| Onliner.by / Вероника Сайко
| Onliner.by / Вероника Сайко

Находки в гараже. Белорус больше 40 лет коллекционирует и реставрирует советские авто

В прежние годы Владимир Протасеня из Слуцка часто приезжал на фестиваль SunDay в Гродно. Он – известный в Беларуси коллекционер ретромобилей. Недавно к нему в гости приехали журналисты. «Вы лучше не меня, а детей побольше покажите», — постоянно повторял Владимир Протасеня, когда журналисты, сидя за деревянным столом на его участке под Слуцком, расспрашиваем о коллекции советских автомобилей.

Наш герой уже больше 40 лет дает вторую жизнь ретромашинам и ведет технический кружок в местной школе, привлекая к реставрации юных подопечных. В его гаражах несколько десятков автомобилей, которые могли бы стать экспонатами в музее. Onliner рассказывает про некоторые интересные экземпляры.

Не было толковых механиков — решил сам их вырастить

— В конце 1980-х у меня был свой автосервис. В какой-то момент я столкнулся с большой нехваткой специалистов: «старички» уходили на пенсию, а молодежь мне казалась технически неграмотной. Вот я и решил: надо брать дело в свои руки и начинать самому выращивать кадры, — рассказывает о себе Владимир, житель Козловичей — деревни в Слуцком районе.

Ученики нашего героя в это время, затолкав в гараж очередного донора, собираются на тренировку по мотоболу. Да, к соревнованиям по футболу на мотоциклах их тоже готовит наш герой. «Пока не в лидерах, но в чемпионатах участвуем», — делится команда.

— С идеей организовать технический кружок (сейчас правильно называть объединением по интересам) пошел в исполком. Там, узнав, что у меня педагогическое образование, поддержали. Примерно 80% моих выпускников связали впоследствии свою жизнь с авто- и мототехникой.

Раньше кружок посещало по 35 человек, сейчас примерно 15. Но и количество учеников в школе за пару десятилетий уменьшилось: с 300 до 86 — такие цифры озвучивает наш герой.

— Увлечения и любовь к технике должны прививаться с детства. Некоторые мои воспитанники сейчас уже своих детей приводят ко мне в объединение. Помимо машин мы восстанавливаем и ремонтируем спортивные и дорожные мотоциклы, картинги.

Какие интересные машины есть в коллекции?

В коллекции Владимира около 40 машин: примерно 15 из них восстановлены и готовы в любой момент принять участие в какой-нибудь ретровыставке. Своя мастерская с холодным и теплым цехом у нашего героя есть на одном участке с его домом — навесы скрывают бесчисленное количество запчастей и уставших (или не очень) кузовов. Еще одна мастерская находится на территории школы. Несколько гаражей с машинами разбросаны по Козловичам и Слуцку. Какие-то принадлежат Владимиру, другие он арендует.

— Машины начал собирать, когда мне было 20 лет. В то время с поиском интересных экземпляров помогали в ГАИ, давали список номеров владельцев интересных ретромоделей. Но многие автомобили литовцы успели повыкупать.

Мне нравится советский автопром. Он более дубовый, чем иностранный, но зато и более ремонтопригодный. Однако живых машин остается все меньше и меньше. Например, ГАЗ-67, -69 вообще не найти в нормальном состоянии. Почему так происходит? Культуры владения у нас нет. Для нашего человека автомобиль раньше был престижем и роскошью. Трофейные иномарки выезжали максимально, а потом, когда сталкивались с нехваткой запчастей, ставили на них те детали, которые были под рукой. С трактора — генератор, с какой-то телеги — стартер, руль чуть ли не с велосипеда… И продолжали убивать машину до состояния металлолома.

Владимир признается: автомобили в коллекции не то что не считает, а даже иногда забывает, где и какой экземпляр поставил. По гаражам своего выезда ждут «Москвич-412» и полноприводный 411-й, плавающий ЛуАЗ-967, «Волги» ГАЗ-21 и -22, амфибия ГАЗ-011, ЗИЛ-164, ГАЗ-93…

— Что считаете верхушкой творения советского автопрома?

— Мне кажется, «Эмка» (ГАЗ М-1) 1932—36 годов. Она технологически продумана, хоть многое взято с «американца». И «Победа» интересная машина, там даже фильтр воздушный из конского волоса. Опыт по реставрации я начинал набирать на ГАЗ-67.

Модель выпускалась с 1943 года. Таких военных полноприводных автомобилей на ходу в коллекции Владимира три.

— Каких годов выпуска они — сказать трудно. На восстановление этого экземпляра ушло 3—4 машины, — рассказывает мужчина про автомобиль, который хранится в школьном гараже. — Здесь все запчасти оригинальные. Помогали реставрировать учащиеся, на три машины ушло лет 15.

А вот, уже в другом гараже, скучает легендарная инвалидка-моргуновка СМЗ С-ЗА, которая выпускалась с 1958 по 1970-е годы. В автомобиле в свое время использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил.

— При покупке на одометре было всего лишь 300 километров. Нашел его у какого-то дедушки, автомобиль простаивал в гараже десятилетия. Комфортно ездить на таком аппарате было невозможно. Вот и бывший владелец, выбравшись в магазин, на обратном пути врезался в забор и больше за руль не садился.

Все атрибуты есть: тюбетейка, мануал по ремонту…

Напоследок заглядываем еще в один гараж. Там, укрытый полиэтиленом, ждет какого-нибудь официального мероприятия ВАЗ-2101 «Жигули», перекрашенный под автомобиль ГАИ прошлых лет.

— Собирали его к 80-летию белорусской Госавтоинспекции. Но в этом случае речь не о реставрации, а об обычном ремонте. Полностью на ходу и на учете, как положено. Оборудовали спецсигналами, они есть в свободной продаже.

Как нахожу такие живые экземпляры? Когда долго машинами занимаешься — они сами в руки стекаются. Но сейчас даже если звонят и зовут приехать посмотреть что-то, стараюсь этого не делать, потому что знаю — точно куплю. Это болезнь! Нужно лечиться, — смеется Владимир. — Был бы еще музей, куда все эти машины поставить…

Встречайте – в Гродно официально зарегистрирован VW Golf IV "Арлекин". Корреспондент АвтоГродно встретился с владел...
АвтоГродно пригласили на уникальную экскурсию – в электротехнический колледж имени И. Счастного. Это то самое место, отк...
Passat B3 ушел с конвейера более 30 лет назад, но он до сих пор в наших сердцах и на дорогах. Причем живее всех живых! Ч...
Оказывается, в Беларуси есть BMW 2000C/CS 1967 года выпуска и эта машина, которую не в каждом музее БМВ можно встретить,...
На выходных в Гродно состоялся большой тест-драйв новинки Geely Atlas Cool – это тот самый кроссовер, которого еще нет д...
Василий сам себя называет электрозависимым. Хотя кое-кто из знакомых прозвал его сектантом. И все из-за того, что мужчин...
На сайте РУП «Белспецконтракт» выставлена на продажу раритетная пожарная машина — Mercedes-Benz 1113. Выпущена она в 197...
Дмитрий чуть больше года владеет Volkswagen Passat B8. Мужчина продаёт своё авто около пяти месяцев, и за это время ему ...
Следите за нами в соцсетях