| av.by
| av.by

"К мотоциклу с коляской в СССР давали гараж". Рассказываем об Иже 1977 года из коробки

Перед вами – история покупки Ижа «Юпитер-3». Чем уникален данный экземпляр?

Загибайте пальцы: оригинальный пробег 300 км, комплектная и оформляемая коляска, а также все необходимые документы. 

«К мотоциклу с коляской в СССР давали гараж — такова причина покупки Ижа»

Белорус Андрей владеет мотоциклом Иж «Юпитер-3» уже несколько лет — с 2018-го. Мужчина стал его обладателем спустя месяц с момента приобретения Pannonia, рассказывает av.by.

— После покупки первого мотоцикла я уже немного расслабился. Деньги деньгами, тогда это был непринципиальный момент. Пошёл к другу — уже даже не припомню зачем… Проходил мимо гаражного комплекса и увидел старый запылённый байк. Естественно, мне стало интересно, что за модель и какая у неё история.

— Выяснилось, что у дедушки одного из присутствующих был гараж, в котором стояли «Москвич», прицеп «Немига» и какой-то мотоцикл. Внуки решили там «ковырять» свою машину, поэтому забрали у дедушки строение. Сам гараж удлинённого типа, и они стали его освобождать, постепенно выволакивая хранившееся десятилетиями барахло.

Вытащили данный мотоцикл, попутно ляпнув мне, мол, забирай за 200-300 долларов, если хочешь. Я прикинул: один уже есть — на черта мне второй, тем более чумазый Иж? На всякий случай их контактный номер я всё-таки записал.

— Прожив неделю с мыслью об этом мотоцикле, я решился всё-таки его осмотреть поближе. Когда увидел, что у Ижа пробег всего 250 километров, то с каменным лицом принёс хозяевам $250. Байк оказался комплектный: с коляской, полным оснащением — и абсолютно новый.

— Попутно ребята рассказали историю, почему мотоцикл простоял 40 лет в «закромах». В советское время, чтобы построить гараж, нужно было иметь автомобиль — иначе помещение попросту не предоставят. Просто мотоцикл тоже не «прокатит», а вот с коляской разрешали получить полноценный гараж. В общем, такова главная причина покупки Ижа «Юпитер-3». Ездить на нём даже не планировали.

— Первый владелец на мотоцикле не катался, а почти сразу купил «Москвич», поставив Иж «Юпитер-3» в дальний угол гаража. Дедушкины внуки решили избавиться от балласта, освободив бокс. На тот момент не только они не понимали ценность «экспоната», но и я тоже слабо себе её представлял — просто чувствовал, что байк мне пригодится.

— Сейчас пробег мотоцикла — почти 332 километра. Не то чтобы я накатал на нём по 10 километров в год — скорее цифры прибавились, пока перемещал между гаражами. При мне он проехал от силы 10 километров. Всё остальное — перетягивание.

«Иж создавался по принципу: купил — доделай сам»

Иж «Юпитер-3», согласно техпаспорту и счёту-справке, сошёл с конвейера в 1977 году. Мотоцикл оснащён двухцилиндровым 347-кубовым двигателем. Заявленная производителем мощность — 18 сил. Вес байка без коляски — солидные 160 кг.

— Судя по документам, приобретали в фирменном магазине на Казинца в 1978 году — с максимальной комплектацией и всеми возможными «допами».

— Здесь ещё стояло ветровое стекло светло-зелёного оттенка. Его я снял: не вписывалось во внешний облик Ижа, потому как было универсальным для разной советской техники.

— Все спрашивают, что досталось в комплекте с «Юпитером-3». А это баночки со смазкой и краской — правда, не знаю, в какой из них что. Их наличие само по себе — большая редкость. Вместе с мотоциклом получил набор разных расходников и запчастей. Связка инструментов — тоже оригинальный комплект.

— Особенность этого Ижа ещё в том, что он по документам идёт как «колясочник». Мотоцикл выпущен в 1977-м, а куплен годом позже. Когда приехал переоформлять его, мне сотрудники едва не записали 1978 год в техпаспорт. Естественно, я указал на ошибку. Объясню, почему это важно.

Для бренда Иж 1977 год стал юбилейным, поэтому выпущенные тогда модели делали непохожими на остальных. Об этом мне рассказали просвещённые фанаты советских мотоциклов. «Юпитер-3» взял себе детали от предшественника и потомка. Лимитированная версия тех лет! Я склонен верить, что это юбилейный выпуск или переходная модель.

— Коляска здесь старого образца и отличается от последующих версий: она ещё более обтекаемая. Глушители по-другому смотрятся… Комплектные шлемы в цвет кузова, причём с откидными стёклами — никогда такого не видел раньше.

При снятии с учёта мне повезло сохранить родные советские номера, благодаря чему байк не теряет антуража прошлого.

— С ним была история: отсутствовала зарядка, из-за чего постоянно горела лампочка. Пока аккумулятор заряжен, мотоцикл движется, а потом — стоит. Лезть что-то менять, как все вокруг советовали, не хотелось. Многие ведь рекомендовали ставить 12-вольтовый «аккум» и электронное зажигание. Разумеется, я отказывался даже от мысли о таком.

Тогда электрик за 80 рублей «прозвонил» мне генератор. Оказалось, всё просто: советские мастера сборки, скручивая контакты на генераторе, два расположенных рядом перемкнули между собой. Естественно, после решения проблемы пошла зарядка.

Предполагаю, что изначально Иж создавался по принципу «купил — доделай сам».

— Нюансов с настройкой карбюратора хватило: мотор не хотел держать холостые обороты. Его сам настраивал по старой книжке-инструкции. Потом переключился на подтягивание тросиков тормозов: передние были совсем слабыми. Сцепление — тугое. В общем, чтобы просто тронуться, пришлось всё регулировать.

— На сегодня есть ещё один дефект, который я пока не устранил. На боковом прицепе в белом габаритном огне перегорела лампочка и отвалился контактный пятачок. Вроде и можно сделать, но почему-то руки не доходят. Саму лампочку купить несложно — доллар заплати и будь спокоен. А время на поиск всё равно потратить придётся… Безусловно, в течение года всё решится.

Чем меньше откручивания всяких винтиков, тем лучше. Мотоцикл ведь и правда не разбирали!

— «Ижак» с родным аккумулятором, аптечкой в бардачке. Я ничего не выбрасывал — как тут отправишь в мусор историю! Старый аккумулятор оставил, а взамен ему купил новый рабочий.

На многих деталях выбит год выпуска мотоцикла: на «аккуме», топливном шланге указан 1977-й. Шланг, кстати, тоже лопнул, но я его сохранил для комплектности оригинала.

«Даже воздух в шинах — советский!»

— В принципе, на этом история «Юпитера-3» могла закончиться, если бы пару лет назад друзья не подбили меня поучаствовать в ретрофестивале. Мы привезли мотоцикл без коляски. Тогда была плохая погода, поэтому особого ажиотажа не наблюдалось. Зато там встретили знакомого с «ушастым» «Запорожцем» бирюзово-белого цвета. Поставили байки рядышком — очень гармонично смотрятся, да и годы выпуска совпадают.

— После фестиваля мы Иж больше никуда не возили, потому как непростое это занятие. Нет специального прицепа, чтобы его перемещать, — всё-таки тяжёлый мотоцикл. При этом с коляской данный «Юпитер-3» вообще нигде не «светился». Видели соседи по гаражам, а теперь и читатели av.by.

— На самом деле никто не верил, что он чего-то да стоит. Сейчас меньше чем за $2 500 я его точно не отдам, если и отважусь продавать. Отреставрированные выставляют по такой цене, причём без колясок, документов и с дикими пробегами. Иж третьего поколения в нормальном состоянии вообще не найти.

— Думаю, ещё через пять-десять лет если не на квартиру, то на хорошую машину обменять можно будет. Хотя автомобилей мне и так хватает, — усмехается Андрей.

— Чтобы кататься на «Ижаке», нужно сначала разобраться с коляской. Мало её прикрутить — необходимо ещё отрегулировать, сделать пробный заезд. Когда закрепляешь на глаз, очень тяжело ехать: мотоцикл тянет в сторону. Без неё куда приятнее, особенно если «Юпитер-3» прогрелся и решил поработать всеми цилиндрами (подобное бывает не всегда). Нравится, что двигатель достаточно быстро разгоняет, благодаря чему отличная динамика.

Оригинальный насос тоже в комплекте — редко в каком Иже он сохранился

— При этом мотоцикл очень высокий, а значит, управляемости ему не хватает. Возможно, потому что новый: ничего не болтается и не просело. Плюс ко всему без коляски ему недостаёт тяжести, чтобы нагрузить подвеску. По итогу Иж ощущается дубовым внедорожником. С коляской однозначно помягче!

— К мотоциклу я свою руку, считай, не прикладывал. Почти всё заводское! Из неродного на сегодня здесь топливный шланг (от бака к карбюратору), а также аккумулятор. Конечно, перед первой заводкой промыл бак и карбюратор, проверил масло — завёл без вопросов.

Будете смеяться, но даже воздух в шинах — советский! Жалко начинать какие-то доделки и реставрацию, потому что байк погибнет, потеряет уникальность в процессе.

— Так как документы сохранились, можно посмотреть, сколько он стоил в 1978 году. К примеру, боковой прицеп (по бумагам идёт отдельно) обошёлся в 286 рублей и 50 копеек. Сам мотоцикл — около 980 советских рублей. В любом случае это недешёвое удовольствие для того времени. А люди покупали Иж «Юпитер-3» только ради гаража!

Встречайте – в Гродно официально зарегистрирован VW Golf IV "Арлекин". Корреспондент АвтоГродно встретился с владел...
АвтоГродно пригласили на уникальную экскурсию – в электротехнический колледж имени И. Счастного. Это то самое место, отк...
Passat B3 ушел с конвейера более 30 лет назад, но он до сих пор в наших сердцах и на дорогах. Причем живее всех живых! Ч...
Оказывается, в Беларуси есть BMW 2000C/CS 1967 года выпуска и эта машина, которую не в каждом музее БМВ можно встретить,...
На выходных в Гродно состоялся большой тест-драйв новинки Geely Atlas Cool – это тот самый кроссовер, которого еще нет д...
Василий сам себя называет электрозависимым. Хотя кое-кто из знакомых прозвал его сектантом. И все из-за того, что мужчин...
На сайте РУП «Белспецконтракт» выставлена на продажу раритетная пожарная машина — Mercedes-Benz 1113. Выпущена она в 197...
Дмитрий чуть больше года владеет Volkswagen Passat B8. Мужчина продаёт своё авто около пяти месяцев, и за это время ему ...
Следите за нами в соцсетях