| ABW.BY Евгений Грачев
| ABW.BY Евгений Грачев

Всегда нужно иметь в виду, что за твоими действиями может кто-то наблюдать. Как работают дроны на службе ГАИ? 

Если раньше это казалось запредельным, то теперь использование беспилотных летательных аппаратов, или дронов, кому как удобнее их называть, в работе ГАИ не является чем-то особенным. Да, поднял камеру в небо – и контролируй себе, кто и как соблюдает ПДД.

Но на самом деле не все так просто.

ABW побывал вместе с ГАИ в рейде с использованием дронов и рассказал, как это было.

Старший инспектор ДПС СП по ОБД УГАИ Миноблисполкома Виталий Сущевич и его коллега Александр Прилуцкий показали ABW, как на практике при помощи дрона можно контролировать дорожную обстановку.

А поскольку для использования БПЛА необходимо проходить соответствующую подготовку и иметь на это специальное разрешение, в этом совместном рейде участвует и начальник отделения разведки и противодействия беспилотным летательным аппаратам ОМОН (отряд милиции особого назначения. – Прим. ABW) Миноблисполкома Вячеслав Яковенко.

dron gai dezurstv 01

Разделились на две группы. Первая – с БПЛА, картинку с которого будет получать один из инспекторов ГАИ, вторая – непосредственно экипаж, который занимает свою позицию в паре километров от места запуска «птицы». Роль этого экипажа понятна: он будет останавливать нарушителей.

Далее – текст от ABW, автор Евгений Грачев.

ABW. Много ли лихачей на дорогах Минской области и правда ли, что девушки ездят аккуратнее парней? И кто из них наглее, если можно так выразиться?

Виталий Сущевич. Я так скажу: стал замечать, что скоростной режим больше почему-то нарушают представительницы женского пола. Если говорить о «пьяной» статье, то тут 50/50. Статистику по гендерному различию нарушителей в ГАИ не ведут, поэтому это из моих наблюдений.

Наглецов стало значительно меньше. Если раньше водители под влиянием некоторых популярных (и не очень) интернет-блогеров пытались вступать в спор с инспектором ГАИ, например, разглагольствуя о правомерности и основаниях остановки водителя, то теперь это редкость. Научились в этом плане, и теперь водители знают, что инспектор имеет полное право остановить транспортное средство для проверки документов, которые должны быть у водителя согласно ПДД.

Вот недавний случай в моей практике: девушка села за руль пьяной и повредила четыре машины гражданских и нашу – пятую, служебную. Когда ее доставили в отдел милиции, в ней проснулась то ли храбрость, не весть откуда, то ли глупость – она начала всем дерзить. Хамила, пугала жалобами во всевозможные инстанции, буйно себя вела. Пришлось применять наручники. Вызвали в отдел ее мужа. «А я, когда на велосипеде сюда ехал, смотрю – куча машин разбитых стоит. Думаю: вот кто-то повеселился. А это, оказывается, моя…» С одной стороны, комично, но с другой – горько, что в сознании человека допускается возможность сесть пьяным за руль.

Тут происходит следующее: экипаж ГАИ обгоняет автомобиль Lifan, причем в месте, где это делать запрещено, через сплошную линию дорожной разметки.

«Домой еду с работы, спешу, – оправдывается автовладелица. – Видела, что в обгоняемой мной машине – инспекторы ГАИ, но на разметку не посмотрела и решила, что обгонять можно. Так получилось».

«Такое оправдание одно из самих распространенных», – говорит Александр Прилуцкий. «Не видел», «не заметил»… А дорожные знаки для чего? ПДД гласят, что водитель должен быть внимательным. Водители этого правила придерживаются не всегда.

А оператор с инспектором ГАИ наблюдают за дорожной обстановкой. «Нарушения правил обгона чаще всего происходят где-то с 17:00, когда люди с работы возвращаются, – говорит инспектор. – Сейчас машин не так много, но мы в строю 24/7».

Тем временем в объектив высокоточной камеры БПЛА попадает белый Renault с прицепом, водитель которого грубо нарушает правила обгона, причем в зоне действия перекрестка и пешеходного перехода.

«Это нарушение ч. 9 ст. 18.13 административного кодекса, которое предусматривает штраф от 2 до 10 базовых величин с лишением прав до одного года или без лишения, – разъясняет Виталий Сущевич. – А раз санкцией лишение предусмотрено, то водительское удостоверение у водителя изымается, а взамен мы выписываем ему временное разрешение. Позже решение будет приниматься в ГАИ по месту жительства нарушителя. В соответствии с ПДД установлен ряд запретов, когда к обгону нельзя приступать, но даже в разрешенных местах перед совершением маневра нужно убедится в его безопасности. Это важное правило.

Видеозапись с коптера при необходимости будет использоваться как доказательство. Не все водители соглашаются с нарушениями, и если такое случается, то мы демонстрируем запись нарушителю. Согласно ПИКоАП доказательствами являются любые фактические данные, полученные в порядке, определенном настоящим кодексом и иными законодательными актами, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения».

Ст. 6.11 ч. 2 ПИКоАП: «к другим носителям информации относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, определенном настоящим кодексом».

ABW. На каком расстоянии вы можете фиксировать нарушения?

Вячеслав Яковенко. БПЛА я могу направить на расстояние 11 км, плюс камерой приблизить еще на 8 км, вот и считайте. Еще и погодные условия нужно учесть.

ABW. Как часто в своей работе вы используете БПЛА?

Вячеслав Яковенко. Моя непосредственная работа – охрана общественного порядка. БПЛА мы используем на массовых мероприятиях или когда разыскиваем человека, не обязательно нарушителя или преступника. Детей, которые потерялись, например. Такие устройства, конечно же, помогают в работе милиции в целом. Сегодня, например, мы работаем с коллегами из ГАИ, что тоже распространенная практика.

Что ж, констатируем, что использование БПЛА в работе Госавтоинспекции сегодня уже бытность, с которой водителям придется смириться. Всегда нужно иметь в виду, что за твоими действиями может кто-то наблюдать. Поэтому не нарушать – это лучшее решение для автовладельцев.

В республике отмечается сложная дорожная обстановка. К примеру, только за минувшую субботу в ДТП погибли девять человек.

Лето в разгаре, и вопрос комфорта в транспорте становится актуальным как никогда. Разбираемся, как работает охлаждение в...
«Музейный экспонат! Состояние железа на высшем уровне! Такого уже не найти». Согласитесь, что такие первые строчки под ф...
Обычная поездка за покупками в торговый центр привела автовладельца в милицию для разбирательства по поводу повреждения ...
Следите за нами в соцсетях