В то время как рост электромобилей в нашей стране показывает впечатляющую динамику, а инфраструктура для зарядки такого транспорта стремительно развивается, жители Сморгони требуют убрать единственную в райцентре ЭЗС.
Об этом рассказал av.by Александр.
Оставить нельзя демонтировать! Журналисты попробовали разобраться, где же поставить запятую.
«Жильцы… обиделись!»
— Единственная электрозарядная станция в нашем городе располагается во дворе многоквартирного дома 3, корпус 2, на Инженерной улице, — вводит в курс дела Александр. — Я живу недалеко, и хоть у меня в гараже своя розетка имеется, иногда заряжаю свой автомобиль на Evika!. Но недавно из районной газеты я узнал, что жильцы вышеуказанного дома отправили в райисполком коллективное обращение с требованием убрать ЭЗС.

— Чем же она им помешала? — интересуются журналисты у читателя.

— Причины их недовольства мне не известны. Я лишь сторонний наблюдатель, но имею некоторые соображения по этому поводу. Дело в том, что во дворе дома всего восемь парковочных мест. Как-то местные даже «выбили» в ГАИ знак «Парковка только для жильцов дома». Но вскоре во дворе установили ЭЗС и забрали два машино-места под зарядку. Таким образом, автостоянка для обитателей квартир сократилась до шести мест.

— Вот они и обиделись. Правда, ситуация эта отчасти комичная. Надо отметить, что речь сейчас идёт именно про обстановку с парковочными местами на придомовой территории. Однако всё не так плохо: с другой стороны дома есть большая автостоянка. Только вот жильцы, видимо, привыкли оставлять свои автомобили во дворе под окнами и отчаянно борются за каждое место для парковки на этой территории.

Возможно, в знак своего протеста они часто становятся на места, выделенные для зарядки электромобилей, хоть это и запрещено ПДД. Обычная ситуация: подъезжаешь к ЭЗС, а оба «столбика» заняты машинами с ДВС. Приходится в таком случае звонить в домофон, узнавать, чьи авто, просить убрать их…

— А вы сами как считаете: эту зарядную станцию действительно стоит демонтировать?
— На мой взгляд, расположение данной ЭЗС и правда не самое удачное. Единственная в городе зарядная станция находится на окраине в очень тесном дворе с неудобным заездом! При этом в центре у нас полно просторных парковок. А почему выбор места для установки ЭЗС пал именно на этот дворик?

— Тут, по-моему, всё просто: в трёх метрах от него — трансформаторная подстанция. Вот «столбик» и установили здесь.

— Надо ли демонтировать станцию? Я считаю, что нет! Понимаю, всё это непросто и стоит больших денег. Но вот установить ещё хотя бы несколько ЭЗС в городе нужно!
«Демонтаж и перенос ЭЗС экономически не оправдан и производиться не будет»
Какие же всё-таки мотивы для демонтажа ЭЗС указали жильцы в своём коллективном обращении в райисполком? Возможен ли перенос станции в связи с жалобами обитателей дома? Как выбиралась локация для установки данной ЭЗС и планируется ли в городе появление новых зарядных станций для электромобилей? С этими вопросами журналисты av.by обратились в Сморгонский районный исполнительный комитет.
Получили такой ответ:

— В райисполком действительно поступало коллективное обращение жителей по вопросу демонтажа и переноса электрозаправочной станции, расположенной во дворе дома 3, корпус 2, по улице Инженерной. В обращении говорилось о возникновении конфликтных ситуаций с владельцами электромобилей, а также о сокращении парковочных мест на придомовой территории.
В ответе комитета указано, что ЭЗС для электромобилей по адресу г. Сморгонь, ул. Инженерная находится на придомовой территории дома 3 (корпус 2) на землях общего пользования города. Придомовая территория не огорожена, вследствие чего является общественным местом, доступным всем гражданам Республики Беларусь.

Согласно Жилищному кодексу Республики Беларусь придомовая территория — земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания недвижимого имущества землепользователям в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель. Как гласят Правила благоустройства и содержания населённых пунктов, утверждённые постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087, на землях общего пользования обязанности землепользователей по благоустройству, содержанию (эксплуатации) территории осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами или уполномоченными ими юридическими лицами (специализированными организациями, определёнными в пункте 3 указанных правил), если иное не установлено данными правилами и иными актами законодательства.

Проектирование и строительство объекта «Строительство зарядной станции по адресу г. Сморгонь, ул. Инженерная, 5» выполнено согласно решению райисполкома, проектная документация согласована отделом архитектуры и строительства райисполкома и отделом Государственной автомобильной инспекции отдела внутренних дел Сморгонского райисполкома с соблюдением норм Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей».

В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2018 № 731 «Об утверждении Программы создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей» указано: установка ЭЗС типа Mode 3 предусматривается в общественных местах, где физические лица проводят значительный промежуток времени. Документом также определено, что оптимальными местами расположения ЭЗС типа Mode 3 являются места, где владелец электромобиля может оставить своё транспортное средство для зарядки на 4-8 часов без ущерба для собственного комфорта (стоянки крупных бизнес-центров, гостиниц, места общественного назначения).
Согласно Методическим рекомендациям по определению мест размещения зарядных станций, утверждённым постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.03.2022 № 38, медленные зарядные станции размещаются в местах продолжительной стоянки электротранспорта: в микрорайонах жилой настройки (районах жилой настройки), возле гостиниц, офисных зданий и иных объектов общественного назначения, в которых пользователи могут провести более двух часов. Зарядные станции PУП «Белтелеком» (бренд Evika!) работают по стандарту питания Mode3.
В связи с вышеизложенным размещение и устройство зарядной станции по указанному адресу выполнено в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, межгосударственными и национальными THПA, с соблюдением технических условий. Демонтаж и перенос ЭЗС экономически не оправдан и производиться не будет.
— Дополнительно сообщаем, что в шаговой доступности вдоль улицы Инженерной расположено более ста парковочных мест для легковых автомобилей. Прилагаем ситуационную схему.

Схема предоставлена Сморгонским районным исполнительным комитетом
По вопросу установки новых ЭЗС в Сморгони сообщаем, что в настоящий момент одной организации выдано разрешение на выполнение проектно-изыскательских работ и строительство двух зарядных станций со сроком реализации в 2025 году, ещё с одной организацией прорабатывается вопрос о строительстве ЭЗС в 2026 году, — рассказали в райисполкоме.
«ЭЗС в Сморгони пользуется спросом»
Касательно данной ситуации мы также получили комментарий РУП «Белтелеком».
— Электрозарядная станция в Сморгони, на ул. Инженерной, 5, была введена в эксплуатацию в конце 2023 года. Это двухпостовая ЭЗС, предусматривающая одновременную зарядку двух электромобилей переменным током по стандарту питания Mode 3 на двух парковочных местах.
На сегодняшний день ЭЗС Evika! является единственной в городе и пользуется спросом у владельцев электромобилей. Ежемесячно станция обеспечивает более 30 зарядных сессий, причём их количество устойчиво растёт. Услугой зарядки уже воспользовались 35 владельцев электромобилей, из которых 8 стали постоянными пользователями сервиса. Ежемесячное потребление электроэнергии на этой станции составляет порядка 700 кВт·ч. Эти цифры подтверждают востребованность электрозарядной инфраструктуры в городе.

— Данная зарядная станция расположена на придомовой территории на землях общего пользования города. Хотим подчеркнуть, что её проектирование и строительство велись с соблюдением всех норм законодательства.
Что касается вопроса о переносе или демонтаже станций, то подобных ситуаций в нашей практике никогда не возникало. Наоборот, к нам поступает много предложений от электромобилистов об установке ЭЗС в новых локациях. Часто это именно городские спальные районы, где люди проводят значительную часть дня. Такой подход позволяет эффективно использовать время на подзарядку электромобилей. В связи с этим вопрос о переносе или демонтаже ЭЗС в Сморгони не рассматривается.
С 11 по 20 марта сотрудники ГАИ проводят рейдовые мероприятия в отношении водителей маршрутных транспортных средств.
На улице Свердлова фрезеруют старый асфальт. В Гродно продолжается ремонт улично-дорожной сети.