После публикации новых ставок утильсбора беспокойство ощутили многие игроки авторынка. Сегодня – мнение о том, что будет с новыми автомобилями.
— Повышение ставок утилизационного сбора было ожидаемым специалистами автобизнеса. От этого оно не стало менее болезненным для импортеров. На мой взгляд, такие решения необходимо принимать заранее, предоставляя возможность автодилерам завершить начатые сделки, — считает Сергей Варивода, председатель правления БАА, директор ООО «Автоцентр на МКАД». — Не исключаю, что ряд импортеров, оплативших поставки автомобилей, не успеют ввезти их на таможенную территорию Республики Беларусь до даты вступления в силу постановления Совета Министров № 50 от 28 января 2025 года. Это значит, что затраты на приобретение таких автомобилей существенно вырастут.
Вырастут, соответственно, и розничные цены для потребителей, часть из которых, возможно, уже внесла авансовые платежи за ожидаемые автомобили, пишет Onlíner.
Хочу напомнить, что действующая система регулирования цен, основанная на постановлении правительства №713, ограничивает лишь наценки, но не сами розничные цены. Так что в любом случае повышение ставок утилизационного сбора является проинфляционной мерой.
За все в конечном итоге заплатит покупатель.
Следует подчеркнуть, что новые ставки утилизационного сбора окажут непосредственное и быстрое влияние на розничные цены импортируемых легковых автомобилей, в том числе ввозимых из РФ или иных государств Евразийского экономического союза, что является новацией в регулировании утилизационного сбора в Республике Беларусь. Напомню: на данный момент на ввозимые новые легковые автомобили из государств ЕАЭС для юридических лиц действует ставка, как и для физических лиц, равная 544,5 рубля.
На розничные цены большей части дилерского рынка новые ставки утилизационного сбора непосредственного влияния не окажут. Речь идет о продукции тех автопроизводителей, для которых национальными или международными законодательными актами установлены иные, чем предусмотренные постановлением Совета министров №50, условия уплаты утилизационного сбора на производимые (ввозимые) легковые автомобили. Называть эти марки я не стану, чтобы не создавать дополнительную рекламу одним и дополнительные проблемы другим автодилерам.
Отмечу лишь, что, из моего опыта, повышение цен в одном существенном по объему сегменте рынка в той или иной степени «расползается» по всему рынку.
Сергей Варивода в разговоре с корреспондентом Onlíner обращает внимание на изменения, касающиеся последовательных гибридов: ранее такие автомобили, наравне с электромобилями, имели ставку утильсбора в размере 544,5 рубля. В новом же постановлении она составляет 1148,86 рубля, то есть рост произошел в 2,1 раза.
— А вот ставки для всех типов гибридных легковых автомобилей унифицированы со ставками для автомобилей с ДВС. Таким образом, ставку как для автомобилей с ДВС, так и для гибридов теперь определяет объем двигателя. Например, для новых легковых автомобилей с объемом от одного до двух литров ставка сейчас установлена в размере 23 575,91 рубля, что вдвое больше предыдущей.
В данный момент я не готов к обстоятельному анализу всех новаций в регулировании утильсбора, на это требуется некоторое время. Тем более что многие изменения очевидны и не требуют комментариев специалистов.
В заключение лишь выскажу личное мнение, что столь существенный рост ставок утилизационного сбора, вероятно, приведет к значительному охлаждению рынка новых легковых автомобилей. В первые месяцы текущего года рынок по инерции и с учетом эффекта низкой базы может продолжить рост, но выход на показатели ежемесячных продаж конца прошлого года пока мне представляется проблематичным. При этом очевидно, что подрастет доля производимых в Республике Беларусь легковых автомобилей и отдельных марок и моделей, производимых в Союзном государстве.
Что думают дилеры?
По поводу будущего последовательных гибридов высказались и некоторые дилеры. Вот что рассказал представитель китайского бренда Seres (автомобили марки в Беларусь возит «Автомобильный дом „Энергия ГмбХ“»):
— Это достаточно серьезное изменение. К сожалению, оно приведет к увеличению стоимости автомобилей у всех игроков рынка, которые привозят автомобили официально с уплатой всех пошлин и необходимых платежей.
Сейчас мы активно работаем с производителем над тем, чтобы цены на модели SERES | AITO М5 и М7 выросли не на полную стоимость возросшего утилизационного сбора. Учитывая интерес бренда к нашему рынку, возможно, мы придем к поэтапному увеличению цены.
Что касается складских запасов автомобилей, цены на них увеличивать мы не планируем, поэтому в выигрыше будет тот, кто успеет купить автомобили из уже ввезенных партий.
Отдельно также стоит затронуть утильсбор на спецтехнику. Там суммы еще более значительные.
«Энергия ГмбХ» представляет на нашем рынке коммерческую технику Shacman. Вот что говорят в салоне по поводу ценовых перспектив:
— Что касается Shacman, там рост утилизационного сбора еще более значительный, вряд ли получится его хоть как-то компенсировать, поэтому прежние цены будут доступны до распродажи всех складских остатков.
Уже завтра, 1 февраля, с 9:00 остановочный пункт «Торговый центр «OldCity» временно перенесут.
В Свислочском районе мужчина угнал автомобиль товарища.
Сегодня – пятница, ГАИ Гродно объявляет об усиленном контроле на выходных.
Известны случаи, когда люди оплачивают проезд, однако во время проверки оказывается, что они едут "зайцем".