. Такая зарплата у ребят, зимой на «холодильнике» перевозящих рыбу из Норвегии. У меня 80 евро в сутки получается.

— Сколько денег уходит на быт дальнобоя?

— Я никогда не считал. Но стараюсь все готовить сам, не хожу по ресторанам и кафе. От некоторых коллег слышу, что нужно и 300, и 400 евро в месяц на питание… У меня, честно говоря, выходит намного меньше. Я зарабатываю не для того, чтобы вкусно жрать в кабине. У меня другие цели. Хочу, чтоб моей семье было комфортно.

— Хотелось бы вернуться к микрофону?

— Поностальгировать в радиорубке — это да, а вот идти веселить 20-летнюю пару на свадьбе — уже, наверное, нет. Надо признаться, что первое время я отдыхал от людей. А когда человек остается наедине со своими мыслями, это помогает уложить в голове какие-то волнения, переживания, старые стрессы. Да, отчасти мне было сложно. Иногда и волком выл, и слезы наворачивались. Я человек живой и очень эмоциональный… Особенно сложно дается разрыв с дочкой, — говорит Рустам и отводит взгляд в сторону...

— Такие вещи сложно переживать, но даю себе обещания и озвучиваю это своей семье: с финансовой иглы я слезу обязательно! А сейчас меня там сдерживает только заработок… Жена поддерживает меня во всем. Зная, что мои тылы прикрыты, я могу спокойно ехать и наматывать тысячи километров, чтобы заработать! — признается Рустам. 

// Фото: Ирина Домбровская, из личного архива героя

Сезон байкеров в самом разгаре. Лихие и где-то даже немного дерзкие, громкие и смелые, они рассекают по городским улицам...
На днях официальный дилер Voyah предоставил читателям АвтоГродно для тест-драйва премиальный кроссовер Voyah Free P...
В этом году Минск радует разнообразием автомобильных фестивалей и выставок. Пожалуй, каждый месяц в Минске в этом сезоне...
В Гродно на улице Белуша работает автосалон нового премиального бренда Voyah. В шоу-руме дилер представил часть мод...
Чтобы продлить срок эксплуатации шин, нужно выполнять ряд простых рекомендаций. Своими наработками и заметками с нами по...
1 и 2 мая в Гродно можно было встретить колонну из автомобилей AUDI TT, в которой были TT от первого до последнего покол...
Наталья Коновега родом из Пружан, ей 23 года. И вот уже пять лет миниатюрная белоруска управляет трактором, лихо рассека...
Прошедшей ночью в Гродно привезли Tesla Cybertruck. Прямо с литовской границы автомобиль прибыл в наш город, где его вст...
Следите за нами в соцсетях