| av.by
| av.by

По полям, по полям синий трактор едет к нам! Белорус показал восстановленный МТЗ-50 1965 г. в.

У белорусской семьи есть настоящий МТЗ-50 «Беларусь» (или «Полтинник», как его прозвали в народе)! Причем его приобрели в состоянии "списанного на металлолом", но за пару лет вернули к полноценной жизни.

«Дедушка», которого спасли от сдачи в металлолом

Знакомить нас с заслуженным пенсионером сельхозтехники будет Павел — именно в его семье два десятилетия трудится синий МТЗ-50. «Дедушку», как его ласково называет сам владелец, в своё время спасли от участи быть разобранным на металлолом, рассказывает av.by.

 

— Трактор у нас примерно с 2002 года. Спрашивал у крёстного детальнее, но он тоже назвал только приблизительный момент появления МТЗ-50 в нашей семье. Вообще, машина была уже списана на металлолом, а мы её попросту спасли. Крёстный тогда выкупил МТЗ-52 под восстановление, этот же предполагался на запчасти — одним словом, донором, — вспоминает мужчина. — Естественно, он спросил моего отца, мол, интересно ли. Тот качнул головой в знак согласия. «Ну и забирайте!» Вот так «Полтинник» стал нашим.

— «Дедушку» притянули во двор. Мне тогда было лет 12… Он находился в ужасном состоянии: без окон и дверей, некомплектный мотор, стартер и насос отсутствовали, навески — никакой. Грубо говоря, остов с облицовкой и нерабочие агрегаты. Шёл на металлолом, а там уже не церемонились, начали разукомплектовывать. Два года трактор у нас тоже стоял без дела, пока мы с отцом искали к нему запчасти. Даже тогда найти подходящие детали было целой эпопеей. Сейчас, конечно, тоже непросто, но очень помогает интернет, — говорит владелец.

— Кстати, есть забавная история про «Полтинник». Как я уже сказал, два года он без дела стоял на пригорке, где рядом рос горох. Так вот, мыши натягали его в поршневую через впускной коллектор! И представьте шок: когда забирали трактор перед простоем — мотор крутился, а через два года поставили новый аккумулятор — бац, стартер в холостую молотит без результата. Начали разбирать — внутри целый мотор гороха, — смеётся белорус.

— Выгребли оттуда весь горох и стали пробовать заводить. Но мы-то на тот момент ещё не знали, что на тракторе стоял насос от «восьмидесятки» — двигателя Д-240, у которого больше оборотов. Завели — и ломанули коленвал… Естественно, возникла проблема найти блок с таким коленвалом. Через какое-то время отыскали, поставили, и вот до сих пор работает. Сейчас уже я на этом тракторе копаю, сажаю картошку, вспахиваю землю — всё действует без капремонтов!

«Одно заднее колесо — 1 500 BYN, аккумулятор — 800 BYN»

МТЗ-50 «Беларусь», или «Полтинник», — модель колёсных универсальных сельхозтракторов, которые выпускались Минским тракторным заводом с 1962 по 1985 год. На базе машины была разработана модификация высокой проходимости с двумя ведущими мостами — МТЗ-52. Аппарат оснащался двигателями Д-50 (55 л. с.) и Д-245.7 (80 л. с.).

— Важно сказать, что с завода трактор был всё-таки МТЗ-52 — шильдочка соответствующая висела. Даже в кабине есть затёртая бирка, гласящая, что передний мост подключается автоматически. Видимо, кто-то в своё время его «выкатил», сделав агрегат «пятидесяткой», но это уже нюансы. В любом случае сейчас тяжело найти такой трактор с оригинальными грузами на колёсах и максимально близким к изначальному состоянием. Капот, на мой взгляд, верх изящества. Я его любя называю John Deer — такая же круглая «морда».

— Одно заднее колесо, кстати, со знаком качества — выпущенное, между прочим, в СССР! Второе пришлось заменить, правда, за немаленькие деньги… 1 500 рублей отдал! Аккумулятор покупал — ещё 800 BYN. Техника старая, поэтому хочется следить за ней.

— Если говорить про автомобили такого же возраста, то не только запчасти непросто найти, но они ещё и дорогие. А как с трактором, который, на минуточку, выпущен в 1965 году?

— На самом деле МТЗ-50 — это прототип «восьмидесятки», то есть много комплектующих подходит от МТЗ-80. К примеру, мотор отличается головкой блока, а сам столб одинаковый. Как говорится, замени головку — будет тебе «восьмидесятка», — поясняет Павел. — Здесь стоят свечи накала и форкамера, а в МТЗ-80 — прямой впрыск.

— По сути, технические отличия незначительные. Коробка передач одинаковая… Всё остальное похожее: ТНВД такой же, разве что в задней части размер грузиков другой. У нашего «Полтинника» они большие, то есть обороты двигателя ниже. Коленвал — простой, а в «восьмидесятке» — с балансирами.

— Радиаторы вроде не должны подходить, но мой крёстный как-то ставил без проблем от более новой версии. Лонжероны точно не подойдут, потому как сухой отсек (или промежутка — часть трансмиссии, которая выполняет функцию передачи вращения от двигателя через сцепление к КПП и разделение крутящего момента на поток для ходовой части и вала отбора мощности трактора. — Прим. авт.) другой, он более старого образца.

— Кстати, сцепление я сам перебирал, когда мне было ещё 14 лет. Почему так вышло? Бывало, приду из школы — и давай халтурить: дачи пахать или вытягивать машины, застревающие постоянно в одном и том же месте. Трактор как раз на горке стоял, поэтому «буксир» было легко заметить издалека, — предаётся воспоминаниям собеседник. — Так вот, ехал я как-то вытягивать машину, а у меня обрезало диск сцепления. Повезло, что нашли подменный диск и корзину новую. Да, тяжело было отыскать без интернета, но получилось!

— А как же вы с отцом его восстанавливали?

— Ездили по дворам деревенским и глядели, у кого что лежит. Есть трактор — давай общаться с хозяином, чтобы купить какую-нибудь деталь или подсмотреть чего-нибудь. Так и выяснили, что должно присутствовать в оригинальном МТЗ-50.

Пускай многих компонентов не хватало, но собрать удалось. Нашли и насос, и стартер, и навеску — всё искали очень долго. Зато, с тех пор как трактор начал работать, мы с отцом его старались поддерживать в ухоженном состоянии. Разумеется, постепенно купили двери, установили стёкла… Крёстный до сих пор помогает, если что-то ломается. Плюс есть заводская книжка как по мотору, так и по устройству самого трактора, к которой периодически приходится обращаться.

— Наклейки, что вы можете увидеть по всей машине, я сам делал, отыскав образцы в интернете. Старался максимально приблизить к оригинальному состоянию. Вложения никогда не подсчитывал, потому что «Полтинник» делался долго и последовательно — неизвестно, сколько денег ушло. Да и не нужно зацикливаться на суммах. Зато вот какой аппарат в итоге вторую жизнь обрёл — глаза радуются!

«В технике должна лежать копейка, чтобы она её назад приносила»

 А соседи не шутят, мол, «по полям, по полям синий трактор едет к нам»? — не упускаем возможности спросить владельца.

— Есть такое! — произносит Павел и расплывается в улыбке. — Детишки, само собой, радуются при виде нашего МТЗ-50, соседи — тоже. Я даже выкладывал видео в TikTok и Instagram, так в комментариях ровно это и писали.

Делая снимки раритетного трактора, фотограф находит в ящике для инструментов советские рубли. Неужели для антуража?

— Деньги ещё от отца. Мол, в технике должна лежать копейка, чтобы она эту копейку приносила, — с трепетом говорит собеседник. — Помню, после первой халтуры он обходил с рублями трактор и обстукивал его — на удачу.

— Единственное, что пришлось поставить из новодельного, — фары задние, мигалка и спереди поворотники. Этого требуют ПДД, ведь трактор ныне стоит на учёте! Сейчас «Дедушка» с техосмотром, который сам легко прошёл с первого раза, и даже страховкой. Работники на станции тоже позитивно реагировали — фотографировали, улыбались.

— Раньше я воспринимал наш МТЗ-50 как обычный трактор — ничего особенного. Однако пришёл в этом году на «ТракторШОУ» и увидел выставочный экземпляр завода в красном цвете. Обошёл кругом, посмотрел и понимаю: у меня-то лучше, хоть он и старше! На сегодня для меня это большая ценность. А вот раньше — да, в семье имелся кормилец, на котором отец зарабатывал деньги.

— Пока папа был жив, техника трудилась очень много. Представьте: только за выходные отец мог выручить месячную зарплату, обрабатывая людям сотки или копая картошку по осени! Что и говорить: с момента запуска мотора, после истории с мышами, трактор наработал более шести тысяч мото-часов! Это сейчас у меня он скорее помощник по хозяйству и возможность прикоснуться к истории, в том числе семейной.

— Может быть, кто-то посторонний посмотрит на машину и ничего в ней особенного не увидит, а для меня это большая ценность, шанс дотронуться до чего-то дорогого и близкого, ведь я с детства с ним не расстаюсь. К сожалению, у нас нет коллекционеров подобной техники. Но если бы кто-то и пришёл с предложением купить, то я бы растерялся — для меня этот «дедушка» по-настоящему бесценен.

На выходных под Минском проходит фестиваль "Тачки Пикник". Мероприятие проводится впервые и площадка в Раубичах так...
Осень подбирается всё ближе... И пока проливной дождь не загнал нас под крыши домов, люди продолжают наслаждаться тёплым...
39 лет Анатолий Витальевич работает мастером по "развалу-схождению" в Гродно на одной и той же станции! Скорее всего и в...
22–25 августа в Гродненском районе, на бездорожье у агрогородка Поречье, состоялся 3-й этап чемпионата Беларуси по трофи...
В мотопутешествиях гродненка Юля проводит большую часть жизни. Где только не побывала девушка на своём Aprilia Pegaso 65...
Первая машина – это как первая любовь. У Ильи она не просто затянулась, а почти превратилась в болезнь: за сумму доработ...
Надежда – молодая учительница из Мостов и уже год ездит на новом Geely Emgrand. Недавно у автомобиля вышел рейстайл...
В субботу, 17 августа, в Гродно состоялся этап Чемпионата Беларуси по автокроссу. Соревнования ждали многие, потому что ...
Следите за нами в соцсетях