Если аккумулятор вашего смартфона прослужит 6 или 8 лет, это неплохо. Скорее всего, при его кончине вы просто замените сам телефон. Но с автомобилем такая перспектива не радует.
Впрочем, последнее исследование говорит о том, что срок службы батарей у электромобилей заметно больше.
Так, по данным британской компании Geotab, предоставляющей услуги телематики транспортных средств, срок службы аккумуляторов для электромобилей составляет 15—20 лет.
И даже после этого их остаточная емкость оказывается в районе 60%. Эти выводы строятся на исследовании 10 000 электрифицированных автомобилей, рассказывает Onlíner.
— Когда мы анализировали состояние аккумуляторов электромобилей в 2019 году, мы обнаружили, что аккумуляторы электромобилей в среднем деградировали со скоростью 2,3% в год. Однако новый анализ 2024 года выявил значительное улучшение: аккумуляторы электромобилей теперь деградируют в среднем на 1,8% в год. Это улучшение подчеркивает продолжающиеся достижения в области технологий аккумуляторов и долговечности, — отмечают авторы исследования.
По их мнению, на срок службы и деградацию литий-ионных аккумуляторов влияют следующие факторы:
- возраст: все аккумуляторы со временем изнашиваются, снижая свою емкость;
- температура: экстремальная жара или холод ускоряют износ, что подчеркивает важность терморегулирования;
- рабочее состояние заряда: поддержание заряда в пределах от 20 до 80% сводит нагрузку к минимуму;
- зарядка постоянным или переменным током: частая быстрая зарядка постоянным током может привести к более быстрому износу аккумуляторов, чем медленная зарядка переменным током;
- энергетические циклы: каждый цикл заряда-разряда немного влияет на емкость;
- химический состав аккумуляторов: литий-ионные типы аккумуляторов, такие как NMC или LFP, различаются по долговечности;
- аккумуляторная система и управление температурным режимом: эти функции помогают поддерживать эффективность и предотвращать перегрев.
Собственно, в этой информации нет ничего нового, но в данном исследовании приводятся интересные подробности и графики — с ними можно познакомиться по ссылке. Но есть и любопытные замечания. Так, утверждается, что срок службы аккумулятора зависит от марки, модели и года выпуска автомобиля. Два ключевых фактора, влияющих на это, — это химия аккумулятора и система терморегулирования. Системы жидкостного охлаждения лучше подходят для долговечности аккумулятора электромобиля, чем пассивные системы воздушного охлаждения.
В целом выводы очевидны: при выборе электромобиля отдавайте предпочтение моделям с жидкостным охлаждением батареи, не злоупотребляйте быстрой зарядкой, старайтесь держать заряд в диапазоне 20—80%. Но даже если вы не будете придерживаться этих правил, в большинстве случаев батарея прослужит около двух десятков лет, что сопоставимо с долговечностью современных ДВС-моделей.
Автовоз шел из Китая в Мексику и загорелся недалеко от Алеутских островов.