Реальность такова, что нужно изучать и присматриваться к китайским автомобилям. Некоторые из них уже достаточно громко звучат. Например, компания BYD входит в TOP автопроизводителей Китая и уже активно штурмует рынок Европы.
Первые электромобили BYD во всю рассекают и по Белорусским дорогам. Один из них – компактный Dolphin.
Журналист Автобизнеса Иван Кришкевич протестировал такого малыша. Далее рассказ автора.
Скажу честно: я питаю слабость к небольшим и бюджетным машинкам. Есть в них та честность и та легкость, которую нельзя получить от более крупных и производительных моделей. Вот и на Dolphin я положил глаз давно, да еще и с потенциально практическим интересом (вдруг когда-нибудь сподоблюсь на «электричку», и тогда «Дельфин» – один из первых претендентов). Но было боязно…
У меня уже есть два автомобильных разочарования в этом году. Мне совершенно не зашел ни Volkswagen Up!, на который я заглядывался аж с 2013 года, ни Volvo XC40, который тоже выглядел привлекательно в моих глазах ровно до того момента, пока я на нем не проехал.
Дело в том, что сделать интересный небольшой автомобиль довольно сложно. Ключевое слово здесь – интересный. Создать коробку на четырех колесах просто, но вот придумать что-то, чтобы она вызывала улыбку или доставляла приятные эмоции при вождении, гораздо сложнее. Тем более в случае с электромобилем, где вкладываться в бюджет еще сложнее.
И дело не только в расходах на проектирование, а в дальнейшем – в вопросах маржинальности. Например, в подобных моделях нельзя просто взять и запихнуть большую батарею ради запаса хода, ведь это нарушит баланс ходовых качеств. И еще вопрос, куда эту самую батарею запихнуть, поскольку многие дешевые электромобили сделаны на базе ДВС-моделей, что предполагает консервативные компоновочные решения со всеми вытекающими.
Но Dolphin построен на новой электрической платформе 3.0, поэтому при длине чуть более четырех метров он имеет колесную базу 2,7 метра и практически отсутствующие свесы кузова. Понимаете, к чему я клоню?
К просторному салону. Практически однообъемная компоновка и высокая вертикальная посадка вкупе с компоновочными возможностями архитектуры е3.0 дают очень много места для ног задних пассажиров. К тому же там плоский ровный пол. Правда, автомобильчик по ширине небольшой, так что «в плечах» будет плотно, а из удобств у задних пассажиров – лишь один подстаканник и один порт USB.
Багажник объемом 345 литров неплох, но и не представляет собой ничего выдающегося. Тем более что борт очень высокий, спинка заднего дивана складывается целиком и также создает высокую ступеньку. Обновленный Dolphin получил раздельную спинку, но проблема с перепадом высоты при ее складывании все равно сохраняется. Отделка из жесткого пластика легко царапается, а крышка лишена стеклоочистителя (на свежих версиях он уже появился).
Забавный малый
Ну а чего вы хотели? Это ведь дешевый автомобиль! Вы просто пощупайте переднюю панель или дверные карты – там же клеенка! Да, наверняка официальное название – что-то типа полиэтил… и так далее, но сути это не меняет: по ощущениям нечто подобное лежало на кухонном столе моей бабушки.
Кто-то уже кривится со словами «ну и убожество». Но если задуматься, то материалы – это вообще вторично. Тем более что последнее время (и тем более в «электричках») вовсю применяют как раз переработанный пластик и натуральные волокна, а это, извините, ну никак не наппа.
В общем, материалы, да, дешевые, но как же забавно всё оформлено! Во-первых, сочетание цветов. Никакой серой угрюмости, светлые оттенки и оранжевые вставки здорово оживляют интерьер. Плюс сам дизайн – одна передняя панель с «плавниками», ведущими к боковым дефлекторам, чего стоит. В общем, команда под управлением шеф-дизайнера Вольфганга Эггера, видно, знатно повеселилась, пока рисовала внутренний мир «Дельфина».
Вот вам простейшее доказательство. Если смотреть на 12,8-дюймовый планшет, кажется, что за ним прячется удивленное лицо робота. Или Ранго из одноименного мультфильма, как верно подметил наш фотограф. А всё из-за полки, напоминающей рот, и круглых дефлекторов воздуховодов. Но ведь удобно! И полочка, и кругляши, которые можно быстро отрегулировать в нужном направлении.
Или набор клавиш под этой самой полкой – сделаны забавно, работают вполне себе (жаль, кое-что на китайском). Правда, правый регулятор, отвечающий за громкость мультимедиа, заметно люфтит, а к качающейся клавише выбора режима движения (D, N, R) я так и не привык – вроде хорошо, логично, но всё время по ходу поездки пытался включить «реверс» вместо «драйва» и наоборот.
Миниатюрный щиток приборов, закрепленный на рулевой колонке и двигающийся вслед за ней при регулировке по углу наклона, можно увидеть на многих недорогих китайских электромобилях. И проблемы здесь ровно те же: хорошо воспринимаются лишь крупные цифры спидометра, всё остальное имеет слишком мелкий шрифт, к нему уже приходится присматриваться. Информации там в целом отображается не так много (что, впрочем, и к лучшему – зачем еще больше перегружать этот экранчик), да еще и эти иероглифы…
Вообще говоря, к управлению основными функциями особых претензий нет. Уже нет, потому что к подобному привык на прочих «китайцах». Спасибо за физические клавиши и регуляторы на руле (те, что на левой спице, отвечают за камеры кругового обзора и круиз-контроль, а справа – за основные регулировки мультимедиа), еще раз «фи» вам за управление всем прочим через планшет. Пусть он даже и поворотный, а основной экран как на «взрослых» моделях BYD.
Но планшет, кстати, имеет то огромное преимущество, что в него можно закачивать какие угодно (ну почти) приложения. И это дает большие преимущества по части функциональности и мультимедийности «Дельфина». Вставляете в USB-разъем 3G-модуль – мобильный интернет раздается постоянно и можно включать любые онлайн-сервисы, например, ту же навигацию, музыку или радио.
Городской формат
Поскольку от простой машинки не ждешь особых достижений по части эргономики и вообще устройства водителя за рулем, реальность оказывается даже чуть выше этих очень осторожных ожиданий. Диапазон регулировки кресла в продольном направлении на удивление огромный, а найти оптимальное положение рулевого колеса чуть сложнее – колонка двигается только по углу наклона. Но в целом сидеть удобно, несколько часов за рулем не превращаются в ортопедическую пытку.
Отмечая «воздушный» салон, приходится констатировать, что «слепых» зон у модели достаточно. Например, за передними стойками запросто прячется пешеход – в поворотах и перед переходами стоит быть осторожнее. Из необычного – мелодия вместо привычных щелчков при включении сигналов поворота, но это фирменная особенность BYD.
Единственный электромотор на передней оси развивает 95 л.с. и 180 Н*м – не бог весть что для современной модели B-класса. Но учитывайте потрясающую эластичность электрических силовых установок – на нажатие правой педали Dolphin готов отвечать моментальным изменением скорости без раздражающих на машинах с «автоматами» задержек.
Правда, лишь в ездовом режиме sport, поскольку в eco, нацеленном на минимальный расход электроэнергии, всё происходит более вяло. Да, конечно, в «горячий» хэтчбек Dolphin и в «спорте» не превращается. Но в линейке есть версия на 177 л.с., и уж она-то точно порадует приличной динамикой (согласитесь, что 7,5 секунды с места до «сотни» для подобной модели совсем неплохо).
В общем, в условиях города динамики хватает за глаза. В трассовом режиме Dolphin тоже не превращается во флегматика, но становится менее комфортным. Все-таки шумоизоляция у модели очень скромная, так что с ростом скорости в салон помимо традиционных электрических подвываний начинают проникать аэродинамические и дорожные шумы.
Нет, этот автомобильчик прежде всего для городской суеты. Помимо хорошей динамики, живости ему придает и отменная маневренность, особенно хочется отметить небольшой радиус разворота. И вообще, на «Дельфине» хочется ехать динамично, чтобы он резвился в дорожном потоке. И ведь простенькое шасси со стойками McPherson спереди и балкой сзади настроено неплохо: автомобиль очень приятно и предсказуемо ведет себя в поворотах.
Да, на руле будет «синтетика», причем выбор спортивного режима лишь утяжелит «баранку», но не прибавит информативности. У тормозов тоже есть выбор – между стандартным и комфортным режимами. Последний не понравился: тормоза становятся слишком ватными. В то время как в «стандарте» к их работе нет никаких нареканий.
Да, понятно, что всё сказанное – со скидкой на класс и бюджетную сущность. Сравнивать Dolphin с MINI бесполезно, скорее смотрим на Bolt или какой-нибудь Note, благо последний существует в виде последовательного гибрида. Если не требовать от «Дельфина» многого, он точно не разочарует своим ездовых характером. Легкий, веселый автомобильчик.
Вот только на разбитых дорогах надо быть аккуратнее: да, плавность хода в целом неплоха, но дорожный просвет всего 120 мм, а подвески короткоходные. Стоит переборщить со скоростью на «лежачем полицейском», и получите стук ограничителей хода отбоя.
Дотянуть до розетки
Так, а что там с запасом хода и зарядкой? Dolphin получил рабочую систему на 800 вольт и литий-железо-фосфатную батарею серии Blade емкостью 44,9 кВт. С ней запас хода по циклу NEDC составляет 420 км. Это, пожалуй, слишком оптимистичная цифра.
В течение всей поездки наш автомобиль на основании статистики за последние полсотни километров демонстрировал средний расход порядка 13,3-13,6 кВт*ч на 100 км – это означает, что Dolphin способен проехать около 330-340 км в преимущественно городском режиме и при температуре воздуха +22..+24°С. Правда, при постоянно работающем кондиционере.
Понятно, что при желании можно получить и 13, и 15 кВт*ч на «сотню», вопрос как ездить. И зимой запас хода заметно упадет. Но думается, что даже в этом случае можно будет рассчитывать на реальные 200+ км (если не говорим про особо морозные дни). Для компактной городской модели вполне себе автономность.
Что касается зарядки, то здесь всё типично для китайских электрокаров вообще и BYD в частности. Под одним лючком прячутся порты стандарта GB/T: медленный готов принимать зарядку переменным током мощностью до 7 кВт, скоростной – постоянным током мощностью до 60 кВт. С учетом небольшой емкости батареи (и довольно скромного потребления электроэнергии) можно рассчитывать на то, что от станции на 50 кВт вы легко получите заряд на 200 «летних» километров за полчаса.
Вердикт
С облегчением и удовлетворением констатирую, что Dolphin меня не разочаровал. Вот примерно таким я его и представлял – и здесь автомобиль в достаточной мере соответствует ожиданиям. Правда, повторюсь, что и ожидания эти были достаточно осторожными.
Лично мне этот автомобиль понравился. Понравится и другим, если они изначально не потребуют от него слишком многого, если их будет «прикалывать» интерьер и они закроют глаза на те или иные упрощения (крохотная приборная панель или в целом дешевые отделочные материалы) или недостатки (слабая шумоизоляция или неважная работа климат-контроля в автоматическом режиме). Опять же на все подобные возражения есть ответ: покажите другой новый электромобиль с сопоставимой динамикой и близким запасом хода, который стоит чуть дороже $20.000. Да, если задуматься, то и слега б/у соперников не так много. Тем более что с оснащением у модели всё в порядке.
Правда, есть и более серьезные вопросы. Пока что на большинстве наших зарядных станций под порты GB/T нужны недешевые переходники. Официальных поставок электромобиля нет, стало быть, нет и гарантии. Ну и при всей своей «забавности» Dolphin всё же на любителя, что будет отражаться в будущем на ликвидности. Но если ищете недорогой и не очень «прожорливый» электромобиль, этот вариант как минимум стоит принять к рассмотрению.
Автор благодарит Multimotors Service (ev.wiki) за предоставленный для теста автомобиль.
Нравится | Не нравится |
– Просторный для таких габаритов салон | – Явно недорогие отделочные материалы |
– Мультимедийная система – на Android | – Слабая шумоизоляция |
– Маневренный автомобиль с приятными настройками шасси | – Небольшой дорожный просвет и короткоходная подвеска |
– Запас хода и возможность скоростной зарядки | – Под порты GB/T нужны переходники |
Технические характеристики BYD Dolphin
Кузов | хэтчбек |
Длина/ширина/высота, мм | 4125/1770/1570 |
Колесная база, мм | 2700 |
Дорожный просвет, мм | 120 |
Объем багажного отделения, л | 345-1310 |
Масса снаряженная/полная, кг | 2150/2525 |
Макс. мощность, кВт (л.с.) | 70(95) |
Макс. крутящий момент, Н*м | 180 |
Привод | передний |
Макс. скорость, км/ч | 150 |
Разгон с места до 100 км/ч, с | 10,9 |
Емкость тяговой батареи, кВт*ч | 44,9 |
Расход электроэнергии, кВт*ч / 100 км | 10,5 |
Запас хода по циклу NEDC, км | 420 |
Путевой дневник
Под коротким капотом компактно расположены двигатель, редуктор, силовая электрика и бачки всех систем. При желании китайцы могли бы упаковать всё чуть плотнее и предложить небольшой дополнительный багажник, но этого не сделали.
Оптика полностью светодиодная, а передняя камера системы кругового обзора может работать и в режиме видеорегистратора.
Имеется система бесключевого доступа, ну а «запуск», как водится, с кнопки.
Dolphin остается верен USB 2.0, а еще есть дополнительный слот под флешку.
Несмотря на малую мощность и систему рекуперативного торможения, на задней оси также использованы дисковые механизмы. И обратите внимание на непривычную размерность шин – 195/60 R16.
Дополнительное преимущество «электричек» в крупных городах – возможность ездить по выделенным полосам для общественного транспорта.