"На видео драки с литовского-белорусской границы засняли меня. И чтобы впредь подобных потасовок на границе не было, расскажу, как устроена очередность проезда для белорусских и литовских граждан", – с такими словами позвонила сегодня утром в редакцию АвтоГродно Виктория.
Конфликт на границе
Этот конфликт случился в ночь с 31 октября на 1 ноября, в очереди на границе к литовскому пункту пропуска "Шальчининкай" (с белорусской стороны "Бенякони").
В этот день многие литовцы ехали в Беларусь на кладбища в связи с поминальным днем "Деды".
В очереди к пункту пропуска между некоторыми белорусскими и литовскими автомобилистами возник конфликт по поводу того, должны ли литовцы стоять в общей длинной очереди на въезд в пункт пропуска либо могут проехать параллельно по своей очереди.
Далее версии конфликта различаются. Например, в литовских СМИ вышли материалы о том, что белорусы ложились на дорогу, перекрывали проезд литовским автомобилям. И что лишь полиция смогла разобраться.
В ответ на это, читатель АвтоГродно, ставший очевидцем тех событий, прислал видео конфликта и уточнил, что большинство литовцев стояли в общей очереди к пункту пропуска, но затем к началу очереди подъехали другие литовские машины и вот тогда начался конфликт. В частности, очевидец пояснял: "Мы, белорусы, ехали с поляком в салоне. Нам пограничник сказал становиться в общую очередь. Но почему тогда в отдельной очереди должны стоять литовцы, среди которых были и белорусы?"
Видео потасовки:
Сегодня, 9 ноября, в редакцию АвтоГродно позвонила Виктория:
– На видео, которое вышло на АвтоГродно, засняли меня. Просыпаюсь сегодня, а я уже звезда Ютуба. Но меня возмутила несправедливость, как очевидец все преподнес, он заблуждается. Так как я непосредственная участница тех событий, хочу пояснить ситуацию и пускай она будет примером на будущее.
Виктория призналась, что она белоруска, но замужем за литовцем, имеет литовский ВНЖ.
– Сейчас я проживаю в Беларуси, но раз в неделю езжу к мужу в Литву. Езжу давно и регулярно, поэтому хорошо знаю порядки на границе, основанные на международных правилах, – говорит Виктория.
Кто едет через "европасы" на границе с Беларусью?
Уточним, что в литовских и польских пунктах пропуска на границе с Беларусью есть так называемые "евпропасы" – отдельные каналы для оформления лиц с паспортами Евросоюза. Вот как они выглядят в том самом пункте пропуска "Шальчининкай":
К сожалению, мы не нашли официальных документов о том, кто именно может ехать через "европасы". Виктория обещает запросить эту информацию у литовских пограничников во время следующей поездки – и мы обновим материал.
Но со слов Виктории: "Я уточняла у пограничников, через "европасы" едут граждане ЕС и члены их семей. Нельзя гражданам других стран, например Беларуси, подсадить к себе в машину гражданина ЕС и вместе с ним поехать через "европас".
Последнее утверждение спорно. Редакции АвтоГродно доподлинно известны случаи, когда через "европас" без проблем оформляли белорусские автомобили с белорусскими гражданами, при этом в салоне находился один человек с паспортом ЕС. Виктория считает, что это личное исключение сотрудников погранпункта. Если можете дополнить, пишите.
Должны ли в общей очереди перед пунктом пропуска стоять автомобили из ЕС и Беларуси?
– К сожалению, нет официальных норм о том, как должна формироваться очередь до пункта пропуска. Но ведь логично, что если в пункте пропуска есть "европасы", то и очередь к ним должны быть отдельная даже за пределами пункта пропуска. Как у автобусов и грузовиков, у которых в пункте пропуска тоже свои коридоры. На белорусской стороне разделений на автомобили РБ и автомобили ЕС нет, поэтому на белорусской стороне стоим все вместе. Это ведь логично, – рассуждает Виктория.
Что было в очереди в ту ночь, 1 ноября?
– Сколько я езжу, всегда со стороны Литвы к пункту пропуска были отдельные очереди из легковых автомобилей РБ и автомобилей ЕС. Поэтому мы сразу поехали к пункту пропуска, где встретили негодование со стороны некоторых белорусских водителей. Они просили посмотреть наши паспорта, мы показывали. Я объясняла, что со мной муж литовец, что у меня литовский ВНЖ по воссоединению с семьей. Но окружающим было без разницы, от нас требовали, чтобы мы поехали в конец очереди, – вспоминает Виктория.
Женщина говорит, что прошлась по длинной очереди перед пунктом пропуска и пообщалась с другими людьми в автомобилях с литовскими номерами.
– Многие литовцы, стоявшие в длинной очереди, даже не знали, что могут ехать параллельно, сразу в пункт пропуска на "европас". Мы с ними обсудили ситуацию и решили вместе ехать на "европасы". Тем временем в начале очереди два белоруса активно мешали проезду. Это правда, что они ложились на дорогу, потом один из них садился на крышку капота, вы это уже видели на видео, – поясняет Виктория.
Конфликт лишь разгорелся, когда Виктория сходила в пункт пропуска за пограничником.Он сказал, что за последний день полиция сюда приезжала уже дважды, но в этот раз он сам вышел к шлагбауму и объяснил правила, вот тогда литовские машины поехали внутрь. И если при пограничнике первая часть проехала без проблем, то после ухода пограничника один из белорусских мужчин стал снова мешать проезду, сев на капот Citroen Cactus.
– Хочу добавить, что у въезда в пункт пропуска есть желтая разметка, на которой запрещено останавливаться и за что в Литве предусмотрен штраф. Белорусские машины стояли на ней, закрывая проезд в ПП. Еще все нам говорили, что нейтральная полоса заполнена автомобилями и якобы поэтому нам нельзя заезжать, но нет, там было пусто. И вместо того, чтобы всем ехать, мы все снаружи стояли и ругались, – говорит женщина.
Желтая разметка перед пунктом пропуска, на которой запрещено останавливаться
– Резюмируя, добавлю, что нас не пускали белорусы только потому, что мы едем, а они стоят. Да, я сама понимаю, что 10-20 часов в очереди, это очень много. В данной ситуации было видно, что литовская линия пустая, что персонал пункта пропуска нас ждет, причем на "европасах" работают отдельные люди, то есть мы не отвлекали персонал ПП на себя, – говорит Виктория.
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции
Ассоциация перевозчиков разбирает зимние ситуации в маршрутке и автобусе.