| Onlíner Виталий Петрович
| Onlíner Виталий Петрович

Где велосипедистам нужно спешиваться, а где – нет? Новые ПДД

С 1 сентября в Беларуси вступили в силу изменения в Правила дорожного движения. То, что все обсуждают: велосипедисты, а также пользователи средств персональной мобильности, приравненные в правах к велосипедистам, будут обязаны спешиваться на пешеходных переходах.

Но не у всех есть понимание: действительно ли нужно будет спешиваться на всех переходах, в том числе там, где есть разметка велосипедного переезда и соответствующая табличка? Разбирается Onlíner.

Как это указано в ПДД?

Основной пункт для понимания того, как нужно вести себя на пешеходных переходах, – 150. Вот что там сказано.

Правила дорожного движения, п. 150:

перед пересечением проезжей части велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 17, 18, 20, 36, 42 и 50 настоящих Правил для движения пешеходов, за исключением случаев движения:

– по велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов;

– на перекрестке по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, когда это допускается в соответствии с пунктами 148 и 148-1 настоящих Правил. При этом велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны руководствоваться требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средств, а на нерегулируемом перекрестке – правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками приоритета;

— по линии тротуаров или обочин, уступая дорогу иным транспортным средствам.

 

Фиксируем: один из исключительных случаев – пересечение проезжей части по велосипедному переезду, но есть обязательное условие – светофор, регулирующий движение велосипедистов.

Велосипедный переезд – это элемент велосипедной дорожки, предназначенный для движения велосипедистов и водителей средств персональной мобильности через проезжую часть дороги и обозначенный дорожным знаком «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.

velo speshivatsja 01 09 01

И в Минске действительно много пешеходных переходов с нанесенной на них разметкой велопереезда – разметка 1.15 (она более широкая и «квадратная» в сравнении с разметкой пешеходного перехода, чаще всего они нанесены рядом друг с другом). Соответствующие знаки и информационные таблички на них тоже встречаются.

Но все упирается в то самое требование, которое касается специального велосипедного светофора: если он есть – можно не спешиваться, если его нет – спешиваться нужно. А минские велосипедисты хорошо знают, что такие светофоры даже в столице – большая редкость.

velo speshivatsja 01 09 01

Велосипедный светофор на улице Якуба Коласа в Минске

Нет ли противоречий?

Onlíner пишет, что читатели указывают на другой пункт ПДД, который, по их словам, вносит некоторые противоречия в общее понимание правил.

Правила дорожного движения, п. 151:

при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги в случае ее пересечения по велосипедному переезду, линии тротуаров или обочин велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.

В этом пункте есть требование снизить скорость, но нет требования спешиваться при пересечении проезжей части по велосипедному переезду. И некоторые цепляются за такую формулировку: ага, мол, спешиваться на велопереездах не надо, достаточно снизить скорость и убедиться в безопасности.

А мы вспоминаем между тем, что хватает мест, где велопереезд – это часть велосипедной дорожки, там, где велодорожка пересекает проезжую часть. И совсем не обязательно это происходит на пешеходных переходах. К примеру, велодорожку пересекают въезды и выезды – там нанесена соответствующая разметка велодорожки, но никакого пешеходного перехода нет. Вполне возможно, что вот там-то спешиваться не придется.

Здесь нужно спешиваться? Отвечает ГАИ

Но читатели требуют конкретики. Вот пешеходный переход, совмещенный с велопереездом, – вполне типичный для Минска. Есть разметка велопереезда, есть знак и табличка, есть светофор, но только пешеходный. Велосипедного перехода нет. Нужно ли будет с 1 сентября здесь спешиваться велосипедистам и пользователям средств персональной мобильности?

velo speshivatsja 01 09 01

– Да, участникам дорожного движения нужно будет спешиваться, – ответили в Главном управлении ГАИ МВД.

Там подтвердили: все дело именно в велосипедном светофоре – если бы он был, можно было бы пересекать дорогу и не спешиваться.

Отдельно пояснили вопрос относительно пунктов 150 и 151 Правил дорожного движения.

– Там, где можно не спешиваться в соответствии с п. 150 ПДД, требуется выполнять п. 151, – отметили в Госавтоинспекции.

Теперь вопрос в том, будет ли увеличиваться число таких светофоров в городах или они так и останутся крайне редким явлением?

velo speshivatsja 01 09 01

Начальник главного управления ГАИ МВД Беларусь Виктор Ротченков сообщил, что ГАИ будет выступать за установку велосветофоров там, где это уместно.

– Уверен, что на порядок больше будет этих мест в следующем велосезоне, – отметил начальник ГАИ.

***

Ранее в ГАИ поясняли, чем обусловлено возвращение требования спешиваться на пешеходных переходах. Виктор Ротченков отмечал, что за два последних года произошло около 900 ДТП с участием велосипедистов и пользователей СПМ. Всплеск аварий отмечен в 2024 году – тогда погибло четыре пользователя СПМ. В первом полугодии 2025 года погибло три человека, рост таких ДТП составил 30%.

velo speshivatsja 01 09 01

 

На Минщине уже около месяца работает новое техническое средство, помогающие инспекторам ГАИ выявлять нарушения.

Следственным управлением УСК по Гродненской области устанавливаются обстоятельства ДТП.

Уже шестой год в Беларуси действует всем известный «140-й» указ.

В Польше готовятся серьезные изменения в правилах дорожного движения.

По Правилам дорожного движения, при участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимо...
В Минске вынесли приговор 33-летнему мужчине, который повторно сел за руль в состоянии алкогольного опьянения – из-за че...
Ведомство обратило особое внимание, что в современных условиях при переливании компонентов крови группа крови определяет...
В Беларуси стало больше мошенников, так называемых фирм-посредников по приобретению автомобилей за границей. Теперь они ...
Следите за нами в соцсетях