В конце декабря редакция av.by стабильно проводит пару часов в уютном кабинете Юрия Ленчевского — директора УП «Белтехосмотр».
И в этот раз с руководителем предприятия журналисты обсудили много вопросов: о возможности получения разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении в электронной форме, о статистических данных и о работе камер, фиксирующих техосмотр.
Далее — текст Елизаветы Костенко, журналистки av.by.
«За 11 месяцев 2024 года станции посетили более 1,5 млн машин»
Провожаем старый год подведением итогов! По словам директора УП «Белтехосмотр», самым ажиотажным месяцем в 2024-м в Минске выдался апрель. За этот месяц было выдано 156 936 разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении. Что интересно — в 2023-м наиболее «активным» также был средний месяц весны. Самым «популярным» днём посещения станции оказалась пятница перед Радуницей (10 мая в этом году) — тогда автомобилисты получили 8 125 документов.
График: gto.by
— А сколько людей в среднем посещают станции?
— За 11 месяцев текущего года диагностическими станциями проведено более 1,5 млн проверок технического состояния транспортных средств. В среднем за рабочий день сотрудниками диагностической станции осуществляется 30 проверок, — отвечает Юрий Станиславович.
Напомним, что в 2021 году выдано 1 592 354 разрешения, в 2022-м — 1 340 584, а в 2023-м — немногим более 1 490 000
— В прошлый раз мы уже говорили про камеры, следящие за техосмотром. Что изменилось к этому времени?
— Начну с того, что количество камер, фиксирующих среднюю скорость движения, увеличилось. Они также используются для контроля прохождения гостехосмотра. Одна из последних установленных расположена на участке Смиловичского тракта — от транспортной развязки, ведущей в микрорайон Сосны (улицы Красина и Могилёвская), до переулка Малый Тростенец (в направлении города).
По словам директора, сейчас в Минске тестируется интеллектуальная система автоматической фиксации нарушений ПДД. Она уже умеет распознавать регистрационные знаки. Это позволяет фиксировать отсутствие техосмотра и страховки, обнаруживать движение по полосе общественного транспорта и другие нарушения ПДД.
График: gto.by
Также Юрий Станиславович рассказывает, что в стране более 15 участков, на которых расположены камеры, фиксирующие среднюю скорость движения. Эти устройства следят и за наличием действующего разрешения на допуск. В столице функционирует система мониторинга транспортного потока, датчики которой расположены более чем в 5 точках города.
Данные, полученные от этой системы, используются для контроля прохождения автовладельцами гостехосмотра
— Камеры, фиксирующие техосмотр, однозначно полезны, они приносят плоды! Мы столкнулись с ажиотажем на станциях ещё в самом начале пути, в 2021 году, когда в СМИ стали появляться первые новости об этом.
— Услуга «Комфортный техосмотр»… В прошлом году вы рассказывали, что ей воспользовалось два человека. А в 2024-м?
— Это больше имиджевая услуга, и, к сожалению, в 2024 году она не имела успеха. Вместе с тем мы уверены, что наблюдаем отложенный спрос и такое явление временное. А автовладельцы по достоинству оценят «Комфортный техосмотр» в наступающем году.
Про разрешение на допуск автомобилей в электронном виде
— Как известно, сейчас белорусы начинают получать отметку о техосмотре без посещения станции диагностики. Расскажите об этом подробно: для чего сделано и что упрощает?
— Говорить о том, что отметку о прохождении транспортным средством государственного технического осмотра автовладельцы получают дистанционно, было бы неправильно. Речь ведётся о получении автовладельцем в электронном виде разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении как результате проведённой УП «Белтехосмотр» административной процедуры.
— Для прохождения государственного технического осмотра транспортные средства (как ранее, так и сейчас) представляются автовладельцами на диагностические станции, имеющие разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств.
— С 16 ноября 2024 года водителям стала доступна возможность получения разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении в электронной форме. Как это происходит?
— Да, стало возможно получить разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении в электронном виде, лично не присутствуя на диагностической станции.
Проведение административной процедуры в электронном виде организовано через единый портал электронных услуг
— Электронная административная процедура по выдаче разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении для физлиц доступна по нестрогой аутентификации, а для юрлиц и ИП — с использованием электронной цифровой подписи.
— Для совершения административной процедуры необходимо в перечне доступных административных процедур произвести её выбор (код для физических лиц — 200.15.17, для субъектов хозяйствования — 548.12.1), нажать на кнопку «Заказать», заполнить и отправить электронную форму заявления.
В своём личном кабинете, во вкладке «Мои услуги», автовладелец может отслеживать состояние рассмотрения административной процедуры и получить уведомление об административном решении. Также автовладелец имеет возможность просмотреть текст уведомления об административном решении, распечатать или сохранить на локальный персональный компьютер.
Оповещение автовладельца о принятом административном решении выполняется также путём отправки сообщения на адрес электронной почты, указанный в регистрационных данных заинтересованного лица (если в ЛК заинтересованного лица включены уведомления).
— Каковы сейчас требования к диагностическим станциям? Планируются ли изменения?
— Главным образом изменения связаны с установлением требований к отдельным элементам диагностической станции (площадкам, подъездным путям и проходам к помещениям), инженерным сооружениям (осмотровым канавам), а также их информационному обеспечению.
Требования, предъявляемые к диагностическим станциям, устанавливаются Положением о требованиях к диагностическим станциям, утверждённым постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.08.2022 № 79. В 2024 году указанный документ подвергся изменениям, которые вступили в силу с 5 ноября
«Чаще всего водители не проходят ТО из-за проблем с тормозной системой»
— Подскажите, из-за каких нарушений белорусы чаще всего не проходят ТО?
— Система государственного технического осмотра, сформированная в Республике Беларусь, оценивает транспортное средство с позиций обеспечения активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности транспортного средства.
— По итогам своей работы диагностические станции выявляют порядка 20% транспортных средств, состояние которых не соответствует установленным требованиям. Если проанализировать характер неисправностей, с коими ТС представляются для прохождения государственного технического осмотра, то 42% связаны с тормозной системой, 21% приходится на внешние световые приборы, 6% — на проблемы с двигателем. Нередки случаи выявления несоответствий в отношении состояния рулевого управления и недостаточной комплектации транспортного средства.
— А выявлялись ли случаи отсутствия катализатора? Бывало ли, что машину «разворачивали» из-за горящего Check (ABS, Airbag), нештатных LED-ламп вместо заводских «галогенок»?
— Нередки случаи, когда инженерами по техническому осмотру транспортных средств выявляются названные неисправности. Одной из задач государственного технического осмотра является проведение диагностирования состояния транспортного средства с целью установления вида его технического состояния. И «разворачивать» транспортное средство, даже если в нём содержатся приведённые несоответствия, диагностическая станция не вправе.
По словам директора, 82% транспортных средств признаются диагностической станцией соответствующими установленным требованиям с первого раза
— А каковы самые распространённые неисправности, выявленные в электрокарах/гибридах/мотоциклах, не прошедших техосмотр?
— По результатам государственного технического осмотра, проведённого в отношении указанных групп ТС, несоответствия распределяются следующим образом:
- электромобили — 43% случаев приходятся на внешние световые приборы;
- гибридные транспортные средства — 55% случаев приходятся на тормозную систему, 47% — на внешние световые приборы;
- мотоциклы — 75% случаев приходятся на внешние световые приборы, 25% — на двигатель (превышение уровня шума отработавших газов).
— Сверяет ли сотрудник километраж на одометре с цифрами, ранее зафиксированными в базе?
— Инженер по техническому осмотру транспортных средств лично контролирует показания счётчика пройденного пути ТС до внесения их в программное обеспечение диагностической станции.
— Такой цели, как сравнение фактического значения пройденного пути с зафиксированными в базе данных ранее, не определяется. Сейчас существует возможность просмотреть показатель пройденного пути транспортного средства за прошедшие десять лет. И очевидно, что ситуация с разными значениями счётчика пройденного пути в течение указанного времени не идёт на пользу прежде всего автовладельцу.
— Многих водителей волнует вопрос излишней дымности ТС. Особенно это касается дизельной техники! Как прокомментируете?
— Контроль дымности отработавших газов транспортных средств является одним из видов контрольно-диагностических работ, проводимых диагностической станцией в рамках государственного технического осмотра. Вместе с тем проверка данного показателя на транспортном средстве в период между прохождениями им государственного технического осмотра диагностическими станциями и УП «Белтехосмотр» не предусматривается.
— Рассмотрение вопросов, связанных с определением характера действий сотрудников Государственной автомобильной инспекции в случае фактов выявления участником дорожного движения «повышенной» дымности отработавших газов транспортного средства, находится вне нашей компетенции.
— В техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» требований, касающихся коррозии кузова, уже нет. Выходит, пройти техосмотр может даже машина со сквозными дырками? Где логика?
— К сожалению, технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», положениями которого руководствуются диагностические станции в своей работе, не содержит требований, предъявляемых к поверхности наружных элементов транспортного средства. Таким образом, пробел в указанном документе позволяет беспрепятственно проходить государственный технический осмотр транспортным средствам, имеющим подобного рода повреждения.
— По нашему мнению, помимо влияния на внешний вид транспортного средства, сквозные повреждения могут воздействовать на его пассивную безопасность путём формирования острых поверхностей и выступов.
— Следует отметить, что указанный документ не является «закостеневшим» в своих положениях. Его требования периодически подвергаются изменениям, которые позволяют реализовать материал, накопленный за время контрольно-диагностических работ, проводимых диагностическими станциями.
«Процедуре прохождения гостехосмотра подвергается транспортное средство, а не его владелец!»
— Как часто на техосмотре в Беларуси проходят скидки и акции для разных слоёв населения? Расскажите о скидках, что были, и о планируемых в 2025 году?
— За 2024 год республиканское унитарное сервисное предприятие «Белтехосмотр» дважды объявляло о скидках на проведение государственного технического осмотра транспортных средств.
— В первый раз — ко Дню пожилых людей. В период с 1 по 31 октября на диагностических станциях УП «Белтехосмотр» действовала скидка 20% от тарифов по актуальному прейскуранту на услуги по проведению государственного технического осмотра транспортных средств в отношении всех типов транспортных средств, собственниками которых являются физические лица пенсионного возраста (при предъявлении пенсионного удостоверения).
— Во второй раз — ко Дню автомобилиста и дорожника. 27 октября на диагностических станциях № 210 и 167 действовала скидка 40% от стоимости работ по актуальному прейскуранту на услуги по проведению государственного технического осмотра для всех типов транспортных средств физических лиц. Подобная практика будет реализована предприятием и в 2025 году.
На вопрос об изменениях прайсов услуг на диагностических станциях гендиректор отвечает так: «Стоимость услуг будет корректироваться в соответствии с изменением ценообразующих факторов, таких как инфляция, рост базовой величины. Просто так повышать стоимость никто не будет!»
— Не планируете ли вернуть опцию переноса техосмотра при смене собственника?
— Процедуре прохождения государственного технического осмотра подвергается транспортное средство, а не его владелец. Вместе с тем законодательство, действующее в области его проведения и государственной регистрации транспортных средств, сформировано таким образом, что процедуры, связанные со сменой собственника транспортного средства, влекут за собой прохождение государственного технического осмотра заново.
— Как совершенствуется процесс технического осмотра и контроль его прохождения? Что планируется внедрить нового на линию?
— Процесс проведения государственного технического осмотра основывается на процедуре его проведения, требованиях, предъявляемых к транспортным средствам и производственной базе, на которой осуществляется оценка соответствия транспортных средств установленным требованиям.
— Совершенствования, связанные с процедурным аспектом проведения ТО, ощущаются автовладельцем уже в настоящее время. Это увеличение периода времени между представлением на диагностические станции отдельных транспортных средств в целях прохождения государственного технического осмотра, включение в процедуру оценки соответствия транспортных средств работ по проведению контроля идентификационных данных транспортных средств и регистрационных знаков.
— С другой стороны, отмечается и неповоротливость в разрезе динамики актуализации требований, предъявляемых к транспортным средствам, проходящим государственный технический осмотр. По истечении более двух лет работы с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» накопился ряд проблемных вопросов в области оценки соответствия транспортных средств, решение которых позволит не только исключить «лишние» требования, но и включить показатели, способные повысить уровень безопасности ТС.
— Ранее Госавтоинспекция совместно с сотрудниками УП «Белтехосмотр» традиционно проводила декады «Техосмотр». Эта практика сохраняется?
— В связи с развитием информационных технологий, позволяющих отслеживать наличие у ТС разрешения на допуск к участию в дорожном движении, количество таких мероприятий будет уменьшаться. А от проводимых акций результативность также несущественная вследствие высокой степени информированности автовладельцев о времени и месте их осуществления.
— Только планомерная работа по охвату средствами видеонаблюдения потенциальных объектов, посещаемых автовладельцами (заправки, торговые точки), сможет кардинально переломить ситуацию с прохождением государственного ТО транспортных средств и получением разрешения на их допуск к участию в дорожном движении.