Экспертиза идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств остается очень востребованной для автовладельцев.
Что происходит с маркировкой в процессе длительной эксплуатации транспортного средства, с чем сталкиваются автовладельцы и судебные эксперты, можно ли провести экспертизу водного судна и в каком городе экспертизу выполняют в самые короткие сроки?
В управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области рассказали порталу mogilevnews.by о некоторых интересных случаях, касающихся исследований VIN.
Так, в Могилеве на изучение был представлен автомобиль Citroen Jumper, а от экспертов уезжал… Fiat Ducato. Дело в том, что имеющийся идентификационный номер оказался вторичным. А первоначальный VIN, установленный специалистами, поведал об истинной марке и комплектации транспортного средства.
Необычный случай произошёл с автовладельцем, купившим в России подержанный Opel Mokka. В авто отсутствовала заводская табличка с VIN, из-за чего собственник не смог поставить транспортное средство на учет. Эксперты подтвердили подлинность номера, а вдобавок выяснили, что конкретно этот автомобиль выпущен в Беларуси (некоторое время "Опели" для российского рынка производили у нас в стране). Данный факт позволил хозяину машины воспользоваться налоговой льготой.

Еще одна ситуация – владелец Mercedes-Benz обратился к экспертам для проверки подлинности VIN и установления года выпуска авто. В документах значился 1992-й, а гражданин полагал, что машина старше. Экспертиза подтвердила сомнения автолюбителя: на самом деле иномарка произведена в 1988-м. Этот факт послужил основанием для освобождения в последующем от уплаты транспортного налога (авто выпущено не позднее 1991 года).
Ошибки автовладельцев
Начальник управления криминалистических экспертиз и учетов управления ГКСЭ по Могилевской области Александр Акулов также упомянул основные ошибки, допускаемые самими автовладельцами.
Во-первых, это удаление табличек и знаков VIN при проведении ремонтных работ. Во-вторых – "подготовка" авто к экспертизе. Категорически не рекомендуется собственноручно осуществлять воздействие на носители идентификационных маркировок до осмотра транспортного средства непосредственно специалистом.
Чтобы не затруднить полноту восприятия экспертом состояния маркировочных обозначений, необходимо избегать лазерной очистки, механического воздействия, сварочных и других кузовных работ, пишет av.by.
О табличках в интернете
Кроме того, в интернете набирает популярность услуга по изготовлению и продаже табличек с идентификационными номерами. Однако установка (наклейка) на ТС данных табличек взамен поврежденных или отсутствующих является незаконной, и гражданина могут привлечь к ответственности.
Например, во втором полугодии 2025-го на экспертизу поступило транспортное средство, в ходе исследования которого установлено, что на заводской табличке с VIN поврежден верхний слой, номер не просматривается. Чтобы избежать проблем с органами МРЭО ГАИ, собственник приобрел "дубликат" таблички и разместил его вместо заводской.
Сейчас по данному факту органами дознания проводится проверка.

Представитель ГКСЭ отметил: основные объекты исследования – это именно маркировочные обозначения транспортных средств. То есть могут изучаться отдельно номера узлов и агрегатов, будь то двигатель или коробка переключения передач. Носителями маркировки являются прицепы (платформенные, лодочные, полуприцепы), мотоциклы (квадроциклы, мопеды), грузовые и легковые автомобили, сельскохозяйственная техника и так далее.
Лодка
Однажды к экспертам обратился владелец лодки советского производства, которая использовалась для рыбалки и из-за длительного контакта с водой покрылась ржавчиной. Владелец неоднократно красил судно. Когда же решил продать, возникли вопросы о годе выпуска и состоянии идентификационного маркировочного обозначения. Пытаясь отыскать номер за слоями краски, хозяин лодки вооружился шлифмашинкой и удалил на номерной площадке слой металла вместе со знаками. И уже в таком виде с последней надеждой предоставил судно на экспертизу.
Специалисту удалось установить первоначальное содержание VIN водного транспорта и то, что способ нанесения, размер и конфигурация восстановленных знаков соответствуют технологии предприятия-изготовителя. Благодаря проведенному исследованию стал известен и год выпуска лодки.

Кстати
На Могилевщине экспертизы идентификационных маркировочных обозначений проводятся в областном центре, Бобруйске, а с сентября 2025 года – в Горках. Планируется внедрить данный вид исследований и в Костюковичах.
Экспертиза проводится по предварительной записи (как правило, назначается на ближайшие пять дней), предусмотрена возможность онлайн-записи. Осмотр объектов экспертами осуществляется ежедневно с понедельника по пятницу. После осмотра, который занимает около трех часов, владелец забирает свое транспортное средство и в течение трех-пяти дней получает заключение.
Из Литвы в Беларусь ехала 24-летняя гражданка РБ на Toyota Yaris Cross с итальянскими номерами.
Регулярные рейсы в Тель-Авив (Израиль) из Минска возобновятся с 8 января будущего года.
3 пожара произошло на территории Гродненской области в минувшие сутки, в том числе и в самом Гродно.
Сотрудники Транспортной инспекции в Лиде провели проверку.