В последнее время при заказе услуг такси без использования информационных систем, мобильных приложений, услуг диспетчера (так называемые поездки "от борта") участились случаи выполнения перевозки пассажиров по необоснованно завышенным тарифам.
В связи с этим Минтранс обращает внимание пассажиров на следующую информацию.
Государством регулируются цены (тарифы) на социально значимые товары (услуги). Перевозки пассажиров автомобилями-такси к таким услугам не относятся.
Тарифы на перевозки автомобилями-такси устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка в условиях свободной конкуренции.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на информацию об услугах.
Согласно пункту 14 Правил автомобильных перевозок пассажиров (утверждены постановлением Правительства от 30 июня 2008 г. № 972) в салоне автомобиля-такси на видном для пассажира месте должны быть размещены:
- визитная карточка, содержащая фамилию и инициалы водителя, а также его фотографию;
- информация о наименовании (фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), месте нахождения (месте жительства) и контактных телефонах перевозчика;
- информационная табличка с указанием всех используемых перевозчиком тарифов: тариф за 1 км (днем и ночью), за пределами города, стоимость абонирования, стоимость посадки, простоя, заказа такси по телефону, иные тарифные условия.
Важно!
Согласно пункту 169 Правил автомобильных перевозок пассажиров пассажир автомобиля-такси имеет право при оформлении заказа на поездку получать информацию о тарифах и (или) об ориентировочной стоимости, а также об иных условиях выполнения перевозки.
В связи с этим Министерство транспорта рекомендует при заказе автомобиля-такси "от борта" уточнять у водителя ориентировочную стоимость поездки в рублях.
Фразы "по счетчику", "по тарифам" и другие аналогичные могут служить сигналом к тому, что вас пытаются ввести в заблуждение.
Также пунктом 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей установлена обязанность исполнителя (водителя, перевозчика) своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о цене (тарифах) услуги и условиях ее оплаты.
В случае непредставления данной информации потребитель имеет право расторгнуть договор перевозки пассажира автомобилем-такси и потребовать возврата денежных средств, уплаченных за оказанную услугу.
Когда можно отказаться от оплаты
В соответствии с пунктом 169 Правил автомобильных перевозок пассажир имеет право отказаться от оплаты поездки в случае оказания услуги по перевозке с неисправными, выключенными (заблокированными) программной кассой для такси или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, за исключением случаев выполнения перевозки автомобилями-такси, заказанной и оплачиваемой посредством электронной информационной системы с использованием реквизитов банковских платежных карточек.