| АвтоГродно
| АвтоГродно

Частник в Гродно установил 5 зарядных станций за раз! Он рассказал, каково это было и когда их окупит

В Гродно есть компания, которая поставляет в такси электромобили Renault Zoe. Чтобы больше экономить, они первыми среди частников установили в нашем городе целую серию зарядных станций. Насколько это выгодно и насколько было сложно? Корреспондент АвтоГродно пообщался с одним из основателей компании.

О Кирилле и его идее перевести такси на электромобили наши читатели уже могли знать из ранних публикаций наших коллег. Напомним, в начале года Кирилл с партнером стали активно закупать Renault Zoe.

 

– Кирилл, сколько сейчас у вас электромобилей и как все начиналось?

– Два года назад мы поставили в такси два электромобиля Hyundai Ioniq. Они зарекомендовали себя прекрасно, оказались дешевле в эксплуатации, чем машины на метане, но мы посмотрели в сторону Renault Zoe и посчитали эту модель еще более выгодной и подходящей. Поэтому сейчас у нас 7 электромобилей Renault Zoe и вскоре мы планируем добавить еще 3-4 таких же моделей. Таким образом, автопарк вырастет до 10 электромобилей.

Почему решили ставить свои зарядные станции?

Наш собеседник говорит, что офис его компании находится в "Kazzarma Mall" и как раз возле нее установили зарядную станцию EVIKA.

– Это было очень удобно, пока у нас было 3-4 электромобиля. Водители приезжали и на полтора-два часа оставляли Renault на зарядке от "Евики". Сами же ходили на обед и отдыхали. Получалось идеально, потому что водители на метановых автомобилях, извините, работают до потери пульса, не выходя из машины по 10-12 и даже 14 часов. Когда у нас стало 5 электромобилей, мы поняли, что в Гродно дефицит зарядных станций. Приходилось искать станции где-то по другим районам, больше тратить времени на дорогу, это было очень неудобно. Мы эту ситуацию прогнозировали заранее, поэтому еще в прошлом году стали предпринимать шаги по установке собственных зарядных станций. Понимали, что необходимо ставить свои собственные станции для нужд нашего бизнеса.

Renault Zoe возле зарядной станции EVIKA, которая была установлена на Щорса в начале года

– Одновременно мы видим, что дефицит станций будет нарастать, потому что электромобилей становится заметно больше (напомним, в РБ уже почти 15 тыс. электрокаров, прим. ред.). Мои знакомые дилеры говорят, что в последнее время стало много предзаказов именно на электромобили. И что многие электрички раскупают еще по пути в салоны. А ведь это только самое начало. Теперь уже каждому очевидно, что электрички начинают активно завоевывать рынок. И вот, чтобы не "драться" с другими владельцами электрокаров за зарядные станции, мы решили ставить свои. Конечно, и электричество от своих станций выходит дешевле, чем через станции третьих компаний.

Как выбирали зарядные станции и сколько они стоят?

– Мы сразу решили, что будем устанавливать медленные зарядные станции. Это те, которые выдают на каждый порт по 22 киловатт. Мы твердо уверены, что на медленных зарядных станциях продлевается срок службы батареи. И во-вторых, у Renault Zoe нет порта быстрой зарядки, – говорит Кирилл.

– На медленной зарядке батарея ведь тоже проседает, насколько серьезно батареи ваших Renault Zoe теряют емкость с течением времени?

– По нашему опыту, батарея Renault Zoe проседает на 5-7% в год. Это приемлемо, учитывая, что наши электромобили постоянно ездят, без выходных.

Изучив отзывы в интернете о зарядных станциях и пообщавшись с другими владельцами электромобилей, гродненцы остановили свой выбор на зарядных станциях, которые собираются в Минске из китайских комплектующих. Каждая станция одновременно может заряжать два электромобиля, выдавая мощность в 22 киловатт.

– Сколько стоит одна такая зарядная станция?

– Около 10 000 белорусских рублей. Как вы могли заметить по брендированию станций, в их приобретении нам помогла лизинговая компания. Для компании это был тоже новый опыт и определенный риск, ведь впереди у нас еще был процесс согласования и установки станций и совершенно не было гарантий, что они начнут работать в ближайшее время. Могло ведь пройти и более года. Но в нас поверили, за что мы благодарим наших партнеров, и в знак благодарности мы разместили логотипы лизинговой компании на наших столбиках.

Опыт установки зарядных станций в Гродно. Какие шаги пришлось предпринять

– Процесс согласования мы начали в октябре - ноябре 2023 года. Отправной точкой стал визит в Облисполком. Мы объяснили, что мы коммерческая организация, пояснили для чего нам нужны свои зарядные станции. Оттуда нас направили в "Бюро архитектуры Гродно", где мы стали получать разрешение на место для установки станций. Следом начали готовить проект – в котором расписали электрическую схему, к которой мы будем подключаться, описали все технические характеристики наших устройств и так далее. Проект утвердили и дали разрешение на проведение монтажных работ. Но сами монтажные работы нужно было согласовать еще с тремя организациями. Во-первых с ГАИ Гродно, так как мы нарушаем целостность тротуаров на время монтажных работ. А после установки наши столбики будут занимать часть пешеходной зоны. Во-вторых, необходимо было разрешение от УЖРЭП, так как мы прокладываем кабели. А в-третьих, так как кабели нужно было тянуть под газоном и на время пришлось бы нарушить его целостность, то разрешение на проведение работ должен был дать еще "Зеленстрой". Услуги каждой организации нужно оплачивать, – вспоминает Кирилл.

Гродненец говорит, что работы выполняла частная организация, которая впоследствии и взяла станции на техническое обслуживание.

Когда станции были установлены, нужно было пройти этап приемки.

– Проверить выполнение работы приходили сотрудники УЖРЭПА и "Зеленстроя". В ГАИ было достаточно отправить фотоотчет по электронной почте. Когда получили положительные заключения, пришло время непосредственного подключения станций. Для этого полный пакет документов был направлен в РЭС, где мы получили все акты допуска и разрешения. Позже на место выезжал инспектор РЭС и проверял, все ли правильно у нас разведено. Когда он дал добро, мы пригласили комиссию из "Гродноэнерго". Эксперты этой организации тоже посетили наши станции, все проверили и дали добро на старт. Так мы стали счастливыми обладателями собственных зарядных станций в Гродно, – говорит Кирилл.

– Получается, на установку станций у вас ушло полгода. Насколько легко или сложно все шло?

– Если честно, порой опускались руки. Каждое согласование длилось минимум 2 недели. Но здесь дело в том, что по большому счету мы были первопроходцами в Гродно. Да, до нас в Гродно частные организации уже ставили зарядные станции, но обычно это было на своей территории. А мы брали территорию общественную, подключались к общественным подстанциям. И, конечно, на каждом этапе в государственных организациях приходилось искать решения под нашу задачу. Уверен, что после нас процесс установки станций в Гродно будет проще. И я бы теперь прошел этот путь в несколько раз быстрее.

Считаем выгоду от своих зарядных станций

– Насколько экономически выгодно ставить свои зарядные станции для своих электромобилей в такси Гродно?

– Мы посчитали, что 1 станция будет окупать себя за 6 месяцев, если использовать ее 24 часа. Для нас главное, что сейчас свои электромобили мы заряжаем в 2 раза дешевле, чем на любой другой станции. И разницы нет, будут заряжаться наши электромобили, либо заряжаться будут автомобили обычных горожан.

 

– 24 часа в сутки использовать станцию - выглядит слишком оптимистично.

– По самому пессимистичному расчету их окупаемость составит 2,5 года.

Планы на зарядные станции

– Вы уже начали заряжать свои электромобили от своих зарядных станций. На этом все?

– 2-3 месяца мы будем тестировать станции на своих электромобилях. А затем у нас есть идея подключить к этим станциям приложение "Маланки" и сделать их общественно доступными. Но нужно решить, как сделать так, чтобы не нарушать график наших водителей, которым нужно в обеденное время ставить служебные автомобили Renault Zoe на зарядку на полтора часа. Думаем, что будем ставить знаки с просьбой не занимать зарядные станции в это время.

– Но таких знаков в ПДД РБ нет, а значит, они не будут иметь юридической силы и не исключены конфликты. 

– Да, мы понимаем, что они будут носить лишь информационный характер. Но, скорее всего, от них будут заряжаться местные владельцы электромобилей, и мы с ними просто по-человечески договоримся. Ведь с другой стороны, для чего этим станциям простаивать большую часть суток, – рассуждает Кирилл.

Наш собеседник признался, что в его планах установить в двух местах Гродно еще по 5 зарядных станций. Сейчас идет изучение спроса и, если возле вашего дома нужны зарядки, напишите в редакцию АвтоГродно, мы передадим это пожелание Кириллу.

– Если мы сможем установить зарядные станции еще в двух местах Гродно, то дальше мы бы хотели попробовать поставить зарядки в Бресте. Этот город очень похож на наш по уровню автомобилизации и испытывает такой же дефицит зарядных станций, – рассказывает гродненец. 

    (с) АвтоГродно

    // Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции

В Китае регистратор автомобиля заснял возгорание и взрыв электросамоката, человек вовремя успел спрыгнуть с него и откат...
Водители троллейбусов Гродно больше не намерены мириться с теми, кто паркуется "на минутку" на проезжей части по улице К...
Читатель АвтоГродно поднимает тему безопасности во время уборки улиц. Он едва не снес трактор дорожной службы в Гродно. ...
История Вячеслава уникальна тем, что авто оказалось в залоговом реестре РФ спустя две недели после покупки. Согласно рос...
В минувший понедельник, 7 октября, утром местный житель собирал грибы в лесном массиве вблизи деревни Давлюдовщина Щучин...

Оба автомобиля полностью беспилотные. У них нет ни педалей, ни рулевого колеса.

В предстоящие пятницу и субботу, 11–12 октября, в Березовском районе Брестской области на временной трассе трофи-рейда п...

Власти соседней страны уже одобрили предложенные законодателями изменения.

Следите за нами в соцсетях