| ABW.BY Евгений Грачев
| ABW.BY Евгений Грачев

Устал от "завтраков" или встал на дорожку "потребительского экстремизма"? Неоднозначная история

Покупая новый автомобиль, каждый надеется, что теперь на несколько лет можно забыть про хлопоты о нем. Да и, в конце концов, есть же гарантийное обслуживание.

Но иногда ожидание этого обслуживания становится слишком долгим и мучительным.

В редакцию ABW.BY обратился Владислав.

«Нужен ваш совет и помощь в ситуации, возникшей в связи с гарантийным ремонтом автомобиля 2023 года выпуска. Машина была куплена мной в Минске в конце февраля 2024 года у официального дилера.

Буквально через день после покупки начались проблемы, прямо влияющие на безопасность движения: перестали работать сигналы поворотов, дворники, проявилась некорректная работа стоп-сигналов, загудел ступичный подшипник.

29 июля автомобиль был сдан дилеру на ТО1. Мастер-приемщик сообщил, что по отзывной кампании будет произведено обновление прошивки гидроагрегата ABS. И был озвучен срок: в течение суток. Но 30 июля никаких сообщений о готовности автомобиля я не получил.

31 июля мне позвонили и сказали, что блок ABS вышел из строя. Срок поставки нового блока – 1-2 недели. Уточнили, буду ли я оставлять автомобиль у них на парковке или заберу его до поступления новой запчасти. Я решил забрать. Автомобиль мне отдали, но при этом выдали бумагу со штампом о том, что транспортное средство имеет дефекты, угрожающие безопасности движения. Но я снова стал ездить. Уже в процессе выявил, что из-за нерабочего блока ABS не функционируют еще и спидометр, усилитель руля, а заглушить автомобиль в штатном режиме невозможно. Странно, почему об этом мне не сообщил мастер-приемщик.

Сейчас автомобиль находится у меня. В ответ на мои звонки и визиты в дилерский центр меня постоянно кормят «завтраками», мол, деталь заказана, ждите. Никаких конкретных сроков поставки не называют. Хотя в договоре купли-продажи указано, что срок проведения гарантийного ремонта – не более 30 рабочих дней, если не отсутствуют требуемые для ремонта детали.

Мне надоело ждать. Возможно ли в моей ситуации расторгнуть договор купли-продажи и вернуть автомобиль дилеру?»

Вернуть машину или ждать

От лица ABW.BY отвечает журналист Евгений Грачев.

Начнем с конца. А именно с того, что в договоре прописано условие: срок гарантийного ремонта не может превышать 30 дней, «если не отсутствуют требуемые для ремонта детали».

Открываем Закон «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и видим, что никакого «если» там нет (ч. 1 ст. 22 Закона).

Обнаруженные недостатки товара должны быть устранены продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) безвозмездно и незамедлительно. В случае если устранить недостатки товара незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок их устранения не может превышать четырнадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара. По письменному соглашению с потребителем этот срок может быть увеличен, но не более чем до тридцати дней.

Т.е. ремонт гарантийного авто не может превышать 30 дней (и то по письменному согласию клиента). При этом срок гарантии продлится на то количество дней, которое машина провела на СТО.

Кроме того, согласно ст. 19 Закона, если в договоре указаны условия, ограничивающие права потребителя, то такие условия недействительны.

Идем далее. Как следует из ст. 14 Закона, изготовитель товара (поставщик) обязан обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, выпуск и поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта объемах и ассортименте. Если изготовитель (поставщик) это не обеспечил, то в течение гарантийного срока это должен сделать продавец.

В нашей истории блок ABS автомобиля вышел из строя еще 31 июля. До сих пор (спустя более чем 30 дней) ни изготовитель (поставщик), ни продавец не обеспечили поставку запчастей и бесплатный ремонт гарантийного авто в установленные Законом сроки. Т.е. по факту автомобиль имеет недостатки, а значит, он ненадлежащего качества. И это может быть основанием для расторжения договора и возврата товара продавцу в течение 30 дней.

(Ч. 7 ст. 20 Закона): в отношении технически сложного товара или дорогостоящего товара потребитель вправе расторгнуть договор по истечении указанного срока. Такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара, предусмотренных ч. 1 п. 1 ст. 22 настоящего Закона, о которых мы говорили выше.

И, вроде как, ответ на вопрос Владислава однозначный.

Но тут есть одно "но"

Совсем недавно ABW принял участие в круглом столе в рамках «Моторшоу-2024», главной темой которого стал «потребительский экстремизм». Спикеры мероприятия в один голос заявляли, что ввиду реалий, в которых ныне существует автобизнес (санкции, изменение логистики и т.п.), компании не всегда могут осуществлять ремонт автомобилей в установленные законом сроки. Да, с одной стороны, закон есть закон. С другой стороны, автосервисы действительно не виноваты в том, что необходимые детали не получается доставить в срок.

Поэтому нужно разбираться в причинах и находить баланс. Но в конечном счете решать потребителю – ждать или давать делу юридический ход.

"Камень" в огород потребителя

Журналист отмечает, что и Владислав не во всем прав.

Когда он забирал машину из автосервиса, его официально предупредили об опасности эксплуатации автомобиля: в документах черным по белому было прописано, что «транспортное средство имеет дефекты, угрожающие безопасности движения». А это означает, что ездить на такой машине нельзя. Тем не менее он поехал. Если бы что-то случилось, отвечать Владиславу пришлось бы за все самому.

Постановление Совмина №1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей»:
99. В случае выявления в ходе оказания бытовой услуги по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств неисправностей, угрожающих безопасности движения механического транспортного средства, исполнитель обязан проинформировать о них потребителя и при наличии возможности предложить устранить выявленные неисправности.

Каковы же сроки ремонта негарантийного автомобиля?

Как сказано в Законе, исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, указанный в договоре (ст. 29 Закона). Сам факт обращения на СТО и передачи автомобиля для проведения его ремонта означает заключение договора об оказании услуг, если он не заключен отдельно в письменном виде.

Также, в соответствии с п. 93 Правил бытового обслуживания потребителей, при приемке авто на ремонт должен составляться документ, подтверждающий заказ, в котором в обязательном порядке должен быть указан планируемый срок оказания услуги (выполнения работы).

Учитывайте это и требуйте указания срока ремонта.

Синоптики Беларуси оранжевый уровень опасности на 4 ноября (понедельник). Все из-за сильного ветра. Сообщается...

Череду событий, которые произошли в этой истории, можно с уверенностью назвать умышленным легкомыслием.

В Беларуси выставлен на продажу 50-местный самолет Bombardier CL-600-2B19 – это имущество Белавиа. Воздушное судно ...
Водителям автомобилей, выполняющим перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе на такси, больше не нужно ...
Время идет быстро, и модели, которые совсем недавно были новинками, переходят в разряд доступных только на рынке б/у. Од...

Ограждения на улице Ольги Соломовой в Гродно меняют на оцинкованные.

Сегодня утром, около 7:30, на улице Мостовой в Лиде произошло ДТП с участием велосипедиста.

Вчера вечером в Гродно были замечены "зацеперы". Подростки ухватились за внешнюю лестницу на троллейбусе и таким образом...
Следите за нами в соцсетях