Когда Сергей рассказал эту историю, журналисты Автобизнеса ему не поверили, впору вообще было покрутить пальцем у виска. И даже когда он показал судебное решение, в произошедшее все равно верилось с трудом.
Учитывая специфику того, о чем пойдет речь, редакция Автобизнеса решила приводить цитаты и выдержки только из текста судебного решения, дабы избежать обвинений в том, что журналисты что-то придумали.
От себя журналисты добавили: "Рекомендуем ознакомиться с этим материалом представителям правоохранительных и контролирующих органов Республики Беларусь".
Справка Автобизнеса
ООО «Белспецавтоэвакуация» – организация, принадлежащая государству, как следует из информации на ее сайте, в разделе «Информация о компании», которая занимается реализацией Указа №36 «О некоторых вопросах принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств». Простыми словами: госкомпания эвакуирует автомобили и хранит их на принадлежащих ей автостоянках (штрафстоянках).
Что произошло
8 декабря 2020 года суд Фрунзенского района Минска вынес решение по исковому заявлению Сергея Игнатчика, который просил суд истребовать его имущество из чужого незаконного владения.
Как следует из материалов дела, 29 мая 2020 года он приобрел автомобиль Mercedes-Benz ML350 в комиссионном магазине по счету-справке. 30 июня того же года инспектор ОГАИ Центрального РУВД Минска наложил арест на автомобиль, его доставили на стоянку ООО «Белспецавтоэвакуация» за нарушение ПДД.
Из решения:
«Во время нахождения автомобиля на охраняемой стоянке по инициативе работника ООО «Белспецавтоэвакуация» между бывшим собственником автомобиля (обратите внимание: бывшим собственником, не действующим. – Прим. Автобизнеса) Зубко А.И. и данным предприятием 01.10.2020 заключено соглашение об отступном, по условиям которого Зубко А.И. в счет оплаты стоимости хранения автомобиля на стоянке в размере 322,60 рубля передал в собственность ООО «Белспецавтоэвакуация» автомобиль марки Mercedes-Benz ML350».
Объясняем: в ООО «Белспецавтоэвакуация» есть работник, который по своей инициативе каким-то образом связался с бывшим владельцем машины Зубко А.И. (указан в свидетельстве о регистрации) и предложил ему передать автомобиль в собственность организации в счет задолженности по хранению машины на штрафстоянке.
Из решения суда:
«Далее спорный автомобиль 02.11.2020 был зарегистрирован в МРО ГАИ ГУВД Мингорисполкома на имя ООО «Белспецавтоэвакуация», затем в этот же день снят данным предприятием с учета.
04.11.2020 автомобиль был продан Чаган Н.Н., которая в свою очередь 17.11.2020 продала автомобиль Халецкой И.И., а 29.01.2022 Халецкая И.И. продала автомобиль Аглушевич Е.И.»
Догадки журналистов
Цитата журналиста Грачева:
– Быстрая смена собственников автомобиля настораживает. Но одна фамилия в этой длиной цепочке показалась нам знакомой, хотя, возможно, это просто однофамилец сотрудника одного из госпредприятий, занимающихся эвакуацией и хранением автомобилей. Ну а дальше просто процитируем немаленький отрывок из мотивировочной части решения суда.
Оцените всё сами
«Исходя из установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что поскольку ООО «Белспецавтоэвакуация» в период с 30.06.2020 по 29.10.2020 являлось хранителем арестованного имущества – автомобиля Mercedes-Benz ML350, то общество не могло совершать какие-либо действия в отношении автомобиля в указанный период времени. У ответчика Зубко А.И. (бывший собственник авто. – Прим. Автобизнеса) не возникали обязанности перед ООО «Белспецавтоэвакуация» по оплате стоимости хранения автомобиля на стоянке, он не имел права распоряжаться данным автомобилем, поскольку данный автомобиль был продан им через комиссионный магазин до помещения его на штрафстоянку. Соглашение об отступном от 1 октября 2020 года между ответчиками является мнимой сделкой.
Более того, представителю ООО «Белспецавтоэвакуация» достоверно было известно о том, что спорный автомобиль находился под арестом, так как сотрудник общества принимал это транспортное средство на хранение, предупреждался о наложении ареста на него и об уголовной ответственности за порчу, израсходование, сокрытие либо уничтожение имущества, переданного на хранение и подвергнутого описи.
В связи с этим следует установить факт ничтожности сделки, оформленной соглашением об отступном №214 от 1 октября 2020 года, заключенной между Зубко А.И. и ООО «Белспецавтоэвакуация» в отношении автомобиля Mercedes-Benz ML350.
Кроме того, поскольку право собственности на автомобиль Mercedes-Benz ML350 истец Игнатчик С.И. приобрел на законном основании (то есть на основании договора купли-продажи от 29.05.2020 и выданной ему счет-справки), то он как собственник имущества вправе истребовать его из чужого незаконного владения.
Так как автомобиль находится у ответчика Аглушевич А.И., то его необходимо истребовать у ответчика и передать истцу.
Доводы представителя ответчика ООО «Белспецавтоэвакуация» о том, что сделка, оформленная соглашением об отступном, соответствует требованиям законодательства, так как по состоянию на сентябрь 2020 года собственником значился Зубко А.И., а Игнатчик С.И. не является собственником автомобиля и автомобиль им не был зарегистрирован в установленном порядке, по мнению суда, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований».
Что говорит хозяин машины
«Трудно было себе представить, что автомобиль, который был доставлен на штрафстоянку, может быть продан впоследствии без ведома его настоящего владельца, – поражается Сергей. – Но это так и произошло. Машину я не получил до сих пор, так как ее местонахождение неизвестно, ее поиском занимаются представители органов принудительного исполнения.
Получается такая картина: машина интересным способом, который суд назвал «ничтожным», приобретается владельцем штрафстоянки за смешные 322 рубля долга по хранению, причем от человека, который эту машину уже до этого продал, а суд оценивает стоимость машины в 15 тысяч рублей. К чему такая щедрость? Это ли не повод задуматься? Кроме того, судя по материалам дела, последний собственник заплатил за машину 37 000 рублей».
В порядке статьи 153 ГК (защита чести, достоинства и деловой репутации) не подлежат рассмотрению требования об опровержении сведений, которые содержатся в судебных постановлениях, в том числе в приговорах, постановлениях органов дознания и предварительного следствия, в других официальных документах, для обжалования которых предусмотрен иной установленный законодательством порядок (постановление пленума Верховного суда Республики Беларусь №16 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации», п.5).
Судебное решение и его мотивировочная часть имеются в распоряжении редакции Автобизнеса.