Обновлённые ПДД до сих пор не сходят с главных тем обсуждений в Беларуси. Отдельно говорят про средства персональной мобильности, владельцев которых обязали регистрироваться и спешиваться.
Но вопросы всё равно остались. АвтоГродно задал их инспекторам ГАИ в ходе недавнего рейда.
Нам ответили инспекторы ДПС отдельного специального взвода "Дельта" ГАИ УВД Гродненского облисполкома Егор Стрелковский и Евгений Сапего.
Что СПМ, а что нет?
В новой трактовке ПДД средствами персональной мобильности считаются любые устройства с одним или несколькими колёсами (роликами) и максимальной скоростью не выше 25 км/ч. Они должны быть оборудованы электродвигателем. А их водители приравниваются к велосипедистам.
Всё, что выше по возможностям, – уже механические ТС, требующие обязательной госрегистрации.
Двое на одного, дача и дилемма: регистрировать или нет
– В городе часто видим ситуацию: можно ли родителю с ветерком прокатить своего ребенка на одном СПМ?
- Запрещено. Есть правила – и их нужно соблюдать, исключений нет. Если сказали, что нужно делать именно так, значит, уже был опыт с травматизмом. Самокаты ведь тоже бывают разной мощности. Есть те, которые еле катятся со скоростью 15-20 км/ч, как и те, что разгоняются до 60 км/ч и попадают на скорость по камерам.
– Что насчёт детей до 14 лет? Им можно выезжать на электросамокатах за пределы жилых и пешеходных зон?
- Нет, и точка. Водителю средства персональной мобильности, не достигшему 14 лет, запрещается управлять СПМ на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица, за исключением жилых зон. В то же время велосипедисту в том же возрасте нельзя ездить без сопровождения совершеннолетнего везде, кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек.
– Скорость, установленная заводом-изготовителем, является определяющей. Если СПМ по конструктивными возможностям разгоняется свыше 25 км/ч, то уже считается механическим транспортным средством. Где жителю Гродно пройти госрегистрацию?
- На высокомощных самокатах – всех, что выше 0,25 киловатт и больше 25 км/ч – обязательно необходимо получать категорию прав. Регистрироваться надо в МРЭО. Но в Гродно ещё пока никто так не делает.
Лично мы встречали только один электрический мопед с зелёными номерами со всем комплексом документов и сильно удивились. И то, водитель живет в Путришках.
– А если не зарегистрировать, можно ездить или совсем нет?
- Двигаться по дороге на незарегистрированном ТС запрещено. Должны быть регистрация, техосмотр, страховка и шлем – это по правилам.
Мы часто выезжаем в район: в крупные деревни, агрогородки. Там люди увидели в ТикТоке рекламу, что не нужны права на электроскутер. Купили и начинают на нем ездить. Что ещё хуже – в состоянии или с признаками алкогольного опьянения. Останавливаем его, а он говорит: "Мне в ТикТоке сказали, что так можно". Ладно, не бережет свою жизнь, но он ведь подвергает опасности других людей – несколько лет потом будет ходить по судам.
Вы сами можете заметить, как меняется организация дорожного движения: знаки, кольцевые развязки и количество полос – всё подстраивается под новые правила. А некоторые люди как сдали на права 20-30- 50 лет назад, так даже не ознакомляются с изменениями. А ведь вся дорожная обстановка уже не та. Своей неосведомленностью такие водители ставят под угрозу безопасность остальных.
– А если ездить на СПМ по лесу или на даче, нужны права?
- На закрытой территории, если у вас позволяет участок – ради бога. Там можете как угодно кататься.
– И в заключение, если в темноте на СПМ не окажется фары. Какой штраф?
- На первый раз – предупреждение. Потом уже одна базовая величина. Но это касается тех, кто использует СПМ в трезвом состоянии. Если нет, тоже вначале сделаем замечание. Однако если попадется повторно в течение года – уже 3 базовые.
В темное время суток – а оно начинается с захода солнца – СПМ обязаны быть оборудованы фарами: белой спереди и красной сзади. Они должны быть независимо от освещенности дороги – есть там фонари или нету.
Зачастую у человека отговорка: "Я двигаюсь по частному сектору, тут горят фонари". Но кто исключает, что он не свернёт на улицу, где это освещение отсутствует и там произойдёт ДТП?
Поэтому никого не нужно подвергать опасности. Ведь многие вешают фликер в незаметном месте, только чтобы инспектор не отругал, как учитель в школе. Но мы ведь такие же водители и точно так же их не видим.
Каждый должен соблюдать правила не ради избежания штрафа, а ради спасения собственной и чужой жизней. Чтобы обезопасить себя и тех, кого возишь. Не для галочки, а потому что так правильно и безопасно. Тогда нарушений станет гораздо меньше.
Иван Кубраков: "Штрафовать водителей СПМ за отсутствие регистрации не будем. Но есть исключение"
Предвзятого отношения к велосипедистам и водителям СПМ со стороны сотрудников ГАИ не было, нет и не будет.
Об этом во время торжественной церемонии открытия обновленного здания управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома 10 сентября сообщил министр внутренних дел Беларуси генерал-лейтенант милиции Иван Кубраков, передает корреспондент агентства "Минск-Новости".
По словам министра внутренних дел, за время действия новых ПДД от граждан не поступило ни одной жалобы на действия сотрудников ГАИ.
– Правоохранители проводят профилактическую работу, рекомендуют, объясняют гражданам правила использования велосипедов и СПМ, где и каким образом можно зарегистрировать средства персональной мобильности, – рассказал И. Кубраков. – Никто никого штрафовать за отсутствие регистрации не будет, за исключением тех, кто передвигается на СПМ в состоянии алкогольного опьянения. Так было раньше, так будет и сейчас. Согласно пункту 10.1 ПДД, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. В текущем году выявлено около 400 таких нарушителей.
И. Кубраков напомнил, что с 1 сентября вступили в силу изменения в Правила дорожного движения. Что касается средств персональной мобильности, то таких устройств в нашей стране с каждым годом становится всё больше. Причем технические характеристики у них самые разные. Есть СПМ, которые развивают скорость 50-60 км/ч и более, и такие устройства передвигаются по тротуарам. Известны случаи возникновения конфликтов между пешеходами и водителями СПМ.
– Мы изучали мировой опыт, учли предложения граждан, высказанные во время встреч в трудовых коллективах предприятий и организаций, а также в ходе общественного обсуждения возможных поправок в ПДД, – пояснил И. Кубраков. – В итоге пришли к мнению, что движение таких средств мобильности по тротуарам должно осуществляться со скоростью не более 10 км/ч, по велодорожкам – не более 25 км/ч. Что касается регистрации таких транспортных средств, то на сегодняшний день действует упрощенный порядок этой процедуры. В течение года это можно сделать. В случае необходимости срок может быть продлён.
Вчера, 10 сентября, около 18:10 в Гродненском районе, вблизи деревни Соломенка, произошло ДТП с участием мотоциклиста.