Когда на АвтоГродно опубликовали тест на знание фактов о нашем городе, многие писали, что корабль "Гродно" не существовал. На самом же деле по океанам, морям и рекам ходили разные суда под названием "ГРОДНО". Давайте посмотрим, как они выглядели.
Давать судам названия городов – давняя традиция. Надпись "ГРОДНО" можно было встретить на танкерах, пассажирских кораблях и теплоходах.
GRODNO, который ходил в Америку через Атлантический океан
В начале XX было несколько кораблей с названиями GRODNO.
Первый из них был спущен на воду 7 марта 1893 года, а 19 июля этого же года он совершил свой первый рейс между Ливерпулем и Южной Америкой. Правда, на тот момент корабль носил название ORCANA и был переименован в GRODNO в 1906 году, когда его выкупило российское правительство, пишет archeosousmarine.net.
GRODNO имел массивную дымовую трубу, четыре мачты, один винт и развивал скорость 11 узлов (около 20 км/ч). Он был рассчитан на 70 пассажиров первого класса и на 675 обычных пассажиров.
Самый первый корабль GRODNO
Когда корабль был куплен "Русским Восточно-Азиатским обществом", на нем была организована перевозка грузов и пассажиров из Латвии в Филадельфию и Нью-Йорк. Хоть российский флаг и был поднят над пароходом "Гродно", но корабль, по сути, продолжил оставаться в собственности немцев, а точнее немецко-американского общества из Гамбурга, сообщает Гродненский государственный историко-археологический музей.
За 1906 и 1907 годы судно «Гродно» пять раз переходило Атлантический океан, посетив несколько американских портов. "GRODNO" перевозил за один раз 680 эмигрантов из Российской империи. На обратном пути "Гродно" заходил в Копенгаген и Гамбург с грузом. Интересно, кому-то из Гродно пришлось добираться в Америку на корабле "Гродно"?
В 1907 корабль снова стал немецким и его назвали ALBINGIA. В 1917 году он стал американским, получив название ARGONAUT.
5 июня 1918 года этот корабль был атакован подводной лодкой U82 и в результате попадания торпеды был потоплен.
Ресурс uboat.net сообщает, что был еще один корабль "Grodno", который тоже потопила подводная лодка. Он был построен в 1912 году, а 12 августа 1915 года в него попала торпеда в Норвежском море, в этот момент "Grodno" перевозил груз из Архангельска.
Корабль GRODNO – 1919 - 1967
Ресурс hhtandn.org сообщает про еще один корабль GRODNO. А именно, в издании Northern Daily Mail 28 июня 1919 года появилось следующее сообщение:
"Судно «Grodno», построенное "William Gray and Co. Ltd.", в четверг покинуло West Hartlepool и отправилось в свой первый рейс. Первоначально оно было заказано "Shipping Controller", но впоследствии контракт был передан "Ellerman’s Wilson Line Ltd." Корпус стандартный типа «H», имеет длину более 300 футов и грузоподъемность более 4000 тонн".
Корабль "Гродно" еще несколько раз менял названия: "Ma Goo" с 1946 года, "Hedja" с 1947 года и "Hermon" с 1961 года. Одновременно он менял и владельцев.
Эту информацию подтверждают и другие зарубежные ресурсы, например teesbuiltships.co.uk.
"GRODNO" переименован в "Hedja"
23 мая 1967 года этот корабль прибыл в Триест (Италия) для разборки.
Объявление в одной из гродненских газет начала прошлого века, гродненцев приглашают в поездку на корабле в Америку
"Гродна" и "Гродно" на Немане
Это не опечатки. В начале XX века по Неману ходили два парохода, один из которых назывался "Гродна", а второй – "Гродно". Дело в том, что в российской орфографии того времени были допустимы оба варианта написания.
Известно, что "Гродна" перевозил пассажиров из города в военные лагеря в Солах (позже к ним будет построен "Красный мост" через Неман). Однажды пароход "Гродна" затопили – в 1915 году его взорвали отступающие российские войска, а в 1921 году пароход подняли, вытянули на сушу, обновили и спустили на воду. Правда, после этого он носил уже название "Сокол" и обслуживал пассажиров возле Вильнюса.
Про "Гродно" увы, пока не известно.
Корабль "Гродно" – 1955 - 83 годы
Строительство танкера в честь нашего города Гродно велось на Херсонском судостроительном заводе. Всего, в послевоенные годы, было построено несколько таких нефтеналивных судов серии "Казбек". На то время, это было громадное судно водоизмещением 16250 тонн и длиной 138 метров. При его постройке был впервые применен крупноблочный сварочный метод постройки судна.
Ходовые испытания танкера "Гродно" закончились 6 апреля 1956 года, после напряженных испытаний в море судно ушло в свой первый рабочий рейс.
Этот же корабль "Гродно" в водах Черного моря
Сохранилось достаточно много фотографий корабля, датированных разными годами. Кстати, некоторые из них продаются в интернете по цене около 15 USD (40 белорусских рублей).
В открытых источниках сообщается, что "Гродно" был списан в 1983 году.
Теплоход "Гродно" на реке в Бресте
В наше время нам удалось найти только один действующий теплоход "Гродно". Он возит пассажиров по реке Муховец в Бресте.
В 2018 году теплоход вернулся с капитального ремонта, который проводили на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе.
Прогулочный теплоход «Гродно» стал одним из символов Бреста. Подобные суда в 1980 г. строились во многих городах СССР для обслуживания гостей летней олимпиады. После окончания игр большинство пароходов сменили место прописки, а брестский теплоход продолжил курсировать по реке Муховец в качестве экскурсионного судна.
Учения на теплоходе "Гродно" в 2012 году
Обновлено: гродненский блогер "Olgatravel" подготовила отличное видео про судоходство в Гродно. Рекомендуем к просмотру:
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции
Оба автомобиля полностью беспилотные. У них нет ни педалей, ни рулевого колеса.
Власти соседней страны уже одобрили предложенные законодателями изменения.
Потребность в бетоне при установке дорожных знаков была завышена в 25 раз.
Микрорайоны индивидуальной жилой застройки в Гродно не остаются без внимания.