Кажется, вереницами авто на границе сегодня уже мало кого удивишь. В многочасовом ожидании вблизи пунктов пропуска стоят и легковушки, и грузовики. А с некоторых пор стали поговаривать, что ещё и велосипедисты.
Последние, напомним, совсем недавно имели право на внеочередной проезд! В приграничных чатах то и дело появляются объявления вроде: «Продам очередь» или «Постою вместо вас, пока вы дома отдохнёте». Словом, жизнь на границе кипит!
Журналисты решили утром выходного дня съездить в пункт пропуска «Привалка — Райгардас». Как сейчас двигается транспорт? Сколько фур томится в «колейке» и есть ли у легковушек шанс за сутки проскочить границу?
Обо всём этом — в репортаже av.by.
За полтора часа — две машины
Хвост из большегрузов журналисты заприметили, ещё когда до пункта пропуска было несколько километров. По официальной информации сайта ГПК РБ, на выезд из страны в тот момент собралось 180 грузовиков.
На многих кабинах развевались светоотражающие жилеты. Это значит, что водитель ещё спит, не стоит попусту человека тревожить! Журналисты решили максимально близко подобраться к пункту пропуска и пообщаться с теми, кто уже бодрствует в ожидании пересечения границы.
Далее – от первого лица.
У «колейки» легковых автомобилей столпились мужчины. Интересуемся у них, как сегодня работают литовские пограничники. Все ведь знают, что это именно они задают темп движения в очереди. Если повезёт — работают быстро. Если нет, можно и сутки простоять.
— За полтора часа — две машины! — не скрывая раздражения, отвечает один из ожидающих. — Ещё немного постою и затем в «Бенякони» (пункт пропуска в Лидском районе. — Прим. авт.), наверное, поеду.
— Говорят, что велосипедисты здесь в общей очереди. Это правда?
— Нет, с белорусской стороны ничего не изменилось. Велосипедисты проезжают так же, как и раньше. Уже у литовцев они идут в одной очереди с легковушками и автобусами.
В это время в ряд въезжает кроссовер на литовских номерах. Мужчины переключают внимание на него и быстрым шагом подходят к вновь прибывшему. Что-то очень бурно и эмоционально обсуждают и жестами призывают его развернуться.
Один из мужчин пытается перекрыть дорогу.
— Что случилось? — пытаемся понять суть конфликта.
— Не обращайте внимания. Ругань на границе — это обычное дело! — отвечает мужчина, глубоко затягиваясь сигаретой.
Тем временем автомобиль на литовских номерах разворачивается и уезжает в конец «колейки». Мы идём дальше.
«Везу детям закатки»
— В группах пишут, что стоят очень долго. По 28 часов! Я только утром приехал, нахожусь здесь пару часов. Как там будет дальше — неизвестно, — докладывает обстановку пожилой мужчина.
Иван едет в Белосток к своим детям и внукам. Пенсионер старается бывать в Польше два раза в месяц.
— И внуков увижу, и закаток подвезу с огорода! — объясняет белорус. — Надеюсь, к вечеру пересеку границу...
— А здесь всегда пограничники так медленно работают?
— Где-то с августа, когда они (страны ЕС. — Прим. авт.) хотели закрыть границу… Закрыть не закрыли, а работать плохо стали! Две машины в час — разве это дело? Я возвращаться стараюсь во вторник. Тогда уже очередей таких нет.
Всего на границе три ряда автомобилей. В одном стоят легковушки, в двух других — большегрузы. Среди них есть те, для кого очередь двигается быстро. Это машины со спецпропусками. Сколько стоит заветный билетик? Направляемся к водителям, чтобы уточнить.
За деньги можно быстрее!
Александр возвращается из России. Возил туда фрукты из Европы. Сейчас вот едет на перецепку в Литву. У дальнобойщика есть пропуск, поэтому в очереди он не будет стоять долго. На границу приехал ночью, а уже — следующий на выезд.
— Фирма мне купила пропуск за 1 200 евро на год, — рассказывает водитель.
Александр работает в российской компании. Колесит в основном по России. В Литву — только на перецепку. В среднем его поездка составляет 3-4 дня. Зарплата фиксированная: один рейс — 300 евро.
Рядом с ним, в соседней очереди, где уже нет такого счастья, как заветный пропуск, слышим иностранную речь. Выглядываем из-за носа грузовика: на перекур вышли трое мужчин.
Раньше шил носки — теперь за рулём фуры!
Эти водители из Узбекистана, работают в литовской компании. Они охотно соглашаются пообщаться с нами и легко переходят на русский язык.
Здесь они стоят уже неделю. Из Европы привезли косметику и мандарины. Сейчас едут назад в Литву, а кто-то из них ещё дальше — в Германию. Замечаем, что все трое в одинаковой обуви:
— Нам на фирме такую дали! Но вы посмотрите, что под ней, — говорит один из водителей и снимает ботинок.
А там — кожаный носок на замке!
— Это наша мусульманская обувь — махси. Очень удобно в ней ходить: ноги не промокают, не замерзают, не потеют, — рассказывают узбеки.
Собеседники говорят, к таким очередям уже давно привыкли. К Новому году это обычная практика: все хотят быстрее закрыть свои контракты и машин на границе становится больше.
— Мы не жалуемся! Сюда бы продуктовый магазин какой, и будет нормально — даже жить можно! Так-то запасы продуктов уже иссякают, а сколько ещё простоим — неизвестно...
— И что тогда делать без продуктов?
— Кто-то из нас отцепляет прицеп, и мы на тягаче едем в близлежащий магазин или на заправку. Здесь у вас кефир вкусный очень, его много берём! Ну а ещё гречку, рис…
Признаться, давно хотели посмотреть, как налажен быт дальнобойщика. Но наши предыдущие собеседники были весьма несговорчивыми. Сейчас все звёзды сошлись, и узбеки без проблем проводят нас на свою полевую кухню.
Борис (так зовут одного из водителей) достаёт небольшой газовый баллон. Открывает ещё один отсек:
— Вот здесь холодильник, но я его уже отключил, поскольку температура на улице и так низкая. Тут ящик с едой: кефир, овощи и халяль (мясо животного, употребление которого не нарушает пищевые запреты мусульман. — Прим. авт.). Сейчас я вас чем-нибудь угощу, — говорит Борис и отправляется в хвост фуры.
С собой мужчина приносит большой казан, открывает его, а там — настоящий узбекский плов!
— Разогрею — и попробуете!
Дальнобойщик разжигает баллончик и на сковородку выкладывает остатки своего обеда. Пока рис с овощами и мясом разогревается, Борис рассказывает про свою жизнь в Узбекистане:
— Я был ремесленником. Шил такие же кожаные носки. Но потом пришёл Китай и всё заполонил на рынке своим дешёвым товаром. Работать стало невыгодно! Принялся искать, чем себя занять. Так я оказался в Москве. Работал там и на стройке, и в такси, и даже в банке, — вспоминает мужчина. — В дальнобой ушёл три года назад. С тех пор езжу по Европе!
На родине у Бориса — жена и трое детей. Видит он их крайне редко — два раза в год, если повезёт.
— В Узбекистан ехать очень дорого и долго. Это белорусам хорошо: 50 евро — билет, сутки в дороге — и они дома! А мне надо половину зарплаты своей отдать, чтобы домой добраться…
— Сколько вам платят?
— 80 евро в сутки.
— А для примера: в Узбекистане какая сейчас средняя зарплата?
— У простых рабочих — 300 долларов.
— Так редко видеть семью — это, наверное, очень сложно. Не планируете завязать с дальнобоем?
— Пока что нет! Я живу в городе, где есть очень большой рынок. Все, у кого имеются дома около него, сдают их продавцам в аренду. Вот у меня в планах построить там дом и тоже заняться таким бизнесом — тогда и посмотрим!
От горячего плова потянуло теплом и каким-то домашним уютом. Борис достаёт две большие ложки. Тщательно промывает их и, широко улыбаясь, протягивает нам. Пока мы пробуем настоящий узбекский плов у огромного колеса фуры, мужчина не таясь делится своим фирменным рецептом...
— Мой дом — это моя кабина! Сами видите, что всё здесь приспособлено для жизни. Так что можно пережить и не такие очереди. Главное, чтобы вода с хлебом не закончились, — говорит на прощание Борис.
Идём с фотографом дальше. Мимо нас в сторону Беларуси проезжают два велосипедиста. На багажниках — большие телевизоры, а с руля свисают громоздкие пакеты с товаром. Поговаривают, что на таких перевозках люди неплохо зарабатывают. Суммы называют разные — от 30 евро за рейс. Точно утверждать не берёмся, так как кого-либо из велосипедистов разговорить не удалось.
***
Двигаясь в сторону КПП между рядами большегрузных машин и легковушек, ловим себя на мысли, что на границе нынче — как и год назад, без значительных перемен. Длинные очереди, скучающие дальнобойщики и озадаченные водители легковых авто. Каждый из них по разным причинам едет в Европу, но желание у всех одно — пересечь границу как можно скорее.
Когда ехали назад через всю «колейку», водители из её хвоста уже проснулись и вышли на улицу. Кто-то стоял с кружкой горячего кофе, кто-то — с сигаретой.
— Вы там напишите в своём репортаже, что мы все очень хотим быстрее домой! И такие огромные очереди — это просто издевательство, — весьма эмоционально высказался шофёр одного из большегрузов.
Что же, честно выполняем его просьбу, ведь нам тоже по-человечески жаль всех этих людей. А их, судя по всему, ждёт длинное недельное ожидание в этой самой «треклятой колейке».
Что сейчас происходит на границе
Как сообщает Погранкомитет, с пятницы количество фур на въезд в Литву увеличилось на 13%.
Литовское направление остается самым загруженным на пути в ЕС — здесь оформления ожидают более 1120 грузовиков. В воскресенье контрольные службы Мядининкая (Каменный Лог) приняли на свою территорию всего 9% авто от пропускной способности, т.е. всего 1 фуру в час из 20 возможных.
Сотрудники остальных литовских погранпереходов с пятницы оформили 34% большегрузов.
По состоянию на 10:00 27 ноября около 100 единиц легкового транспорта ожидают въезда в ЕС перед всеми литовскими пунктами пропуска.
В центре Гродно нарушителям парковки уйти от наказания станет сложнее.
Ежедневно Реестр автомобильных перевозчиков пополняется на 250-300 водителей.
58-летний житель Волковысского района захотел дополнить свое водительское удостоверение новыми категориями.
В субботу, 30 ноября, на Партизанском проспекте в Минске произошло ДТП.
Выпал снег/не выпал, а резину на зимнюю сменить надо обязательно. И ездить на ней минимум до 1 марта.
В прошлом году стало известно, что Госавтоинспекция сможет выявлять нарушителей с помощью дронов.