Граждане России часто и с удовольствием покупают автомобили через белорусских посредников. Схемы эти проверенные, довольно простые и законные.
Но в этой истории продавец посчитал, что его клиент – это «дойная корова», а машину пока так и не привез.
Гражданин России – он представился Андреем Николаевичем – столкнулся с проблемой при покупке автомобиля в компании из белорусского города Слонима.
Его историю рассказывает ABW.BY.
«Объявление о продаже интересующего меня автомобиля я нашел на одном из белорусских сайтов. Связался с продавцом, уточнил сроки, в течение которых машина поступит мне домой в город Ялту. Также уточнил, какие сложности могут возникнуть при доставке машины, что нужно учесть и так далее.
По первому впечатлению фирма показалась приличной. Менеджер все объяснил со знанием дела, скинул мне в мессенджер скан договора с подписью – мол, почитайте внимательно и звоните, если будут вопросы.
Не буду вдаваться в детали расчета с продавцом, но возникли проблемы с переводами между банками ввиду установленных лимитов. Так или иначе, за машину я заплатил полную сумму, названную продавцом.
И тут начались странности. В переписке с менеджером фирмы – поставщика автомобиля стали появляться слова «дополнительные расходы», «скрытые платежи» и тому подобное. Меня это насторожило, поскольку, как я сказал выше, все оговоренные финансовые обязательства со своей стороны, в том числе по уплате налогов и сборов, я выполнил. Правда, подтверждающих документов я от продавца не получил, а договор, который мне прислали, был составлен на немецком языке.
Мне периодически присылали фото и видео машины – мол, вот она тут, а вот уже тут… И все хорошо, машина в дороге к своему владельцу, т.е. ко мне. В общем, переписка с менеджером есть, но автомобиля все нет.
Насторожил меня и тот факт, что оплату я производил на разные счета, которые ранее не фигурировали в сделке.
Наконец-то по моему требованию договор перевели с немецкого на русский. А там сюрприз – сумма денежных средств не прописана, хотя за машину я уже заплатил. Подписи продавца нет, нет сведений об ответственности сторон и прочее. Назвать это договором никак нельзя.
Написал продавцу, чтобы скинул мне номер автовоза, трекер для отслеживания и фото моей загруженной на автовоз машины. Ответа на это не получил. Зато пришло сообщение, что моя машина на штрафплощадке, поэтому нужно оплатить еще энную сумму денег. А если не оплатить, то вся ответственность на мне.
Встал вопрос о возврате денег за машину. А тут продавец присылает мне инвойс. Я обратил внимание, что он был заполнен разным шрифтом, что в официальных документах, насколько я понимаю, не допускается.
В общем, я решил, что машину в состоянии доставить сам, и сказал продавцу, чтобы подготовили ее к транспортировке. Деньги, уплаченные за доставку, попросил вернуть. Кроме того, я самостоятельно рассчитал утильсбор – выяснилось, мне назвали сумму, завышенную в несколько раз. Пришлось требовать возврата и этой суммы.
По поведению продавца сложилось ощущение, что в их деятельности есть признаки мошенничества. Завлекают ценой, а потом начинается – здесь доплати, тут за штрафстоянку отдай, то на счет что-то переведи, иначе машина не доедет… Машина, кстати, несмотря на все выплаты с моей стороны, до меня пока так и не доехала.
Что это, как не развод на деньги? У меня есть все основания полагать, что я не единственный, кто пострадал от действий фирмы-пригонщика. Не думал, что меня можно провести. Написал в приемную Президента Беларуси, жду ответа. А что мне еще можно предпринять на данном этапе?»
3 ошибки Андрея Николаевича
В данном случае Андрей Николаевич совершил сразу несколько ошибок. Во-первых, он пересылал денежные средства за машину на расчетные счета, которые не были прописаны в договоре. Этого делать категорически нельзя.
Во-вторых, некоторые счета был оформлены на физических лиц, при том что договор заключался с фирмой. Это тоже должно было насторожить.
Ну и в-третьих: документы разным шрифтом, многочисленные ошибки в них, отсутствие подписей продавца – все эти моменты должны были стать поводом для отказа от сотрудничества с этой компанией сразу, еще на начальном этапе.
Комментарий
"Но раз уж так получилось, разберем возможный механизм дальнейших действий. Конечно, Андрей Николаевич правильно поступил, зафиксировав всю переписку с продавцом и сохранив все документы. Все это может понадобиться в качестве доказательств. Правда, пока непонятно, в каком процессе – уголовном или гражданско-правовом", – говорит Евгений Грачев, журналист ABW.BY.
В настоящий момент между покупателем и продавцом имеет место гражданско-правовой спор, который регулируется законом о защите прав потребителей (далее – закон). И в нашем случае нарушений данного закона масса. И недостоверная информация о товаре, и дополнительные платные услуги, не оговоренные между потребителем и продавцом, и недостоверные сведения и о самом продавце и его счетах. Но один из самых важных моментов – продавцом нарушены сроки передачи предварительно оплаченного товара, что регулируется ст. 24 закона, которая говорит о том, что если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет свои обязательства по передаче товара в установленный срок, то покупатель имеет право потребовать:
- передачи товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты.
Помимо этого, покупатель может потребовать полного возмещения убытков, а также уплаты процентов от суммы предварительной оплаты в размере ставки рефинансирования Национального банка Беларуси.
Ст. 24 ч. 5 закона: требования потребителя о возврате суммы предварительной оплаты и полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать семи дней со дня предъявления соответствующего требования.
Расчеты с потребителем при возврате суммы предварительной оплаты осуществляются в той же форме, в которой предварительная оплата, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Да, обращение к Президенту – это хорошо. Но в ожидании ответа не стоит бездействовать. Параллельно можно обратиться в общество защиты прав потребителей и к адвокатам. Права иностранного гражданина будут надлежаще защищены, поскольку согласно ст. 11 Конституции Беларуси иностранные граждане на территории нашей страны пользуются теми же правами, что и граждане Беларуси.
Оба автомобиля полностью беспилотные. У них нет ни педалей, ни рулевого колеса.
Власти соседней страны уже одобрили предложенные законодателями изменения.