По мнению главы Совета Республики, этот вид продукции можно освоить на ОАО "Белшина", которое пока известно как производитель автомобильных шин.
Все работы по минскому "МотоВелоЗаводу" идут по графику, который разработан по поручению президента Беларуси, заявила председатель Совета Республики Наталья Кочанова.
При этом она отметила, что нужно увеличивать долю отечественных деталей в белорусских мотоциклах и велосипедах – в частности, шин.
"...Почему бы нам сегодня не создать производство по выпуску таких шин (велосипедных – Sputnik) или не наладить его производство на уже существующей "Белшине", – цитирует Кочанову издание "Беларусь сегодня".
Наталья Кочанова напомнила, что сейчас в Бобруйске выпускают шины для грузовиков, большегрузных и легковых авто, тракторов.
При этом есть высокий спрос на шины для велосипедов – не только в Беларуси, но и в России, и логично наладить их производство, добавила она.
В РФ сохранился как минимум один производитель велошин. Это петербургская "Петрошина", которая продолжает выпускать советскую модель Л-183. Их используют на дорожных велосипедах с размером колес 28 дюймов. Такие велосипеды есть и в линейке минского "МотоВелоЗавода".
Поручения Лукашенко
Кочанова также напомнила, что нужно локализовать производство ООО "МотоВелоЗавод" не менее чем на 50%. А вторая задача – разобраться с "мотовеловской" территорией.
Завод сейчас занимает не все здания. Некоторые решено снести, а участок застроить. В том числе, на площади в 120 тысяч м² планируется разместить новые производства резидентов Минского городского технопарка.
В 2022 году Александр Лукашенко посетил площадку "МотоВелоЗавода", где ознакомился и с ходом работ по сносу и строительству, и с тем, что производит предприятие. Тогда многие СМИ опубликовали видео, где глава государства говорит с директором завода Николаем Ладутько.
Президент спросил у топ-менеджера, что белорусского в отечественном мотоцикле. Тот ответил, что дизайн и сборка.
– Фара чья?
– Китайская.
– Щитки?
– Тоже.
– Двигатель?
– Китайский.
После этого диалога Ладутько был уволен, а новым руководителем стал Сергей Манько. В декабре 2022 года в интервью телеканалу "СТВ" он сказал, что за первый квартал 2023 года нужно на 26% локализовать мотоцикл "Минск". К концу нынешнего года долю локализации хотят довести до 36%.
История Мотовело
Завод по производству мотоциклов и велосипедов в Минске был основан в 1947 году. Сначала это была опытная сборка на базе МАЗа. Затем, в 1949 году, на полную мощность заработало отдельное предприятие.
Основное оборудование было привезено в Минск с немецкого завода Brennabor (Бранденбург). Прототипом первой модели В-16 стал тоже немецкий велосипед. Со временем придумали свои модели, среди которых был классический "складник" с колесами 20 дюймов, известный сейчас как "Аист".
После распада СССР завод менял хозяев. В том числе им владел предприниматель Александр Муравьев, который разделил предприятие на несколько юрлиц. Этот период закончился уголовным делом в отношении собственника, который в итоге получил срок. Весной 2023 года Александр Муравьев вышел на свободу и, по неофициальным данным, покинул страну.
Предприятие сейчас принадлежит государству и продолжает выпускать велосипеды под марками "Аист" и Krakken, а также мотоциклы под брендом "Минск".