| ABW.BY Евгений Грачев
| ABW.BY Евгений Грачев

СТО без согласования увеличила цену и не отдает машину без оплаты

Каждый владелец автотранспорта так или иначе обращался к услугам СТО. Их деятельность четко регламентируется белорусским законодательством, но то тут, то там происходят истории, свидетельствующие о том, что о правилах знают не все.

История, которую рассказал ABW.BY, – именно об этом. В редакцию обратилась Лариса, и вот что она сообщила:

«Сдали машину в автосервис в ремонт. Там устно озвучили стоимость ремонта – 260 рублей. Мы согласились на такую сумму, оставив машину. На следующий день нам сказали, что ремонт выполнен на сумму 760 рублей, и показали заказ-наряд на сумму 370 рублей и чек на покупку запчастей на 390 рублей. Мы не соглашались на такую сумму ни устно, ни письменно. Нас никто о таком значительном увеличении цены не предупреждал. Но машину нам не отдают, пока мы не заплатим требуемые 760 рублей. Как нам правильно поступить?»

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей относится к бытовым услугам. Они регулируются несколькими основными документами. Первый из них – это Закон «О защите прав потребителей» (далее – Закон), начнем «разбор полетов» именно с него.

Как следует из рассказа Ларисы, при приемке автомобиля в ремонт была озвучена цена – 260 рублей. Эта цифра не взялась с потолка, а значит, был произведен предварительный расчет, который по закону называется приблизительной сметой или калькуляцией.

Согласно ст. 34 Закона, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ (оказании дополнительных услуг) и по этой причине существенно превышается приблизительная смета, исполнитель обязан своевременно в письменной форме предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласия на превышение приблизительной сметы, он вправе расторгнуть договор. В этом случае исполнитель может потребовать от него плату за выполненную часть работы. Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан выполнить договор, сохраняя право потребителя (заказчика) на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

Итог первый

Поэтому подводим первый итог: если СТО заказчика о значительном увеличении приблизительной сметы не предупредила, то она (СТО) обязана исполнить договор в пределах такой сметы. Но увеличение должно быть существенным, это важно. В нашем случае увеличение – почти в три раза, а это весьма существенно, это признает любой суд, если до него дело дойдет.

Второй документ, о котором необходимо упомянуть, рассматривая нашу ситуацию, это постановление Совмина №1590 «Об утверждении правил бытового обслуживания потребителей» (далее – правила).

14. Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем в полном объеме бытовую услугу после ее приемки потребителем. С согласия потребителя оказываемая бытовая услуга может быть оплачена им при оформлении заказа полностью или путем внесения аванса.

Итог второй

Исполнитель вправе удерживать у себя изделие до полной оплаты потребителем бытовой услуги, если иное не предусмотрено документом, подтверждающим заказ.

Суть ст. 14 данного документа понятна: не оплатил услугу (ремонт), значит, СТО будет удерживать «изделие» (транспортное средство) заказчика. Этим довольно часто пользуются ремонтники. Но есть одно «но».

Если прочесть следующий пункт правил (15), то там сказано: «При повышении себестоимости либо изменении объема бытовой услуги в процессе ее оказания исполнитель вправе по согласованию с потребителем (производится соответствующая запись в документе, подтверждающем заказ) пересмотреть тариф на данную бытовую услугу при условии соблюдения сроков ее оказания, порядка формирования нового тарифа». Именно «по согласованию» и с соответствующей отметкой! А тут просто поставили перед фактом: платите столько-то, а пока не заплатите, автомобиль не отдадим.

Вердикт

Исходя из того, что были нарушены требования как минимум двух законодательных актов, регулирующих права потребителей и правила оказания бытовых услуг, то удержание автомобиля Ларисы до уплаты требуемой (не оговоренной) суммы денег незаконно. Машину должны вернуть, а дальше пусть представители СТО обращаются в суд, если посчитают, что их права нарушены.

И еще, что следует сказать ремонтной организации (СТО): согласно п. 105 Правил, все замененные в автомобиле узлы, блоки, модули и другие детали (компоненты) возвращаются потребителю. Для чего такое требование? А чтобы посмотреть в последствии, что там «наремонтировали» и нужно ли это было делать вообще.

Ларисе посоветуем оставить на СТО письменное требование о нарушении закона о защите прав потребителей и возврате машины. При отказе – сообщение в органы милиции и заявление о незаконном удержании имущества. Криминал тут вряд ли усмотрят, но для суда объяснения участников конфликтной ситуации понадобятся, как и сами материалы милицейской проверки. И обязательно нужно потребовать отдать замененные запчасти – возможно, это понадобится для проведения экспертизы.

История четырех иностранных студентов, покидающих Беларусь, – это не об успехах в учебе, а об уроках, которые они так и ...
25 декабря, в четверг, на линию 112 поступило сообщение о том, что вблизи деревни Долгополичи в Зельвенском районе произ...

Нужно ли менять водительское удостоверение иностранцам, находящимся в Беларуси?

Нестандартное применение гаражного инструмента стало основанием для уголовного дела.

Чтобы обеспечить стабильность работы приложения и возможность заряжать электромобили, было принято решение временно откл...
Иван приобрел Opel Zafira два года назад. Почему выбор молодого парня пал на автомобиль, который принято считать пенсион...
Дубайский авиаперевозчик объяснил свое решение об отмене полетов "операционными причинами" и перенаправил все рейсы в Мо...

Предотвратить нарушения и обеспечить безопасность. ГАИ области усилит контроль на дорогах в рождественские выходные.

Следите за нами в соцсетях