Время от времени на дороги Гродно выезжают ярко-жёлтые «Жигули» — выглядит, как "капсула времени" из 80-х, со всеми атрибутами того периода: наклейка первого техосмотра в 1981 году под лобовым стеклом, советские копейки и червонцы с Лениным, часы Montana на полочке. Мы познакомились с владельцем и расспросили об истории проекта.
— Первая машина — это как первая любовь, забыть которую невозможно. Моим первым автомобилем, на котором я учился ездить, был как раз жёлтый ВАЗ отца, — рассказывает Ярослав. — Но, спустя годы ежедневного использования, автомобиль пришёл в негодность. И вот спустя годы мне снова захотелось посидеть за рулем той самой первой машины.
Значок купил в Одессе
В 2017-м решил найти точную копию своего первого автомобиля. Ярослав целый год искал жёлтую «копейку» по сайтам продажи авто, пока не наткнулся на нужное объявление.
— Поехал в Смолевичи, мне сказали, что авто в идеальном состоянии от первого владельца, а продавал его внук. На спидометре машины 1980 года выпуска было всего 9 тысяч километров пробега, — вспоминает парень. — Я долго думал, где подвох, но благополучно добрался в Гродно.
За «Жигули» Ярослав заплатил 1000 долларов, а затем вложил ещё около 800, ведь за время простоя вышли из строя различные узлы, детали и технические жидкости. К 2024-му году вложения приблизились к 2-м тысячам долларов.
Восстанавливать «копейку» Ярослав начал с салона:
— На сиденьях родная обшивка, которая хорошо сохранилась под чехлами, но требовался мелкий ремонт. Мне привели её в порядок на одной гродненской фирме. Ребята просто молодцы, потому что салон стал как новый.
Ещё 300 долларов водитель потратил на колёса — вайтволлы, которые кстати быстро «съедаются», порошковая покраска дисков, новая резина.
Ярославу хотелось насытить облик «копейки» хромированными деталями. Минимально старался добавить стиля, на пример козырёчки на фары. Элементы перехватывал у одного автоклуба связанного с автопромом того времени и который, к сожалению, распался.
Он долго искал значок ВАЗ, но купить его удалось в Одессе. Новодельные колпаки на колёса стоят 400р за комплект, бампер 500р, зеркало около 100р, но главная проблема что их не найти.
Из интересного здесь выхлопная система. Родная быстро сгнивает и звук не очень, долго я с этим боролся, новоделы звенели, но решение было найдено. У нас в Гродно, в 2004 году, на «АЗОТе» была сварена выхлопная система из нержавейки, три машины на которых она стояла, уже сгнили, моя четвёртая. Ребята, из «Лихой Топор», сделали вставки в салон из красного дерева.
— Хотелось бы вернуться к цвету, он в те годы имел особое значение, ты как-то обыграл это?
— Безусловно, это же милицейский цвет, хотя машина не была на службе ни дня, - Говорит Ярослав. – Я заказал магнитные ленты, мигалка чехословацкая, за пять минут из простой, машина становится милицейской того времени.
Вместе с автомобилем гродненцу в багажнике досталось советское «наследство»: руководство по эксплуатации, аптечка, разные инструменты, запчасти и даже советские рубли. Часть этого Ярослав оставил в автомобиле для сохранения духа эпохи. Даже на фаркоп в лучших традициях минувших времён нацепил игрушечную куклу лисы, которую нашёл на даче.
Ярослав рассказывает, что покупка автомобиля начиналась не с авторынка, а с гаража, в котором пришлось сделать ремонт, перестелить крышу, чтобы внутрь не попадала влага.
На городские улицы выезжает по выходным и в солнечную погоду, а если начинается дождь, то после езды вытирает влагу с кузова и даёт просохнуть. В будние дни он катается на Volvo S60, а на «Жигули» пересаживается только по выходным.
— Эта машина не ломается, и та машина не ломается, — смеётся владелец. — У меня философия, машина должна обслуживаться только у одного мастера, поэтому у каждой есть свой.
Водитель признаётся, что у «копейки» нет ежедневной задачи, её время уже ушло, поэтому нет необходимости «душить» машину, которой в этом году 44 года. Единственное, когда машине приходится “поработать”, то это летний период, так как в отпуске отправляюсь в поездки по нетуристическим, но атмосферным местам нашей страны. С 2020 года объехал всю страну, за 4-5 дней делался круг в 2000 км, который машина без проблем проходит.
Несколько раз парню предлагали продать автомобиль и даже предлагали за него четыре тысячи долларов, но он отказался.
— Если кто-то придёт и положит 10000$, то соглашусь, такая цена потому что продавать не хочу, а если вдруг предложат, то за 5000 можно из любой такую сделать.
Отойдя от машины, поговорить на другие темы, мы наблюдали как люди подходят и фотографируются с машиной… Жаль что таких машин становится всё меньше, это наша история и для многих, это был первый автомобиль в семье, первый раз когда папа дал порулить, для некоторых первый поцелуй в машине, для некоторых друг на всю жизнь…
ВАЗ 21013
Год выпуска: 1980
Двигатель: 1,2 л
Привод: задний
Максимальная скорость: 142 км/ч
ВАЗ 2101 разных модификаций выпускался с 1970 по 1988 годы на Волжском автозаводе. Всего за этот период было выпущено 4 млн. 850 тысяч машин.
В 2000 году читатели популярного автожурнала «За рулём» признали «копейку» лучшим отечественным авто ХХ века. В народе ВАЗ сначала называли «единичкой», а затем «копейкой». Есть мнение, что кузова выпущенных в 1980 году к Олимпиаде автомобили делались из шведской стали.