| АвтоГродно
| АвтоГродно

Вы удивитесь: какие корабли носили гордое имя "ГРОДНО"?

Когда на АвтоГродно опубликовали тест на знание фактов о нашем городе, многие писали, что корабль "Гродно" не существовал. На самом же деле по океанам, морям и рекам ходили разные суда под названием "ГРОДНО". Давайте посмотрим, как они выглядели.

Давать судам названия городов – давняя традиция. Надпись "ГРОДНО" можно было встретить на танкерах, пассажирских кораблях и теплоходах.

GRODNO, который ходил в Америку через Атлантический океан

В начале XX было несколько кораблей с названиями GRODNO.

Первый из них был спущен на воду 7 марта 1893 года, а 19 июля этого же года он совершил свой первый рейс между Ливерпулем и Южной Америкой. Правда, на тот момент корабль носил название ORCANA и был переименован в GRODNO в 1906 году, когда его выкупило российское правительство, пишет archeosousmarine.net.

GRODNO имел массивную дымовую трубу, четыре мачты, один винт и развивал скорость 11 узлов (около 20 км/ч). Он был рассчитан на 70 пассажиров первого класса и на 675 обычных пассажиров.

Grodno pervuj korablСамый первый корабль GRODNO

Когда корабль был куплен "Русским Восточно-Азиатским обществом", на нем была организована перевозка грузов и пассажиров из Латвии в Филадельфию и Нью-Йорк. Хоть российский флаг и был поднят над пароходом "Гродно", но корабль, по сути, продолжил оставаться в собственности немцев, а точнее немецко-американского общества из Гамбурга, сообщает Гродненский государственный историко-археологический музей.

За 1906 и 1907 годы судно «Гродно» пять раз переходило Атлантический океан, посетив несколько американских портов. "GRODNO" перевозил за один раз 680 эмигрантов из Российской империи. На обратном пути "Гродно" заходил в Копенгаген и Гамбург с грузом. Интересно, кому-то из Гродно пришлось добираться в Америку на корабле "Гродно"?

В 1907 корабль снова стал немецким и его назвали ALBINGIA. В 1917 году он стал американским, получив название ARGONAUT.

5 июня 1918 года этот корабль был атакован подводной лодкой U82 и в результате попадания торпеды был потоплен.

Ресурс uboat.net сообщает, что был еще один корабль "Grodno", который тоже потопила подводная лодка. Он был построен в 1912 году, а 12 августа 1915 года в него попала торпеда в Норвежском море, в этот момент "Grodno" перевозил груз из Архангельска.

Корабль GRODNO – 1919 - 1967

Ресурс hhtandn.org сообщает про еще один корабль GRODNO. А именно, в издании Northern Daily Mail 28 июня 1919 года появилось следующее сообщение:

"Судно «Grodno», построенное "William Gray and Co. Ltd.", в четверг покинуло West Hartlepool и отправилось в свой первый рейс. Первоначально оно было заказано "Shipping Controller", но впоследствии контракт был передан "Ellerman’s Wilson Line Ltd." Корпус стандартный типа «H», имеет длину более 300 футов и грузоподъемность более 4000 тонн".

korabl grodno 12

Корабль "Гродно" еще несколько раз менял названия: "Ma Goo" с 1946 года, "Hedja" с 1947 года и "Hermon" с 1961 года. Одновременно он менял и владельцев.

Эту информацию подтверждают и другие зарубежные ресурсы, например teesbuiltships.co.uk.

grodno korabl xx

Hedja"GRODNO" переименован в "Hedja"

23 мая 1967 года этот корабль прибыл в Триест (Италия) для разборки.

obyavlenieОбъявление в одной из гродненских газет начала прошлого века, гродненцев приглашают в поездку на корабле в Америку

"Гродна" и "Гродно" на Немане

Это не опечатки. В начале XX века по Неману ходили два парохода, один из которых назывался "Гродна", а второй – "Гродно". Дело в том, что в российской орфографии того времени были допустимы оба варианта написания.

Известно, что "Гродна" перевозил пассажиров из города в военные лагеря в Солах (позже к ним будет построен "Красный мост" через Неман). Однажды пароход "Гродна" затопили – в 1915 году его взорвали отступающие российские войска, а в 1921 году пароход подняли, вытянули на сушу, обновили и спустили на воду. Правда, после этого он носил уже название "Сокол" и обслуживал пассажиров возле Вильнюса.

grodno korabl

Про "Гродно" увы, пока не известно.

Корабль "Гродно" – 1955 - 83 годы

Корабль Гродно

Строительство танкера в честь нашего города Гродно велось на Херсонском судостроительном заводе. Всего, в послевоенные годы, было построено несколько таких нефтеналивных судов серии "Казбек". На то время, это было громадное судно водоизмещением 16250 тонн и длиной 138 метров. При его постройке был впервые применен крупноблочный сварочный метод постройки судна.

korabl grodno

Ходовые испытания танкера "Гродно" закончились 6 апреля 1956 года, после напряженных испытаний в море судно ушло в свой первый рабочий рейс.

korabl grodno 01

Этот же корабль "Гродно" в водах Черного моря

Сохранилось достаточно много фотографий корабля, датированных разными годами. Кстати, некоторые из них продаются в интернете по цене около 15 USD (40 белорусских рублей).

Корабль Гродно

grodno korabl foto min

korabl grodno 07 min

korabl grodno 01 min

korabl grodno 02 min

Корабль Гродно

korabl grodno 03 min

Корабль Гродно

В открытых источниках сообщается, что "Гродно" был списан в 1983 году.

Теплоход "Гродно" на реке в Бресте

В наше время нам удалось найти только один действующий теплоход "Гродно". Он возит пассажиров по реке Муховец в Бресте.

В 2018 году теплоход вернулся с капитального ремонта, который проводили на  Пинском судостроительно-судоремонтном заводе.

Прогулочный теплоход «Гродно» стал одним из символов Бреста. Подобные суда в 1980 г. строились во многих городах СССР для обслуживания гостей летней олимпиады. После окончания игр большинство пароходов сменили место прописки, а брестский теплоход продолжил курсировать по реке Муховец в качестве экскурсионного судна.

grodno brest 02

grodno brest 02

ucheniyaУчения на теплоходе "Гродно" в 2012 году

    (с) АвтоГродно

    // Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции

Беларусь рассматривает возможность покупки российских люксовых автомобилей Aurus для руководства страны.

Перед выходом с производства нового Cybertruck, одним из самых любопытных заявлений Илона Маска, было то, что Cybertruck...
В Швейцарии был разработан оригинальный мобильный мост, который позволяет укладывать асфальт на дорогах общего пользован...
Герой этой публикации, отец Сергий из Гродно, 17 лет совершал богослужения, крестил детей, венчал людей и был для сотен ...

В немецкой земле Рейнланд-Пфальц пьяного 50-летнего белоруса пришлось дважды заставлять покинуть его грузовик.

Мы заметили, что на днях на улице Советских пограничников в Гродно снизили скорость движения до 40 км/ч.

Польская сторона за последние несколько лет закрыла ряд пограничных переходов на границе с Беларусью, в том числе и "Боб...
В субботу, 18 мая, на кольце по улице Суворова читатель АвтоГродно наблюдал опасную ситуацию, а именно, как водитель BMW...
Следите за нами в соцсетях