В 2024 году наблюдался рост количества дел, связанных с нарушением ПДД.
В Гродненском областном суде рассказали об уголовных делах, связанных с нарушением ПДД и правил эксплуатации транспортных средств. Правительство принимает комплекс мер по улучшению безопасности на дорогах, однако статистика ДТП остается высокой. Судья Гродненского областного суда Руслан Гурин рассказал корреспонденту "Гродненской Правды" о судебной практике по таким уголовным делам.
Статистика
Согласно статистическим данным, в 2024 году наблюдался рост количества дел, связанных с нарушением правил дорожного движения и правил эксплуатации авто. Так, в минувшем году районными судами области было рассмотрено 50 уголовных дел данной категории: осуждено 43 лица, 1 человек оправдан, в отношении 6 – дела прекращены. К слову, в 2023 году было рассмотрено 42 таких дела, осуждено 32 лица, в отношении 10 лиц уголовные дела прекращены.
Большинству осужденных за данные преступления судами назначалось наказание в виде ограничения свободы. Такую санкцию в 2024 году применили в отношении 27 лиц.
Ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа назначено 23 лицам, 4 человека будут отбывать назначенное судом наказание в исправительном учреждении открытого типа.
Наказание в виде лишения свободы на определенный срок применили к 9 лицам.
– Дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением всеми видами транспортных средств, в 2024 году назначено 35 осужденным. Например, не смогут управлять автомобилем в течение 5 лет 23 человека, 6 лет – два. Один осужденный, управлявший угнанным автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и совершивший наезд на пешехода, который от полученных телесных повреждений скончался, не сможет сесть за руль 8 лет, – отметил Руслан Гурин.
Социальный портрет нарушителя
В Гродненском областном суде составили социальный портрет нарушителя на основе социально-криминологической характеристики лиц, совершивших преступления. Анализ свидетельствует, что в большинстве случаев происшествия совершали мужчины в молодом и среднем возрасте. Почти половина осужденных в возрасте 30-49 лет, далее идут нарушители в возрасте 50 лет и старше.

Преступления, как правило, совершались лицами, имеющими среднее, среднее специальное и профессионально-техническое образование, трудоустроенными, состоящими в браке, ранее привлеченными к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, управляющими в большинстве случаев легковым автомобилем.
– Причинами ДТП являлись различные нарушения ПДД и ПЭТС. Имело место превышение скорости с последующим столкновением с другим транспортным средством, наездом на пешехода или препятствие. Одной из причин ДТП также явилось управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, – подчеркнул Руслан Гурин.
Уголовная ответственность за нарушение ПДД или ПЭТС предусмотрена ст.317 УК Республики Беларусь. Превысил скорость, нарушил правила обгона, остановки или маневрирования, проигнорировал знаки и сигналы светофора, осуществил маневр без соблюдения безопасного расстояния и так далее – все является нарушением правил дорожного движения.

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств зачастую связано с допуском технически неисправного транспортного средства к участию в дорожном движении, в несоблюдении правил перевозки пассажиров и грузов. С учетом этого в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу необходимо правильно установить, какие пункты ПДД нарушил водитель.
Примеры из практики
Судья привел несколько примеров из практики. Так, мужчина нарушил требования ПДД: при движении по гравийной автодороге не обеспечил безопасные условия перевозки пассажира и создал опасность для движения, перевозя вне кабины трактора на бортовой платформе кузова несовершеннолетнего ребенка, вследствие чего последний выпал из кузова трактора на проезжую часть. В результате потерпевшему были причинены тяжкие телесные повреждения.
В другом случае гражданин, сознательно нарушая установленные правила безопасности, управлял автомобилем VAZ в состоянии алкогольного опьянения. При движении по автодороге в Гродненском районе не справился с управлением транспортным средством, съехал за пределы проезжей части в поле и остановился. Далее начал движение задним ходом, при этом зная и имея возможность наблюдать находившегося позади автомобиля потерпевшего. Последний пытался вытолкать застрявший автомобиль. По причине невнимательности и алкогольного опьянения обвиняемый, двигаясь задним ходом, наехал на потерпевшего и переехал его. В результате ДТП пострадавшему были причинены тяжкие телесные повреждения.
– Для предотвращения аварии необходимо строго соблюдать правила дорожного движения, поддерживать техническое состояние транспортного средства и быть внимательными за рулем. Совместными усилиями водителей, государства и общества мы можем сделать дороги безопаснее для всех участников, – сказал в заключение Руслан Гурин.
ГАИ: 5 тысяч ДТП с материальным ущербом
По информации Госавтоинспекции области, в 2024 году на Гродненщине было зарегистрировано более 5 тысяч ДТП с материальным ущербом. За прошедший год произошло 339 происшествий на дороге, в которых погибло 44 человека. Порядка 360 человек получили травмы.
Чаще всего в ДТП попадали транспортные средства марки «Фольксваген».
К слову, на территории области на начало 2025 года было зарегистрировано более полумиллиона транспортных средств.

– Также отдельной категорией происшествий являются ДТП с участием пешеходов. В минувшем году произошло 96 аварий такой направленности, в которых 11 человек погибли и 86 были ранены, – отметил начальник областной Госавтоинспекции Гродненщины Геннадий Белявский. – Наиболее серьезные ДТП происходят по причине нарушений правил обгона и выезда на встречную полосу, превышения скоростного режима, без права управления и в состоянии алкогольного опьянения.
Так, смертельное ДТП произошло в Лидском районе. «Шкода» врезалась в автомобиль дорожной службы на 194-м километре автодороги М6 вблизи деревни Шпильки – произошло столкновение автомобилей «Шкода» и ГАЗ. 44-летний водитель иномарки двигался в сторону Минска, по крайней левой полосе стал опережать большегруз и допустил столкновение со стоявшей в ней машиной прикрытия работников дорожной службы, которые осуществляли обслуживание бетонных блоков на разделительной полосе. В результате ДТП водитель «Шкоды» погиб на месте, люди, находившиеся в салоне ГАЗа и у разделительной полосы, не пострадали.
Еще один случай в прошедшем году также произошел на автодороге М6 Минск-Гродно в Лидском районе вблизи деревни Бискупцы. Водитель автомобиля Opel при движении со стороны Минска в сторону Гродно не справился с управлением и совершил наезд на дорожное ограждение. Затем автомобиль съехал в кювет и опрокинулся. В автомобиле находились шесть человек. Четверо погибли, из них двое несовершеннолетних.
Первый дом здесь уже практически готов.
25 февраля, во вторник, в Гродно произошло ДТП, в результате которого пострадал пешеход.