Олегу из Гродно – 58 лет. Мужчина работает доцентом в Гродненском государственном медицинском университете. А все свое свободное время посвящает любимому хобби – восстановлению советских автомобилей.
В прошлом году даже зарегистрировал YouTube-канал «Капсула времени», где рассказывает о советском автопроме и не только.
В гараже гродненца есть и небольшая коллекция советского автопрома, и современные иномарки, рассказывает av.by. Но особая любовь у Олега к советскому автомобилю – «Москвичу-2140». Чем так увлекла машина доцента и сколько пришлось отдать за 40-летнего «старичка» без пробега?
– Он ведь с душой! Вот садишься в него, и запах там особенный! Словно уносит тебя в молодость, – эмоционально начинает рассказ Олег про свой автомобиль.
К особенным запахам журналисты вернутся позже, а пока рассказ об истории появления в семье доцента советского «старичка». Неужели правда, что 40-летний представитель минувшей эпохи не бит и не крашен? А на одометре – оригинальный пробег?
– Как поется в известной песне, мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз. А я ведь вырос в СССР! Первый ГАЗ-69, который появился у отца, был списанным с какого-то предприятия. Мы его вместе восстанавливали. Помню, был еще школьником, а уже вовсю крутил гайки! – вспоминает Олег. – Потом таких автомобилей было несколько, а еще появилась «Волга-21», за ней – «Москвич»…
Так, с конца 1990-х у Олега появилось хобби – реставрировать автомобили. Покупал по объявлению или среди знакомых. Доводил до блеска и лоска советских «ветеранов». О том, что на соседней улице стоит «Москвич-2140», который практически не ездил, Олег узнал случайно.
– Хозяин очень берег его! Автомобиль был в идеальном состоянии. Но когда хозяина не стало, машину продал мне его сын, – вспоминает Олег.
– О цене говорить не хочу. Но скажу так: стоил он в десять раз дороже, чем мог бы стоить советский старый «Москвич», и в десять раз дешевле, чем новое китайское авто, – выводит финансовую формулу доцент.
К слову, покупал этот автомобиль Олег в качестве свадебного подарка своему сыну.
– Можно было что-то и подороже взять, но души бы там не было! А здесь она есть, – убежден гродненец. – На свадьбе к машине подходили друзья сына и плакали, глядя на «Москвич»! Для меня было удивлением, что и для молодежи такие машины что-то значат… Ладно я – вырос на них, считай! А здесь молодежь, – восхищенно рассказывает Олег.
В город на «Москвиче» мужчина выбирается нечасто. Говорит, жалко машину так эксплуатировать! Выгуливают раритет только на коротких поездках, чтоб прочувствовать особую атмосферу и отдохнуть душой. Люди, увидев такой необычный привет из прошлого, расплываются в широкой улыбке.
– «Москвич-2140» – великолепный автомобиль для городских прогулок. На нем без труда можно двигаться в городском потоке и не бояться перестроиться или кого-то обогнать. Обзорность на высоте – едешь, как в аквариуме! В таких авто и парктроники не нужны. А вот чтоб за город куда выехать, так это уже лучше на «Оке».
– У вас и «Ока» есть?
– Две! Одна – 1998 года, другая – 2000-го. Есть на зимней резине, есть на летней. И чтобы не менять резину, я меняю автомобиль! Мы на них по Беларуси катаемся, – улыбается мужчина. – Правда, жене страшновато немного. Есть на М6 участки с разрешенной скоростью 120 км/ч. Крутим мотор до отсечки! А ведь для «Оки» это максимальная скорость! Двигатель ревет, но едет. А вот на «Москвиче» жалко почему-то выезжать далеко.
Фото из архива героя
Под лобовым стеклом «Москвича» заметили табличку: «1983 год. Полный оригинал. Не красился. Не восстанавливался, не реставрировался. „Москвич“, которым можно гордиться».
То, что владелец гордится своим автомобилем, журналисты уже поняли. И тут, надо признаться, есть чем.
– Пробег действительно оригинальный? – звучит любимый вопрос перекупов.
– Ну конечно! Когда я его покупал, на одометре было вообще 16 тысяч километров! Сейчас вот 18 900! Здесь вообще все родное. Мы ничего не меняли: ни по запчастям, ни по обшивке. Только если какую-то резиновую мелочовку, и ту из-за старости. Ну и карбюратор немного регулировали. Даже колеса – и те свои! 1983 года выпуска.
– Радиоприемник тоже свой. Он, правда, не ловит ультракороткие волны, но нестрашно. Видите, какая обшивка? Красный цвет в салоне из экокожи был только до 1983 года, дальше уже «Москвичи» начали выпускать с черным салоном.
Кстати, насчет цвета. У машины – очень редкий окрас. Не то зеленый, не то оливковый…
– Это цвет «валаам» – серо-зеленый. Достаточно редкий, но при этом очень красивый.
Под капотом у советского «Москвича-2140» – полуторалитровый бензиновый двигатель мощностью 75 лошадиных сил. Со слов хозяина, машина и сейчас заводится с полуоборота. Даже если постоит без движения несколько месяцев.
– Я, когда езжу на «Москвиче», общаюсь с ним! Здесь ведь особая атмосфера. Чувствуете ее?
Журналисты присели в ярко-красный салон советского автомобиля. И здесь их накрывает ностальгия. Теперь понятно, про какой запах говорил владелец советского раритета.
"Словно уносит в самое начало девяностых. Когда тебе всего лет восемь. И ты мчишься с родителями по пыльным улицам дачного товарищества. В багажнике – рассада помидоров… А через узкую щелочку открытого окна пробивается поток майского воздуха..."
– Такой автомобиль и эксплуатировать жалко! – возвращает в реальность Олег. – Хочется, чтоб он как можно дольше сохранял свой первоначальный вид. Вот на выставку поехать и людям показать – так это пожалуйста! В этом году были на фестивале «Лакацыя», собрал мой «старичок» много вокруг себя зрителей. Оно и понятно: такие машины сейчас редкость.
Есть мечта – купить еще один «Москвич», так как запчастей много оставалось. Надо искать. Хорошие старые машины находишь по знакомым, а не по объявлениям. Ездишь и уговариваешь. Предлагаешь чуть больше, чем другие, – говорит Олег.
**
Уходя, журналисты еще раз попросились за руль этой знаковой советской машины. Удивительно, как автомобиль, переживший четыре десятка лет, смог сохранить в себе особенный запах, способный в одну секунду унести в детство. Вот уж правда: «Москвич», которым нужно гордиться.