Павел и Марина на дизельном VW Passat B6 отправились в Грузию.
Как «народный» универсал справился с горными серпантинами Грузии, сколько было потрачено на топливо, и о других нюансах путешествия, рассказывает av.by.
«Топливо и платные дороги — $400 на четверых»
В семье Павла и Марины универсал VW Passat (B6) 2010 г. в. более двух лет. Дизельный 2.0 TDI и «механика» — кажется, идеальная связка в автомобиле для настоящего белоруса.
Супругам повезло и в том, что машина покупалась у человека, который сам пригонял её в нашу страну. Кстати, год назад вместе с экспертами по антикоррозийной защите мы удостоверились в хорошем состоянии кузова.
— Идея поездки родилась на дне рождения жены моего друга. Они давно хотели отправиться в Грузию, но в этом году определились на все 100%. Планировали автобусным туром. Идею мы подхватили, ведь и сами на протяжении последних лет раздумывали над этим направлением. В итоге слово за слово… А почему бы не поехать всем вместе на машине? Переменных было немало. В частности, требовалось договориться на работе об отпусках, продумать маршрут и подготовиться, — вспоминают супруги.
— Почему предложили именно на машине? Всё просто! Точку в сомнениях поставила финансовая составляющая. Маршрут в обе стороны — порядка 5 400 км, пускай даже 6 000 км, если накинуть сопутствующие разъезды. Средний расход универсала известен, потому нехитрыми подсчётами поняли, что даже одному человеку выгоднее ехать на машине, чем туром.
К слову, за автобусный тур (только за маршрут) им насчитали по 250 долларов на человека. Самолётом — на тот момент около $600 за персону в обе стороны. В общем, решено! В январе договорились, месяц-полтора раскачки, после чего начали подготовку.
— Выезжали в конце июня. Передвигались на машине вчетвером, а остальные из нашей компании или находились в Грузии, или летели самолётом. Всего в этой прекрасной стране провели девять дней. Наша четвёрка стартовала из Минска, затем последовала ночёвка в Ростове-на-Дону, откуда мы напрямую отправились в Кобулети, курортный город на побережье. Тбилиси посетили на обратном пути.
— Для нас путешествие в Грузию стало самым дальним. В былые времена, конечно, ездили и в Крым, и в Польшу, однако таких марафонов не случалось. У меня имелись опасения, будто в дороге что-то произойдёт с машиной, сломается, — говорит Марина.
— С моей стороны никаких страхов не было, — усмехается Павел. — Я на сто процентов уверен в «Пассате»! Прежде чем выехать, залез буквально во все узлы автомобиля для перестраховки.
— Насчёт замены многих деталей мой мастер даже сомневался, мол, может, и не стоило заниматься ими сейчас. На всякий случай я всё равно делал. В первую очередь, конечно, провели стандартное ТО: замена моторного масла и всех фильтров. Так что в пути двигатель шептал. Дорога предстояла через серпантин, а самое важное в подобных условиях — тормоза. Профилактику суппортов произвёл по кругу, заменил колодки и диски (по необходимости) — проще говоря, осуществили полную ревизию тормозной системы (обходится в сумму до $200).
Хотя ГРМ и другие приводные ремни менялись 50 тыс. км назад, мы поснимали кожухи и изучили их состояние. Стойки стабилизатора слегка бряцали, а мастер сказал: «Походят ещё». В тот же день я приехал с новыми для замены (100 BYN плюс 40 BYN за работу), — рассказывает мужчина. — Даже масло на доливку не брал с собой! А зачем, если двигатель его не подъедает? Кстати, после горных серпантинов и скоростных трасс в России — ни грамма не ушло. Всего на подготовку машины к поездке потратил 300—350 долларов, но подчеркну: необязательно было менять всё, что я заменил для перестраховки. Вдобавок занимался всем поэтапно, а не единомоментно.
— В Грузии достаточно дорогое топливо. Заправлялись на белорусской АЗС «под горлышко»?
— Мы ведь ехали через Россию, а там цены слегка ниже. Потому в Беларуси заправились на 100 BYN, а потом спустя 650 км — снова, но уже под Орлом. Полный бак обошёлся в 3 100 RUB (около 111 BYN). От Минска до Ростова-на-Дону мы двигались без ночёвок — всего порядка 1 500 км одним махом. Нужно быть готовым, что заправки на трассе М4 «Дон» перегружены. Даже в туалет очередь на 20 минут.
— В Ростове-на-Дону мы забронировали отель — очень классный, кстати. Номер на четверых — 4 500 RUB (около 160 BYN), — подхватывает историю девушка. — Жаль, на обратном пути не удалось снова в нём переночевать. Рекомендуем бронировать заранее, ведь комнаты разбирают моментально.
— Наутро мы продолжили движение: через 700 км добрались до Владикавказа. Там дозаправлялся последний раз российским топливом. Дальше — до Кобулети по серпантину. К слову, в горах начал сомневаться, хватит ли «дизеля», — показания датчика колебались в пределах плюс-минус 10 литров!
— Дизельное топливо в Грузии стоит около 1,20 евро, если учитывать потерю в курсе при конвертации валюты. Правда, мы выбирали достаточно дорогие заправки, которые нам советовали знакомые. Единожды на местной ЭЗС долил 20 литров, хотя на обратной дороге понял, что зря: осталось очень немало. Средний расход топлива варьировался от 5,5 до 6,3 литра. Даже после серпантинов бортовой компьютер «Пассата» выдавал 6,3 л.
— Транспортные расходы, включая оплату движения по платным российским дорогам, составили 400 долларов. Отдельно федеральные трассы — 5 800 RUB (около 210 BYN), — произносит Марина, держа в руках стопку чеков. — И это на четверых!
Температура масла после движения по серпантинам в режиме постоянных подъёмов и спусков
— Машина и двухлитровый дизель отлично показали себя в горах. Было ощущение, будто VW Passat оказался в своей стихии! Обогнать фуру на серпантине — непростая задача, а в условиях разряженного воздуха вдвойне. Универсал лишний раз подтвердил статус надёжного и практичного автомобиля.
В горах нужно быть готовым к торможению двигателем и непосредственно тормозами — в комплексе, иначе есть риск перегреть колодки с дисками. Повороты, спуски и подъёмы попадались очень крутые.
«Две фуры в туннеле сложились домиком»
— Грузия для нас началась с «Верхнего Ларса», наземного пункта пропуска на границе. Не понравилась слабая организованность процесса. Грузовой и легковой транспорт, автобусы — все в одной колее. Туннель и дорога ужасны, в отличие от новых или отремонтированных в глубине страны.
Мало того, что в узком туннеле асфальт разбит ямами, так ещё и две фуры сложились домиком. Трейлеры они не сильно повредили, но мы на мгновение испугались: темно, тесно и воняет выхлопными газами. А для грузин это в порядке вещей — поговорили, пожали руки и разъехались.
— Российскую границу преодолели очень быстро, грузинскую — за пять с половиной часов. По меркам поездок в Европу кажется мелочью, но в горах другие ощущения. Плюс ко всему мы проходили границу ночью.
В чём главная особенность? Неважно, сколько у тебя пассажиров в салоне — хоть туристический автобус. В транспорте должен остаться только водитель, а все попутчики проходят контроль отдельно.
— Серпантин протяжённостью 200 км проехали за три часа. Правда, со стеклянными глазами и в состоянии зомби. Благо трое из нашего «квартета» с водительскими правами, потому мы менялись, чтобы был постоянный контроль за водителем, — отмечает белоруска. — Садиться сами за руль не рисковали: в чатах иностранцев в Грузии встречали информацию, якобы управлять чужим авто там по законам можно только с доверенностью. Не знаем, насколько правда, но испытывать на себе не хотели.
— Нас предупреждали, мол, грузины хитрые и могут в чём-то обмануть. Речь про сотрудников полиции. Однако мы встретили только гостеприимство и лояльность, в отличие от отношения российской ГИБДД. После Орла нас остановили инспекторы и придрались к тому, что на водительском удостоверении Паша в очках, а на деле — без. Притом лазерная коррекция зрения была два года назад, но справка не с собой, хотя она и не положена.
К темпераменту местных водителей привыкать не пришлось: почувствовал себя как рыба в воде! Показалось, что подход и дорожный этикет даже получше, чем у многих белорусов.
«Не советуем отдыхать в Батуми, мелкие города на 30—40 км дальше — лучше»
— Компания у нас была достаточно большая, но мы все сошлись в главном: хотим отдохнуть! Без экскурсий и изучения достопримечательностей. Горы видели по дороге в Кобулети, чему завидовали ребята, летевшие самолётом.
— Вообще, никому не советуем ехать отдыхать именно в Батуми. Лучше искать прибрежные города в 30—40 км подальше. Пляжи грязные, а берег усыпан большими и острыми камнями. Плюс сильные волны, так что о какой-нибудь булыжник может хорошенько стукнуть. В Кобулети — галька, по которой не больно заходить в воду.
За семь ночей в гостевом доме отдали 220 долларов на двоих. Конкретно в Кобулети мы организовали нашей компании «тюлений» отдых.
— В Грузии мы угодили в самую жару и солнцепёк. По Батуми толком погулять не смогли: разболелись головы. Огромные пробки, невозможно бесплатно припарковаться — одним словом, не сильно понравился нам этот город. Вдобавок есть ощущение, будто из Батуми хотят сделать курортный мегаполис: сплошь возводятся высотки.
— Батумские заторы привели к расходу «Пассата» в 16 литров! Сколько в Минске ни стоял, в жизни таких значений не видел.
Из положительного — в кайф покататься на сапбордах перед закатом. Во-первых, открывается отличный пейзаж; во-вторых, активный отдых приятнее лежания на шезлонге. Ещё рекомендуем посетить батумский рыбный рынок, где огромный выбор, низкие цены, а также много кафешек, согласных приготовить только купленные морепродукты. Посудите сами: 3 кг лосося, 35 тигровых креветок, напитки и по салату. Разделили на семерых, а с нас двоих — 120 рублей. Немало, но мы еле вышли из-за стола!
— Самые яркие впечатления остались от глемпинг-парка — по сути, это большие шатры в горах. Безумно красиво! На пару обошлось чуть более 100 долларов за ночь, а еда оплачивалась отдельно. Правда, меню веганское, мясо готовить не разрешают. Мы никогда не ночевали в горах — это бесценный и невероятный опыт. Дорого, однако оно того стоит! Люди приезжают ощутить тишину, природу и «познать дзен».
— Если кто-то решит повторить, то рекомендуем приезжать на место вечером: днём в жару там делать просто нечего. И на легковой машине не добраться — только подготовленными маршрутками. Туда и обратно — 500 лари. На своём автомобиле и без полного привода — забудьте, без шансов.
— Последний день путешествия мы провели в Тбилиси. Погуляли по центру города и насладились национальной кухней. Разрыв по цене между столицей и Батуми или Кобулети существует, но не катастрофический, хотя порции тоже поменьше. Тем не менее в плане еды мы уж точно себе ни в чём не отказывали.
Спросите: во сколько же нам обошёлся отдых? На двоих — 1 000 долларов. С учётом проживания, питания, транспорта, сувениров и активного отдыха. За такие деньги вдвоём сейчас нигде не отдохнёшь. Естественно, мы остались очень довольны путешествием. Учитывая все финансовые затраты, получился отличный вариант для отпуска.
— Планируете повторить автотрип, но в другую страну?
— Возможно, следующим направлением станет Абхазия. Голубая мечта — на Байкал, но это слишком далеко — 6 000 км в одну сторону. Предполагаю, очередное путешествие будет уже на следующем автомобиле: несмотря на все сильные стороны «Пассата», хочется машину современнее, а сейчас её выставили на продажу. Хотя, когда понимаешь, насколько легко она справилась с маршрутом в 5 400 км, задумываешься о такой же надёжной альтернативе. Осилит ли новый «китаец» горные серпантины? Такому «коню» только позавидуешь — с ним будет жалко расставаться.
Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указана как эквивалент для удобства восприятия информации.
Оба автомобиля полностью беспилотные. У них нет ни педалей, ни рулевого колеса.
Власти соседней страны уже одобрили предложенные законодателями изменения.