| Onliner.by
| Onliner.by

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

Автопром Беларуси времен СССР был сугубо грузовым и особо тяжелым. Минску доверили производить грузовики МАЗ и сверхтяжелые самосвалы БелАЗ. Все это выпускается на одноименных заводах и поныне.

А вот собственной отечественной легковушки как не было, так и нет (сборочное производство Ford, Opel, Samand, Geely и Hongqi не в счет). Хотя такой шанс в свое время имелся. Сегодня расскажем о машине «Длота», которая стала первым отечественным концепткаром, но так и не пошла в серию, пишет Onliner.

Кто автор и в чем его идея

Широкому кругу автолюбителей это имя ничего не скажет, а вот в сообществе дизайнеров Александр Длотовский — фигура известная и значимая. К примеру, именно он был первым председателем Союза дизайнеров БССР (создан в 1987 году), руководил Белорусским институтом дизайна.

Суть идеи Длотовского заключалась в том, чтобы давать вторую жизнь списанным по сроку службы автомобилям. Свой пример автор «Длоты» начал строить в середине 70-х годов прошлого века и в качестве донора взял списанный «Москвич-433». Концепт получил абсолютно новый дизайн кузова и салона. Многие металлические детали заменяли на стеклопластиковые. Двигатель и подвеску оставили родными, а вот КПП Александр решил использовать от ВАЗ-2103. В итоге получился восстановленный, но при этом дешевый автомобиль. Хорошая идея в условиях дефицита легковых машин в СССР и их немалой стоимости.

Как оказалось, эта идея не нова, а удачно применялась после второй мировой войны в маленькой частной мастерской в США. Там за основу брали морально устаревший рамный довоенный Plymouth: двигатель отдавали на капитальный ремонт, а старый кузов меняли на современный новый. Так автомобиль получал вторую жизнь. Всего было изготовлено около 1200 «обновленных» автомобилей. Сейчас эти машины находятся в статусе коллекционной ценности.

Где производить «Длоту»

Ладно, идея есть, концепткар есть, необходимость в таких машинах безусловна. Но где их производить, на каких мощностях, в каком объеме? Как говорит сам Александр Георгиевич, предварительная договоренность уже была с несколькими заводами из Слуцка и Осиповичей. Но, к сожалению, дальше разговоров дело не продвинулось. Какое-то время машина принимала участие в автомобильных пробегах, а позже обосновалась на загородном участке Длотовского.

Всего же на постройку автомобиля ушло семь лет — достаточно много для того, чтоб оставаться актуальным и современным продуктом даже в 80-е годы. Тем более что самую большую страну в мире лихорадило из года в год: война в Афганистане, перестройка, Чернобыль… Не то время было, чтобы обращать внимание на какие-то разработки дизайнера из провинции.

В 90-е на простаивающую машину обратил внимание один парень. Немного поговорив, автор проекта передал ключи в обмен на обещание не уничтожить проект, а использовать его по прямому назначению. Больше о своем детище, названого в честь себя, Длотовский Александр Георгиевич не слышал.

Случайная находка

Несколько лет назад журналисты Onlíner совместно с известными любителями раритетной техники братьями Гапановичами посещали Длотовского у него дома. Именно тогда дизайнер и рассказал про уникальную разработку и ее дальнейшую судьбу. А также поведал о том, что не знает, где сейчас машина и в каком она состоянии. Сетовал Александр Георгиевич и на то, что никаких контактов нового владельца у него не сохранилось.

Найти уникальный автомобиль удалось совершенно случайно недалеко от Минска. Виталий Гапанович проезжал по улице небольшого городка, и глаз «зацепился» за стоявшую на одном из заурядных дворов частного сектора «Длоту». Хозяин оказался дома. Он был именно тем парнем, которому несколько десятков лет назад и подарил Длотовский свой концепткар.

Машина была комплектной, но состояние оставляло желать лучшего: сказывались 15 лет простоя на одном месте. Мужчина говорил, что утилизировать или сдать в металлолом было жалко, да и не на таких условиях он эту машину получал в дар от создателя.

Похоже, что это история со счастливым концом. Олег и Виталий Гапановичи машину реанимировали: сначала накачали колеса, при помощи троса выдернули из земляного плена, притянули в Минск. Позже отмыли и презентовали широкой публике на выставке «Автоэкспо» в начале октября этого года. Двигатель пока запустить не удалось, но искра в зажигании есть, а стартер идет в зацепление с маховиком. В планах восстановить машину в первоначальное состояние. Конечно, на это потребуются немалые средства и силы.

Встречайте – в Гродно официально зарегистрирован VW Golf IV "Арлекин". Корреспондент АвтоГродно встретился с владел...
АвтоГродно пригласили на уникальную экскурсию – в электротехнический колледж имени И. Счастного. Это то самое место, отк...
Passat B3 ушел с конвейера более 30 лет назад, но он до сих пор в наших сердцах и на дорогах. Причем живее всех живых! Ч...
Оказывается, в Беларуси есть BMW 2000C/CS 1967 года выпуска и эта машина, которую не в каждом музее БМВ можно встретить,...
На выходных в Гродно состоялся большой тест-драйв новинки Geely Atlas Cool – это тот самый кроссовер, которого еще нет д...
Василий сам себя называет электрозависимым. Хотя кое-кто из знакомых прозвал его сектантом. И все из-за того, что мужчин...
На сайте РУП «Белспецконтракт» выставлена на продажу раритетная пожарная машина — Mercedes-Benz 1113. Выпущена она в 197...
Дмитрий чуть больше года владеет Volkswagen Passat B8. Мужчина продаёт своё авто около пяти месяцев, и за это время ему ...
Следите за нами в соцсетях