«Дешевый бензин и бесплатная парковка делают городские поездки выгодными для автомобилистов. Однако часто мы не учитываем, во сколько нам реально обходятся километры, пройденные с комфортом».
С этих слов начиналась статья Onlíner, опубликованная в 2015 году.
Тогда, 8 лет назад, журналисты пришли к выводу, что на машину уходит в среднем 34-44 млн неденоминированных рублей в год. Да, еще в ходу были миллионы. Исходили из курса, когда один доллар стоил 14,5 тысяч, а следовательно, годовые траты варьировались от $2345 до $3035.
Что ж, настала пора проверить, подорожало или подешевело использование автомобиля за эти годы.
Обслуживание
Под этой, пожалуй, самой увесистой статьей расходов стоит понимать в первую очередь планируемое техобслуживание, а так называемую амортизацию оставим за скобками как слишком неопределенную переменную. Будем исходить из среднегородского пробега обыкновенной «десятилетки» – 10-15 тысяч км в год, пишет Onlíner. За основу возьмем расценки СТО среднего сегмента, то есть не гаражников и не дилерских центров. Товары рассмотрим также исходя из позиции среднего чека в Каталоге Onlíner за август – сентябрь этого года. Стоит подчеркнуть, что в указанный период средний чек выше, чем если считать за весь 2023 год.
Но нас же интересует актуальная информация. Итак, считаем.
Замена моторного масла и фильтра – 40 рублей за работу, само масло (4-8 литров) – 120-240, фильтр – 20. Салонный фильтр – 30 рублей, за работу возьмут примерно столько же. Топливный фильтр – 40 + 30 рублей. Подобное ТО советуют проводить как минимум два раза в год, потому умножаем на два.
Нельзя игнорировать здоровье тормозной системы, поэтому считаем. Тормозная жидкость обойдется в среднем в 30 рублей, еще около 40 рублей нужно отдать сотруднику СТО за замену. Пара дисков и колодок обойдутся в (110 + 50) × 2. Ну и работа мастера по замене потянет рублей на 70.
А еще на антифриз придется отдать 50 рублей. Ну и мало ли, полетит элемент подвески. Например, рулевые тяги с наконечниками. Стоит подготовить минимум 200 рублей с учетом развала-схождения. Также предположим, что выйдет из строя термостат (типичная поломка), – еще сотка.
Итого: 2100 рублей (если выпросить скидку как постоянному клиенту), или $624.
В 2015-м выходило 10-12 млн ($690) в год по самым скромным подсчетам.
Шины
Именно в январе 2015 года использование зимних шин в холодное время стало обязательным, закрепленным на законодательном уровне. С тех пор всем без исключения автомобилистам приходится как минимум дважды в год заезжать на шиномонтаж. Это на руку нашим подсчетам – суммы будут релевантными. В этом году очередной сезон замены только начинается, а следовательно, на шиномонтажках пока еще довольно низкие цены. Поэтому журналисты обратились в компанию, которая привлекает клиентов фиксированной стоимостью. Там озвучили: 45 рублей за «переобувку» колес R13-18. Это за снятие-установку с балансировкой, смазку, монтаж-демонтаж шины + упаковочные пакеты. Сумму умножаем надвое, потому как «переобуваться» нужно как перед зимой, так и обратно на летнюю резину.
Сюда же необходимо включить и расходы на сами шины, которые советуют менять раз в три года. Специалисты из Каталога рапортуют: «Средний чек для шин в августе – сентябре составил 412 рублей для самого ходового размера R15». Очевидно, речь о комплекте, а не об одной покрышке (хотя, например, один экземпляр Continental UltraContact так и стоит). Ладно, не забываем и про летний комплект, поэтому умножаем сумму на два. Для чистоты вычислений делим на количество лет эксплуатации. Выходит примерно 275 рублей.
При этом в топе продаж – «Белшина Artmotion Snow» с прайсом в 120 рублей за каждую. При такой цене в год уйдет 320 рублей.
Итого: 365-410 рублей в год ($108-122).
В 2015-м в траты закладывали 3,8 млн ($260).
Мойка и полировка
В этой графе расходов могут быть серьезные разбежки. Кто-то из автомобилистов знает секретные места, где машину готовы обдать водой и за 16 рублей. Другие готовы отдать за комплексную уборку с пылесосом, чисткой стекол и обработкой спецсредством пластиковых панелей и полсотни, если не больше. Поэтому остановимся на среднем варианте – назовем его комплекс «Стандарт» за 35 рублей.
Как и в статье восьмилетней давности, будем считать, что душ для среднестатистической машины ее владелец устраивает раз в месяц. Следовательно, ежегодно он тратит 420 рублей.
Полировку советуют проводить не реже двух раз в год – перед зимой и после морозов. Условия идеальные, и, скорее всего, таких водителей сложно найти в наших широтах. Но для чистоты сравнения с подсчетами 2015-го сделаем поправку на перфекциониста. Получаем 400 × 2 = 800 рублей.
Итого: на блеск кузова придется потратить 1220 рублей в год ($363).
Восемь лет назад насчитали 1,2 млн за мойку и 4,35 млн за полировку. В сумме 5,55 млн ($383).
Стоянка
Можно было бы и не добавлять эту статью расходов, особенно если посмотреть в окно квартиры и увидеть двор, заполненный автомобилями. Очевидно, что их владельцы за хранение ТС не платят. Всего в Минске более 800 тысяч машин (по данным регистрации в столичной ГАИ по состоянию на октябрь этого года). А у государственной организации, имеющей сеть стоянок по всему городу, есть 27 тысяч машино-мест. Так что и при желании все не разместятся. Тем не менее прайс организации известен – 46 рублей в месяц.
Умножаем на 12, выходит 552 рубля ($164).
В 2015-м хранение оценили в 2,88 млн рублей, или $199 в год.
Техосмотр и госпошлина / транспортный налог
Транспортный налог ввели вместо дорожного сбора начиная с 1 января 2021 года. Об отвязке сбора от техосмотра говорили долго, как и о справедливости этой платы. Сейчас процедуру ТО и фискальную нагрузку развели по разным платежкам, а восемь лет назад суммы по факту приходилось считать вместе. Поэтому ради чистоты эксперимента последовали этой же логике.
Сейчас процедура техосмотра для стандартной легковушки с ДВС обойдется примерно в 40 рублей. Ну а транспортный налог для средней машины самой популярной категории (от 1,5 до 1,75 тонны) составляет 81 рубль.
Итого: 120 рублей ($36).
Вспоминаем 2015-й и его 1,26 млн ($87) за ТО и пошлину для автомобиля той же массы.
Страховка
В этой статье трат мало что изменилось, потому как она была привязана к валюте. По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию, большинство застрахованных по «автогражданке» легковых машин относятся к категории А3, то есть имеют двигатели объемом от 1,8 до 2,5 литра. Обязательная страховка как в прошлом, так и сейчас стоит €29,4.
В страховой компании, в которую журналисты обратились, акцентировали внимание: «€29,4 – это базовый тариф, „средняя температура по больнице“. Тут есть несколько вводных. Если предположим, что машина впервые страхуется на год, зарегистрирована в Минске, страхователь старше 25 лет и имеет стаж более двух лет, то страховка будет стоить €44,1 по курсу Нацбанка РБ. Будут другие вводные – будет другая цена».
В общем, у страховщиков, как обычно, все сложно. Очевидно одно: цена-2023 не отличается от цены-2015. Про каско умолчим, там еще больше переменных и еще более сложные расчеты. Плюс десятилетние автомобили не так часто страхуют по этой системе.
Итого: было и есть €29,4.
Топливо
Самое интересное оставили на закуску. Считать будем в АИ-92. Попросту потому, что за год до публикации первой статьи именно этот вид топлива был назван индикативной маркой. Официально 92-й был привязан к $1 (хотя в рублях цена за 1 литр была и ниже). Возвращаемся к исходным условиям среднегородского пробега в 10-15 тысяч км. Предположим, что расход в смешанном режиме (город – трасса) нашей абстрактной машины составляет 7-8 литров на сотню.
В 2023 году выходит 1580-2710 рублей в год ($470-805).
В 2015-м получалось $700-1200.
Штрафы
По статистике, на каждого автовладельца приходится два-три штрафа в год. От нее и пляшем. Самая распространенная статья – за превышение скорости. Пусть будет минимальный штраф в 0,5 б. в.
Теперь это 55,5 рубля (за три штрафа), или $16,5.
Тогда было 270 тысяч, или $19.
Подбиваем общую сумму
Как было указано в начале материала, в 2015-м общие траты на эксплуатацию авто в год достигали 34-44 млн, или $2345-3035. В 2023-м получается 4877-7270 рублей, или $1450-2160. То ли услуги и товары в долларах подешевели, то ли мы стали экономнее. А может, что-то еще... Удивительным образом даже в базовых величинах, если верить подсчетам, нынче содержать машину дешевле: от 131 б. в. сегодня против от 189 б. в. в 2015-м.