Литва не планирует компенсировать убытки своих транспортных компаний за застрявшие в Беларуси фуры из-за закрытия границы.
Об этом заявил министр сообщения Литвы министр сообщения Юрас Таминскас 20 ноября в эфире радиостанции Žinių radijas.
По его словам, перевозчики сами продолжали работу в восточном направлении, хотя власти предупреждали их о рисках, поэтому правительство не намерено покрывать убытки, связанные с закрытием границы.
"Очевидно, что они все равно ездили, ездят и будут ездить: это не изменит их мнение и их поведение. Если они публично заявляют, что продолжают работать в восточном направлении, то почему тогда нужно требовать от государства покрывать понесённые убытки?" – сказал Таминскас.
Он назвал несерьезными аргументы перевозчиков, что они не торгуют с Россией и Беларусью, а возят грузы в Среднюю Азию.
Как напоминает ABW, после того, как Литва закрыла границу, Беларусь приняла решение о том, что литовские фуры смогут пересекать границу только в литовских пунктах пропуска. Также на охраняемых спесцстоянках в Беларуси были размещены более 1000 литовских фур с тарифом €120 в сутки.
Вице-президент Литовской ассоциации автоперевозчиков Linava Олег Тарасов отмечал, что оплата сборов за содержание фур на платных спецстоянках в Беларуси станет большой проблемой: за все застрявшие грузовики придется платить белорусской компании «Белтаможсервис», находящейся под санкциями Евросоюза.

Помимо этого, литовские перевозчики понесли и другие убытки. По оценке Тарасова, простой каждого застрявшего автопоезда в Беларуси, не считая зарплаты перевозчиков, обходится примерно в €1 тыс. за неделю. Придется платить и за доставку на обозначенные стоянки.
Генеральный секретарь Международного альянса транспорта и логистики (TTLA) Повилас Дрижас отмечал, что компании исходят из того, что один день простоя грузовика обходится в €300.
Между тем президент ассоциации Linava Эрландас Микенас заявил агентству BNS: "Сейчас мы уже думаем о том, как организовать работу таможни, чтобы она работала быстрее, ведь если таможня будет работать так же, как до закрытия границы, наши грузовики не пересекут границу до Нового года", – отметил он.
После заявления премьера Инги Ругинене в среду о том, что правительство не рассматривает возможность компенсации убытков перевозчиков, президент Linava заявил, что ассоциация пока не выдвигает такого требования и всё будет зависеть от того, насколько быстро грузовики вернутся в Литву.
Напомним, ранее Литва даже планировала взыскать с Беларуси компенсацию за понесенные перевозчиками убытки.
Литовские грузовики все еще не могут выехать из Беларуси
В Вильнюсе утверждают, что литовские грузовики пока не выезжают из Беларуси. По данным представителя СОГГ при МВД Литвы, на утро пятницы в Литву пока не въехала ни одна фура с литовскими номерами, сообщает ABW.
"Непонятно, почему они там не проезжают", – цитирует Гедрюса Мишутиса Sputnik Литва. Пока через открытые вчера пункты пропуска едут легковые автомобили, грузовики с номерами других стран. Несколько литовских фур проехали и в сторону Беларуси.

Литовская ассоциация перевозчиков Linava обращается в литовский МИД с требованием пойти навстречу белорусскому МИДу и провести рабочую встречу по поводу фур, а литовский МИД при этом называет инициативу белорусского МИДа о рабочей встрече на высоком уровне шантажом и требует ужесточить санкции против Беларуси.
В четверг, 20 ноября, премьер Литвы Инга Ругинене сказала: "Я очень надеюсь, что эта заминка, после того, как мы открыли два пограничных пункта пропуска, носит чисто технический характер, когда необходимо поставить определённые подписи, и перевозчики смогут вернуться домой. Очень надеюсь – если же этого не произойдёт, мы подумаем, что делать дальше".
По её словам, пока нет никаких сигналов о том, что перевозчиков не выпускают злонамеренно. Она также добавила, что грузовики не задерживались литовской стороной, и после решения о закрытии границ им была предоставлена возможность вернуться, однако белорусская сторона их не пропустила.
"Не устраивать трагедии..."
Генеральный секретарь Международного транспортно-логистического альянса (TTLA) Повилас Дрижас сказал, что, по его информации, в Беларуси все еще решают, как выпускать литовский транспорт со стоянок.
Президент Linava Эрландас Микенас сообщил BNS, что, по его данным, несколько грузовиков въехали в Литву через ПП «Шальчининкай», но большинство до сих пор не пропускают в Литву. По его словам, процедуры оплаты парковки на стоянках продолжаются.
Между тем президент Литвы Гитанас Науседа призвал не устраивать трагедии из-за литовских грузовиков, которые пока не могут выехать из Беларуси. По его словам, сначала нужно разобраться в ситуации.
Мост на Подольной откроют для автомобилей сегодня, 21 ноября, в 17:00.
В концерне "Белнефтехим" прошла рабочая встреча, на которой всерьез занялись улучшением сервиса на автозаправках.
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин подписал постановление об увеличении базовой величины с 1 января 2026 года.
На МТЗ – новый гендиректор. Александр Лукашенко ориентировал его на усиление работы по продажам техники и ее качеству.