Уже завтра, 22 апреля, в Гродно состоится "Открытие мотосезона 2023". Но мало кто знает, кто именно организовывает это мероприятие, хотя про гродненское мотосообщество "Free Riders Grodno" в городе уже начинают узнавать. АвтоГродно встретился с организатором – Вадимом. Узнаем все по порядку.
– Вадим, ты гродненец, ты основатель мотосообщества "Свободных мотоциклистов", – обращаемся к нашему гостю.
– Де-факто я не основатель. По документам прохожу я, но основателей у нас было несколько. Вообще идея возникла у моего друга Ромы и все это мы начинали вчетвером. Теперь нас уже меньше организаторов, не всех такой долгий интерес был.
Если едем куда-то, то дружно, чтоб дорога дрожала
Вадим говорит, что идея мотосообщества вынашивалась около 10 лет.
– Мы хотели сделать в Гродно единое сообщество мотоциклистов, чтобы когда едет Гродно на какой-то фестиваль или в гости – чтоб дорога дрожала, чтобы делали все большой лагерь по приезду. Мы хотели объединить и свободных мотоциклистов, и клубных. Вот ради этого всё и вынашивалось. Сразу скажу, что в клубе я себя не нашёл. Почему? Клубы – это такая вещь закрытая, не говорится даже количество участников. Но самая главная фишка клуба в том, что для него есть клубы дружественные, а есть клубы не дружественные. То есть есть ограничения, что вот с теми общаться нельзя. Это уже априори идею единения убивает. Как ты поедешь с недругом по дороге? Вариант "свободных мотоциклистов" в том, что они никому и ничего не должны, ни к чему не привязаны. У них нет дружественных или не дружественных, все друзья. Оно конечно по итогу работает не так как хотелось, но массовость поездок у нас уже присутствует.
Вадим на фото крайний справа
Все началось с чата в Viber
А практически все началась с чата.
– Моя жена создала чат для мотоциклистов Гродно в Viber, это было лет 8 назад. Года три назад чат дорос до 800 человек и мы поняли, что там много "не мотоциклистов". Решили почистить и оставить только тех, кто реально за рулем мото. Осталось 250 человек, почти всех знаем, хорошо общаемся. А дальше, стали слушать идеи и пожелания мотоциклистов. А именно, участники чата предложили сделать в Гродно парковку для мотоциклистов и поставить памятник погибшим мотоциклистам.
Пошли в Горисполком
– И вот мы пошли с товарищем в Горисполком. Зашли, а у нас спрашивают: "Вы кто?" А нам и ответить нечего: официального статуса нет. Зарегистрировались, пришли еще раз. Говорим: готово – и предлагаем поставить в Гродно памятник погибшим мотоциклистам. Либо в городе, либо на выезде на трассе М6. Председатель спрашивает: "А чего памятник? Звучит даже траурно". И мы перешли к идее мотопарковки. Город предложил нам несколько мест, но все было не то. Мы же просили выделить место на "правонабережной", но в связи с реконструкцией пивзавода это место отпало. Ну а дальше вы знаете, мы подъехали в ТРК "Тринити" и совместно смогли организовать мотопарковку в Гродно.
Мотопарковка
Вадим вспоминает, что знаки сделали в ГАИ и в этом помог человек из Казахстана.
– Человек приехал, положил деньги и говорит "Вот вам от казахстанских мотоциклистов". Он и сейчас с нами катается и участвует в мероприятиях. "Тринити" нам сделали бордюры с мотоциклами, мы поставили бочки и повесили баннер.
– А почему сейчас нет баннера?
– А это уже традиция. На открытие сезона мы его вешаем, висит весь сезон, а на закрытие снимаем.
– Идея с памятником заморозилась?
– Нас уже опередили мотоциклисты из Пинска, организовали мемориальный комплекс. Мы же пока отложили эту идею в долгий ящик. И не только потому, что согласования сложные, но и что организация этого процесса непростая. Нужен бюджет около 3 000 рублей, нужно сделать так, чтобы всем участникам чата понравилось, а это непросто. В Пинске это сделал клуб «Дети лейтенанта Шмидта» – им было проще договориться.
Флаг Free Riders Grodno на открытии мотосезона 2022 в Гродно
Открытие мотосезонов Гродно
Первое массовое мероприятие Free Riders Grodno провели весной 2021 года – это было открытие "Мотосезона". Затем была открыта мотопарковка, а в 2022 году вновь было проведено открытие мотосезона, в 2023 году участники Free Riders проехали в торжественной колонне во время открытия Нового моста.
– "Открытие" – это инициатива только мотоциклистов?
– Дело в том, что чисто мотоциклистов не получится. Любое массовое мероприятие требует разрешения. Его получить не проблема, но фишка в том, что на любом мероприятии, где присутствует более 50-ти человек, необходимо присутствие всех экстренных служб. Это стоит денег. И не малых. А у нас мероприятие не коммерческое, мы туда вкладываем свою душу. "Тринити" нам очень помогает, спонсоры. Кстати, уже идет розыгрыш одного из призов от спонсора.
В этом году участие в организации "открытия" принимает около 15 человек.
– На открытие, если вы видели, людей очень много приезжает всегда. Те же самые клубы приезжают. Мы приглашаем всех. Приедут наши гродненские клубы, вообще без вопросов, будет супер. В этом году к нам приедет минский детский мотоклуб «Клуб путешественников». Они будут выступать на площадке "Тринити".
– Что будет в программе?
– Будем организовывать колонну. Она поедет от филармонии по традиционному маршруту. А именно: "Филармония - Суворова - О.Соломовой - Новый мост - Весенняя - Дубко - Магистральная - Тринити". Колонна стартует в 13:00 с филармонии. В 13:30 будем в "Тринити". Вся программа начнется в 14:00, примерно будет длится час. Проведем конкурсы, разыграем подарки и разъедемся. Мотоциклисты такие люди, что не могут сидеть на одном месте.
– Сколько прогнозируется мотоциклов в колонне?
– Если будет погода, то, я думаю, больше 100.
– После основной программы по домам?
– Основная часть – да. Но мы сняли бар «Бордо», будем там отдыхать небольшой компанией, человек 60-70, больше не вместится. Это будет закрытая вечеринка. Если кто-то желает из мотоциклистов, то приезжайте, найдете организаторов – и без проблем зайдете попить кофе, пообщаться. Все с кем общаемся, владеют этой информацией, я думаю многие приедут "погазовать", пожечь резину на парковке. Может, кто-то оставит мотик и ударит по алкоголю.
В чем отличие мотосообщества от клуба?
– А всё же, вы клуб или нет? Вы зарегистрированы, есть флаг и прочее. Единственное отличие это то, что у вас анархия.
– Да, у нас анархия. Я всегда говорил, что человек сам должен дойти до клуба. А ему в кандидатах ходить, если ему 40 лет? У нас каждый себя чувствует равным, нету разделения, по мне это правильно. Есть такой клуб "Алкаши", я с ними отдыхал в Калининграде, вот у них такая же ситуация как и у нас.
– Так получается, что и вы тоже клуб, как и они? Почему вы себя так позиционируете?
– Не знаю, я не вижу никакого смысла. Начнётся клуб, начнутся взносы. Начнутся какие-то недопонимания – ты хуже, ты лучше. Опять же, привязываешь себя к нашивкам. Без жилетки в клубе ты не имеешь права ездить. Для чего это? Кому оно нужно? У нас захотел – сделал себе жилетку, нашил нашивку. Не захотел – не сделал. Захотел, сделал майку мотосообщества, не захотел – не сделал. Когда клуб едет в гости к другому клубу, то ехать обязаны все. Особенно когда едешь к серьёзному МСишному клубу. У нас проще. Есть бензин – едешь, нет возможности – не едешь. Я всегда говорил, не нашивки решают, а лица. Если человек надел нашивку, приехал на фестиваль, а его никто не знает, ну какой он клубник?
– У тебя есть жилетка?
– Да, у меня есть жилетка с нашивкой, она осталась после того, как я срезал цвета, этой жилетке уже лет шесть. Я её могу надеть когда холодно, например. В клубе это всё серьёзней, у нас таких моментов нет.
О порядке на дорогах Гродно
– А как с поведением на дороге? Когда едет клуб – это строго колонна, без рывков и обгонов. А вот когда едут гродненские мотоциклисты, то видно как обгоняют, прыгают по полосам.
– Нет, если едет наша колонна, человек 30, которые постоянно катаются, такого нет. Все знают как ехать и что делать. Если на то пошло, когда в клубе последний раз ехали колонной клуба, кто-то тормозную и пацан сзади разложился. От этого никто не застрахован.
– Когда идёт колонна, даже автомобилисты видят и ориентируются, а когда прыгают по полосам, в междурядья и прочее, то автомобилистам сложнее.
– Так это ты про "спортачей", у нас в сообществе только у одного человека спорт. Те кто гоняет по городу – это не наше сообщество.
– Но на парковке Тринити, как не приедешь, большая часть "спортов" стоит.
– Скажем так, от себя я всегда провожу беседу. Говорю, ребята, не хулиганьте. Сотрудники ГАИ предупреждали, будем забирать мотоциклы. В том сезоне забирали и в этом будет то же самое.
– Вот про хулиганство у нас больше всего обращений. Ночные пролёты по городу, от светофора до светофора на первой передаче и с диким рёвом. Зачем это, если можно переключиться и проехать спокойно, без шума?
– Я, со своей стороны, пытаюсь объяснить это. Но ты же не добавишь человеку ума, не заставишь его переключить передачу. Мне в ГАИ то же самое сказали, повлияй на своих. Но наши ездят аккуратно, у всех, кто принадлежит к мотосообществу, есть наклейка.
– А недавняя история про парня который по городу носился и выкладывал в интернет, он из Free Riders?
– Не знаю, кто это. Он не из сообщества. Скажу так, я сейчас потерял диалог с "молодыми". 5-тилеток всех знаю, даже трёхлеток, а моложе – нет. Они же собираются кто где, раньше на набережной собирались всегда. Чтобы как-то общаться с людьми, нужно прокатиться с ними, в той же колонне. Я год назад в конце сезона проехался со спортами в колонне и сказал: "Я в этом беспределе, участвовать больше не буду".
– А были ситуации, когда приходилось кого-то "охлаждать"?
– Был один парень в прошлом году, фамилию называть не буду. Приходилось с ним общаться, объяснять, что из-за него одного тень падает на всех мотоциклистов. Помогло!
– То есть "спорты", которые гоняют по городу, никакого отношения к сообществу не имеют?
– Вообще никакого отношения. У нас только один "спорт" и он ездит аккуратно.
– Какое ты решение видишь с этими шумными ребятами? Мотоциклисты говорят, что из-за них страдают все – и клубы, и остальные мотоциклисты.
– Я на них не могу повлиять, я могу подойти и сказать: "Братан, нафига тебе это надо? Ну не крути ты до отсечки, ну поставь нормальный глушитель, а не прямоток." Это я всегда делаю. Мы будем встречаться с ГАИ и будем решать эти вопросы, если человек не понимает, то пусть забирают мотоцикл.
– Как быть с извечной войной мотоциклистов и автомобилистов?
Это отдельная тема, ты видел какие машины ездят? Ржавые, гнилые, без глушителей, с прямотоками, нарушают, подрезают, шумят... Почему у них машины не забирают? На встрече с ГАИ я обязательно эту тему подниму и спрошу, почему так?
– Вы занимаетесь благотворительностью?
– Да, в том году ставили машину на Тринити и люди привозили вещи для дома малютки. Планируем повторить.
В тему:
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции