По-настоящему инновационный проект реализуется совместно с Центром водородных технологий (ЦВТ) российской АФК «Система». По плану первые водородные грузовики БКМ должны появиться уже в следующем, 2024 году.
Водородная тематика занимает конструкторов «БКМ Холдинга» уже давно. И скажем, создавая дизель-электрический гибридный автобус последнего поколения (помните, в 2019 году началась эксплуатация A42001K в Минске и A42002K в Слуцке), в компании уже думали о будущем водоробусе, пишет abw.by.
Принципиальной разницы между ними нет: просто вместо дизель-генератора будут стоять топливные элементы.
Гибридный автобус «Витовт» A42001K на улице Яна Чечота в Минске. Август 2019 года
Вопрос – кто и когда сможет предложить выгодные с коммерческой точки зрения решения. Ну и, конечно, проблема заправочной инфраструктуры существует.
Концептуальный hTruck. Рендер «БКМ Холдинга»
Прорабатывали в «БКМ Холдинге» на перспективу и вариант водородного грузовика – его рендеры и сейчас еще можно встретить в Интернете. На что похож? «Да это же электрический Vitovt Truck Electro Prime!» – воскликните вы, и будете правы. Параллельно с концепцией eTruck разрабатывалась и концепция hTruck.
Электрический грузовик Vitovt Truck Electro Prime на выставке инноваций в Минске. Сентябрь 2023 года
А сегодня водородный грузовик «БКМ Холдинга» – это уже не туманное будущее, а дело завтрашнего дня, если верить директору ЦВТ АФК «Система» Юрию Добровольскому. Выступая на этой неделе в подмосковной Черноголовке на конференции «Топливные элементы и энергоустановки на их основе», он собственно и объявил о совместном с «БКМ Холдингом» проекте по созданию коммерческих грузовых автомобилей, работающих на водороде. Топливные элементы для них, как вы уже догадались, будет поставлять ЦВТ АФК «Система».
В минувшем августе представители Центром водородных технологий побывали в Минске. Фото АФК «Система»
В беседе с телеграм-каналом «Автопоток» Юрий Добровольский развил тему и добавил несколько интересных подробностей. Так, водородный грузовик «БКМ Холдинга» будет иметь грузоподъемность около 12 тонн. Под него проектируются топливные элементы с жидкостным охлаждением, мощность которых составит 100 кВт. Они будут почти полностью изготовлены из комплектующих, спроектированных и изготовленных в России. Лишь один элемент – биполярная пластина с протонно-обменной мембраной – делается по реверс-инжинирингу (за образец взят японский прототип). Пока собственными силами ЦВТ удавалось изготавливать по одному топливному элементу за два месяца. Но производство придется расширять, так как к концу 2024 года совместно с «БКМ Холдингом» планируется построить 20 водородных грузовиков.
Кстати, водородной тематикой в родном отечестве интересуется не только «БКМ Холдинг». Оказывается, в минувшем августе в Минске в рамках программы развития водородного транспорта побывали представители ЦВТ АФК «Система». Они приняли участие в совещании в Правительстве Республики Беларусь, на которое были приглашены руководители ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «МАЗ», ММЗ и «БКМ Холдинга». По его итогам было принято решение о совместных разработках водородных грузовых автомобилей, коммунальной техники и карьерных самосвалов. После совещания российская делегация посетила два предприятия – «БКМ Холдинг» и МАЗ.
Побывав на Минском автозаводе, россияне отметили большой интерес белорусских коллег к электротранспорту на водородных топливных элементах.
Участниками презентации стали и представители МАП.