Многим знакома фраза, что автомобиль должен стоить в пределах 12 зарплат. Якобы в таком случае покупка считается оправданной с экономической точки зрения. А что получается на практике? Об этом спросили белорусов.
Для начала предлагаем читателям АвтоГродно мысленно соотнести свою заработную плату со стоимостью своего автомобиля.
Голосование анонимное:
Поразмышлять на эту тему предлагает Автобизнес – издание делится мнением своих читателей.
«Что за эти деньги купишь хорошего?»
Евгений: «Я слышал два варианта «формулы» о том, сколько должен стоить автомобиль: не то 6, не то 12 месячных зарплат. Мне кажется, что она более актуальна для той же соседней Европы: доходы там больше, а машины дешевле. За год на самом деле можно насобирать на какой-нибудь вполне бодрый, пусть и не новый автомобиль.
В Беларуси это немного не так работает. Сегодня даже заветные 500 долларов далеко не все получают, тем не менее ездят на машинах дороже. Если предположить, что человек зарабатывает условные 300 долларов, а по моим наблюдениям это очень распространенная зарплата, то получается, что его машина должна стоить до 3600 долларов в лучшем случае. Но что за эти деньги купишь хорошего? С выросшими ценами на авто даже в кратно больших бюджетах найти что-то достойное нужно еще постараться. Машина за 3600 долларов будет старой и постоянно требующей ремонтов.
Безусловно, кого-то это устраивает. Но те, кто умеет считать деньги, понимают, что лучше изначально накопить и заплатить за машину больше, а потом экономить на ее ремонте. С новыми машинами еще более показательная ситуация. Лет пять назад, когда цены на всякие Polo/Vesta/Rio были более адекватными, у меня многие знакомые пересели как раз на свежие «бюджетники» и до сих пор ездят на них. Накопили, заняли денег у друзей или родственников – каждый нашел способ, кто хотел. Зато с тех времен они ездят и горя не знают. Сколько бы вытянула денег на ремонты за это время какая-нибудь «бэушка»? Жить, конечно, нужно по средствам, но и средства эти считать надо уметь».
Александр: «На словах всё звучит красиво, а вот в жизни бывает всякое. На дорогах много автомобилей за несколько тысяч долларов, владельцы которых вряд ли покупали их от хорошей жизни. И вроде как в теории формула работает.
Меня скорее удивляет другая ситуация: люди берут кредиты на много лет, чтобы сменить машину. Иногда до абсурда доходит, когда под каким-нибудь общежитием или «хрущевкой» стоят кроссоверы, за стоимость которых можно неплохо улучшить жилищные условия. Такого я не понимаю. Во всём должен быть баланс, и эта формула про 12 месячных зарплат лишь пытается его хоть как-то нащупать. Думаю, в наших широтах скорее работает формула от 12 до 24 зарплат. По крайней мере так получается в моем окружении».
«Можно было бы прокредитоваться, но зачем?»
Вадим: «Если придерживаться формулы, то первую машину я купил в долг. Не в том плане, что у кого-то пришлось занимать деньги, а в том, что бюджет вывалился за пределы пресловутых 6-12 зарплат. И на самом деле это имело последствия, машину обслуживал со скрипом. Если что-то ломалось, а это все-таки первый автомобиль со своими «сюрпризами», то приходилось чуть ли не копить на деталь или замену несколько месяцев. Так себе удовольствие.
Со второй машиной уже было проще: она и надежнее была, и в зарплате я существенно подрос. Оттого обслуживание автомобиля давалось проще, деньги было выделять легче.
Сейчас я без машины. Постоянно оцениваю как рынок, так и свои финансовые возможности. Можно было бы разогнаться, прокредитоваться и купить что-то свежее или «понтовое». Но зачем? Автомобиль, даже самый-самый надежный, всё равно требует денег и внимания. Так или иначе работает принцип «ты для автомобиля», а не «автомобиль для тебя». Как в моем любимом анекдоте: «С утра на шиномонтаж съездил, потом в магазин автозапчастей, а затем на СТО – и как бы я без автомобиля всё успел?!»
Поэтому к покупке транспорта подхожу трезво. Уже не настолько молод, чтобы брать машину по принципу «потому что надо, а не то пацаны засмеют». Как бы это иронично ни звучало, но даже на «корчики» посматривать начал. Если ездить надо редко, то какой смысл покупать «недвижимость» за 10.000-15.000 долларов, которая большую часть времени все равно будет без дела стоять во дворе? Лучше эти деньги пустить на здоровье или в какое-нибудь полезное и толковое дело вложить, а не в машину.
К тому же мест для парковки в Минске не становится заметно больше, запчасти не дешевеют. Такси, если не ездить каждый день с утра до вечера, а пользоваться в случае крайней необходимости, выходит дешевле, чем владение своим автомобилем. А если самому хочется за руль, то есть каршеринг, хотя и нужно «поплясать» вокруг арендного «полуседана», пока оцениваешь его состояние».
«Надо задумываться о том, сколько стоит содержание автомобиля»
Валерий: «Самое сложное – это купить первый автомобиль. Он как входной билет, потом становится проще. Несколько лет поездили, поднакопили – и вот уже можно взять что-то свежее и лучше. Чем старше становишься, тем проще такое проворачивать, потому что параллельно закрываются и уже не так беспокоят другие потребности.
А в целом цена автомобиля не так уж и важна. Надо задумываться о том, сколько будет стоить содержание этого автомобиля. У меня был знакомый, которому на бензин не хватало, и это откровенно ненормально. Можешь платить по кредиту не в ущерб качеству жизни – бери машину хоть за 100 тысяч долларов и получай от этого удовольствие. Но если не хватает на банальное нормальное ТО без экономии на чем только можно, это уже звоночек. Не стоимость автомобиля надо измерять, а стоимость его содержания».