Кто из нас не делал спонтанных покупок? По статистике, чаще всего импульсивно люди покупают товары для дома, одежду и продукты питания, реже — электронику, обувь, косметику, детские товары… Максим из Бреста, вот так случайно, совершенно незапланированно, во время поездки в Европу приобрёл автомобиль — и такое бывает!
Эмоциональное приобретение оказалось весьма необычным, если не сказать экзотическим, для наших широт. Smart Roadster — модель, которая совсем недолго продержалась на конвейере (она выпускалась всего два года) и была снята с производства ещё в середине нулевых, пишет av.by.
Модели так и не удалось обрести стабильную нишу на рынке, но тем не менее родстер стал самым ярким представителем марки с давешней и почти забытой философией «уменьшить по максимуму». Ввоз самобытного 22-летнего спорткара в Беларусь стал для нового владельца настоящим квестом. Чем не повод пополнить нашу рубрику «непроходные»?
Срочная продажа и очень сладкий прайс
— В начале прошлого года мы с другом отправились на моторшоу в немецкий город Эссен, — вспоминает Максим. — Находились мы там полторы недели, и за это время я неожиданно успел обзавестись транспортным средством. На одном местном интернет-ресурсе мне на глаза попалось объявление о продаже этого родстера 2003 года выпуска. Срочная продажа, в связи с этим очень сладкий прайс: ну как тут было удержаться? Поехал, посмотрел и сразу забрал авто себе.
— Не интересовались, почему машину отдавали по цене значительно ниже рынка?
— Автомобиль продавал немец, а ездила на этом родстере его дочка. Девушка попала в небольшое ДТП на Smart, поэтому его и выставили на продажу. Но, по правде говоря, повреждения авто были совсем незначительными: немного пострадал лишь передний бампер. В целом же состояние родстера было отличным. А заплатил я за него всего 1 400 евро.
Друг по личным вопросам остался в Европе ещё на некоторое время, ну а я на своей новой машине отправился домой. Всё бы ничего, вот только после покупки авто у меня в кармане осталось 75 евро, — продолжает молодой человек. — Ехали мы в Германию всего на недельку, крупных покупок не планировали, поэтому много денег я с собой не брал, банковской карты тоже при себе не было.
— В районе Варшавы мой скромный остаток денежных средств полностью иссяк. Тут вижу: стоит белорусский автобус. Подхожу, без особой надежды в голосе говорю: «Ребята, одолжите 20 евро». И нашёлся человек из Бреста, который дал мне деньги! На них я заправил машину, после чего отправился в сторону польско-белорусской границы. Подъезжаю к пункту пропуска, а перед ним огромная очередь из легковушек. Я безумно уставший, без денег. Что было делать? Принял решение оставить родстер на платной парковке в Тересполе, а сам сел в попутку и уехал домой.
Сложности перегона
— Вскоре у меня закончилась виза — забрать машину из Польши получилось не скоро, месяца четыре она там меня ждала. К моему возвращению родстер покрылся пылью, а его шины сдулись. Хотя у меня есть предположение, что их специально спустили, чтоб я не смог покинуть паркинг без оплаты. Авто долго хранилось на стоянке, сумма набежала немаленькая — около 350 евро. Но у поляков принято торговаться, так что мне удалось сбить цену до трёх сотен.
— В комплекте есть насос. Подключил его к прикуривателю, накачал колёса и отправился… в Германию! Да, необходимо было взять там свежие транзитные номера, так как срок действия старых давно истёк. После этого я вернулся на польско-белорусскую границу. Но пересечь её мне не удалось. Оказалось, что нужно оформить экспортную декларацию EX-1.
— Вообще, этот документ не требуется на авто массой до 850 килограмм стоимостью до тысячи евро. Но эта машина по «купчей» стоила больше, поэтому поляки меня развернули.
За декларацией меня вновь отправляли в Германию, но мне удалось оформить её в польской Бяла-Подляске. Потом я вернулся на границу, пересёк польский пункт пропуска, заехал к нашим. Казалось, все приключения позади: осталось оплатить пошлины и можно ехать домой. Но не тут-то было!
При изучении документов выяснилось, что в брифе указан тип транспортного средства О1, а это грузовой прицеп! В итоге мне пришлось заказывать экспертизу. Она определила, что это не прицеп, а легковой автомобиль категории А1. Стоила процедура, кстати, 150 рублей. С заключением эксперта я вновь вернулся на границу. Только тогда с меня взяли платежи и я смог ввезти автомобиль в Беларусь.
— Это же авто «непроходного» года выпуска. Какой размер таможенных пошлин вам пришлось оплатить при ввозе его в страну?
— У меня есть своя льгота, так что я оплачивал 50 процентов таможенных пошлин, вышло 1 050 евро. Помимо этого, необходимо было также оплатить утилизационный сбор в размере 400 евро. Ещё в сотню долларов обошлось таможенное оформление.
Метр с… крышей
— Уже несколько месяцев вы ездите на этом авто. Каковы ваши впечатления от него? Стоили ли того все сложности ввоза родстера в Беларусь?
— По правде говоря, на эти родстеры я заглядывался ещё лет семь назад. Они мне всегда нравились, но стоили такие авто в Германии тогда 5—6 тысяч евро. Поэтому я никогда не думал, что когда-нибудь куплю себе эту модель. Но так сложились обстоятельства — и теперь я счастливый обладатель того самого Smart Roadster.
— С тех пор как машина приехала в Беларусь, она каждый день на ходу. У меня есть другие авто, но с появлением Smart я почти перестал ездить на них, в то время как на этом уже десять тысяч километров за пару месяцев накатал. Что сказать, это очень шустрый, юркий, динамичный, манёвренный автомобиль, компактный и при этом достаточно практичный. Я всем рекомендую хотя бы просто взять покататься на нём! Машина доставляет море эмоций, остро рулится, сочетает в себе драйв и уникальный стиль.
— Хоть позиционировался родстер как городской автомобиль, за городом он чувствует себя не менее уверенно — трассу держит отлично! Я как-то ездил на Smart Fortwo. Он высокий и на большой скорости не особенно устойчив, ветром круглый «шарик» мотает знатно. А родстер, наоборот, хорошо «прижимается» к асфальту, на скорости его из стороны в сторону не водит.
Минус лишь в том, что при движении со скоростью выше 120 километров в час от крыши идёт гул. Ты как будто на куске фанеры летишь! К этому надо привыкнуть. Кстати, примерно на такой скорости в машине включается шестая передача, а максимально на автобанах я разгонялся до 170 километров в час.
— Тут стоит упомянуть и про ещё одно преимущество этого авто, а именно — его экономичность. В среднем родстер расходует всего 4—4,5 литра топлива на «сотню»: залил бензина на 50 рублей и забыл на две недели.
Ну и родстер нигде не останется незамеченным. Маленький автомобиль с яркой спортивной внешностью влюбляет в себя с первого взгляда. Очень часто люди подходят, расспрашивают о машине. Интересуются ей не только мужчины, но и девушки. А дети так вообще без ума — на любой парковке с телефонами окружают!
— Авто привлекает к себе внимание в первую очередь, конечно, своим необычным дизайном и миниатюрными размерами: длина спорткара составляет примерно 3,4 метра, ширина — 1,6, а высота всего чуть более метра (понимаете, да: он буквально по пояс)! Так что с парковкой в городе проблем нет. И весит супермини 790 килограмм. Впрочем, ничего удивительного, ведь почти все внешние элементы кузова родстера выполнены из пластика, в чём есть и положительный момент — можно забыть о коррозии.
— Несмотря на такие скромные габариты авто, внутри него чувствуешь себя очень комфортно. Вот я со своим ростом 187 сантиметров здесь абсолютно не стеснён. Единственное, садиться в эту машину и выходить из неё не очень удобно: она низкая и посадка в ней своеобразная. При всей своей компактности у родстера даже багажники есть! Их два: один сзади, другой спереди. Да, они не очень объёмные, но кое-какие вещи поместить можно.
— В автомобиле минимум роскоши, но здесь имеется кондиционер, электрические стеклоподъёмники. Крыша открывается автоматически — работает отлично, причём на любой скорости! Продольные дуги при желании тоже можно снять, но это уже вручную. Я обожаю ездить с открытым верхом, даже если на улице прохладно, — в таком случае просто включаю печку. Отмечу, что, несмотря на возраст авто, уплотнения его крыши нисколько не потеряли своей герметичности. Проблем этот элемент кузова не доставляет.
Спроса нет!
— Что касается технических характеристик... Родстер оборудован трёхцилиндровым бензиновым турбомотором объёмом всего 0,7 литра. Двигатель располагается сзади, выдаёт 82 лошадиные силы и по классике приводит в движение задние колёса. Работает он в паре с роботизированной шестиступенчатой коробкой передач. И этот агрегат, на мой взгляд, является единственным существенным минусом родстера. «Робот» хоть и надёжный — проблем с ним не возникает, — но уж очень медленный, «душит» он эту машину, не всегда логично работает. Уверен, с обычной «механикой» Smart поехал бы гораздо лучше!
— Уже интересовались наличием на рынке запчастей на родстер?
— Да, вот хотел было поменять передний бампер, что повредили в результате ДТП, так его (впрочем, как и другие кузовные элементы на Smart Roadster) у нас, конечно же, не найти. Бампер в итоге нашёл за границей за 700 евро, да брать после озвучивания цены передумал…
— Даже коврики сюда отыскать не смог. Здесь резиновые лежали, я такие не люблю. Так пришлось в итоге в магазин с обычными коврами ехать, чтоб мне там хоть что-то по размеру вырезали… Ну а что касается технической части родстера, то для неё детали, думаю, можно отыскать без проблем, ведь этот автомобиль построен на базе Smart City Coupe, позднее переименованного в Smart Fortwo. Соответственно, запчасти на эти модели унифицированы.
— Знаем, что вы выставили Smart на продажу. Если не секрет, какова причина?
— Да, как уже отмечалось выше, я спонтанно взял то, что было на рынке в определённый момент. Сейчас хочу поменять это авто на такое же, но с тюнингом от Brabus. Помимо обвеса и дизайна такие машины отличаются от стандартных моделей более мощными двигателями, выдающими около ста лошадиных сил. Вроде немного, но для родстера массой менее 800 килограмм это существенная прибавка в мощности. Говорят, эти тюнинговые автомобили совсем по-другому едут, так что я загорелся идеей взять себе именно такой экземпляр.
— Сколько вы хотите выручить за свой родстер и есть ли на него спрос?
— Отдать это авто я готов за 8 000 долларов. Вот только, скажу честно, покупателей нет. Почему? Я, конечно, понимаю, что машина эта на любителя, далеко не каждый готов себе её купить, да ещё и за такие деньги. Наверное, за данную сумму белорус стандартно предпочтёт приобрести какой-нибудь большой и практичный автомобиль.
— Родстер, вероятно, не рассматривается в качестве автомобиля на каждый день. Отчасти для этого он, действительно, не подходит. Любителей возить картошку с дачи и закупаться в гипермаркете на выходных он, конечно, разочарует. Для большой семьи тоже не годится. Но, например, ездить на работу каждый день на этом авто очень даже комфортно и экономично…
И всё-таки этот экземпляр, скорее всего, может иметь место лишь в качестве второго автомобиля, машины выходного дня. Родстер — это каприз! У нас же люди в большинстве своём покупают одно авто на все случаи жизни. Так что по объявлению о продаже, которое висит уже два месяца, мне позвонило… ноль человек. Да, не продаётся машина. Спроса нет совсем. Но если честно, я почему-то совершенно из-за этого не расстраиваюсь, — признаётся Максим. — Сейчас лето. И Smart дарит мне потрясающие эмоции!