| av.by Надежда Болотова
| av.by Надежда Болотова

До $1 800 за отработанный катализатор. Журналисты поговорили со скупщиком самого драгоценного агрегата в машине

Тема катализаторов в автомобильной среде всегда на поверхности. И это неудивительно. Ведь данный агрегат — самый драгоценный в машине!

Содержащиеся в нем драгметаллы: платина, палладий и родий — делают из него ту самую часть автомобиля, продав которую можно неплохо заработать...

А сколько же стоит отработанный «кат» сейчас? И в авто каких марок такой элемент может быть дороже самого транспорта? Об этом — в интервью av. by с гродненским скупщиком катализаторов Михаилом.

В бизнес, касающийся бэушных «катов», гродненец пришел в 2021 году. Стоит отметить, что деятельность по скупке катализаторов — лицензированная в нашей стране. Иными словами, чтобы официально заниматься их приобретением и продажей, необходимо пройти ряд согласований и получить лицензию. Подробнее об этом можно почитать здесь.

Сейчас у Михаила работа уже налажена: в месяц он покупает и сбывает около сотни отработанных «катов». Как признается бизнесмен, стоимость их может составлять от 1,5 доллара до 500. Хотя были времена, когда драгоценный в прямом смысле кусок железа продавали и за $1 500.

— Так от чего зависит цена катализатора?

— От количества содержащихся в нем металлов и курса биржи на данный момент. А факторов, которые влияют на количество металлов, много: от марки авто, года выпуска, типа двигателя… Например, в бензиновых моторах больше палладия и родия. В дизельных — платины.

— Когда к вам приносят катализатор, как вы можете определить его стоимость и, соответственно, содержание в нем драгметаллов?

— В любом катализаторе есть номер. Можно посмотреть по нему в таблице количество содержания в агрегате драгметаллов и уже определить стоимость. Которая в первую очередь будет зависеть от цены биржи на данные вещества.

— В каких машинах они наиболее дорогие?

— По маркам особо разделять их не стоит. Можно встретить недешевый катализатор и в свежей Audi, и в старом BMW. Помню, Mazda 626 2000 года выпуска стоила 500 долларов, а катализатор в машине — 1 300! Это было золотое время для перекупов и людей, которые хотели заработать! Да и все «каты» на японских авто из 2000-х оценивались достаточно дорого, — рассказывает Михаил.

Вообще, количество драгметаллов в катализаторе зависит от экологической ситуации в той или иной стране. Лидер в этом направлении, конечно, Япония. Страна очень трепетно относится к экологическим характеристикам авто. Потому в их катализаторах содержание драгметаллов больше, нежели в агрегатах немецких, американских и китайских автомобилей.

— В Toyota, где установлены гибридные двигатели, «каты» — самые дорогие! В то время, когда еще не было «электричек», японцы добивались полной экологии тем, что не жалели драгметаллов для катализаторов, — рассказывает Михаил. — Хотя и европейские Audi, Volkswagen, BMW тоже достаточно хорошо стоят.

Самый дорогой металл в этом компоненте — родий. Но его, говорит Михаил, как правило, и меньше всего.

— Если взять определенный период, то заметно: у всех машин встречаются по содержанию примерно одинаковые «каты». Например, в экземплярах 1991-1995 г. в. шли чаще платиновые катализаторы, в авто 1995-2001 г. в. преобладали палладий и родий. А вот в современных автомобилях содержание драгметаллов значительно ниже.

— В современных машинах тоже катализаторы вырезают? Вообще, на каком пробеге элемент подлежит замене?

— Как правило, вырезается катализатор после 150-200 тысяч километров пробега. К этому времени он уже не выполняет свои функции и может губительно действовать на двигатель. Чаще всего на современных авто с целью вырезать и сдать компонент приезжают таксисты, так как у них большие пробеги — 250-300 тысяч километров. Но вот солидного содержания драгметаллов в таком случае ожидать не стоит.

— Например, от той же Skoda Rapid элемент стоит всего 20 долларов! Приехал как-то раз один таксист и предлагает, мол, давай вырежем. Хотя «кат» еще нормальный был. Я, говорит, заработать хочу! А я ему: «Работа в два раза дороже будет!» В общем, катализаторы всех Volkswagen Polo, Skoda, Renault Rapid оцениваются от 20 до 50 долларов максимум! Это бюджетные машины, и производитель насчет солидного содержания драгметаллов в них не заморачивается.

— В прошлом году прогремела новость, будто без катализатора авто линию техосмотра не пройдет…

— Пройдет — и легко! Автомобили осматривают на наличие всех узлов и агрегатов. Если даже мастер заметит, что катализатор, вероятно, вырезан, всегда же можно сказать, якобы проводились работы возле него. Отсюда и следы от сварки! Да и нет такого инструмента на станциях, чтобы его наличие досконально проверить. В прошлом году мы в шутку предложили катализатор в аренду для прохождения ТО. И нашлись, кстати, те, кто приехал за этой услугой!

— Так сколько можно заработать в этом бизнесе?

— Я скажу так: заработать можно! И неплохо, если котировки драгметаллов на бирже не будут падать. Например, купить катализатор, когда платина стоит 900 долларов за унцию (унция — 31,3 г), а продать, когда она уже больше $1 000. Но случается и наоборот… Одно время биржа падала. Я купил «кат» за 180 долларов, а назавтра он уже стоил 165…

— Какой катализатор самый дорогой в вашей практике? И самый дешевый?

— У меня был компонент с BMW E34 1995 года выпуска. На то время по бирже он стоил 1 800 долларов! Самый дешевый... пускай $1,5. Такие обычно стоят на ВАЗах, «Шкоде»… Есть катализаторы, которые покупаешь с целью заработка. А есть те, что берешь для объема продаж! В месяц я реализую до 100 таких агрегатов.

— Какие катализаторы чаще всего привозят на продажу?

— С европейских машин, только-только из-за границы приехавших. Там же их покупают в основном с пробегом 200-300 тысяч километров. И, как правило, на «приборке» загорается «чек». В Европе удалить «кат» и прошить ЭБУ стоит 500-700 долларов, а у нас эта услуга обходится в 300-500 рублей. Потому и везут. Те же таксисты часто едут. Как я говорил, для них это вынужденная мера из-за больших пробегов. Ну и привозят машины, которым уже за 20-30 лет.

Выкупленные у автовладельцев катализаторы Михаил везет государственному переработчику. Там деталь измельчают до порошка и делают ее рентгенофлуоресцентный анализ, показывающий точное содержание драгметаллов. Хотя есть и те, кто пытается вывезти катализаторы за границу.

— Ну пусть он в Польше на долларов пять дороже будет! Но нужно помнить, что это незаконно и любой таможенник при осмотре может изъять катализатор и составить протокол, — говорит Михаил.

// Фото: Сергей Морозов

Нужно ли менять водительское удостоверение иностранцам, находящимся в Беларуси?

Нестандартное применение гаражного инструмента стало основанием для уголовного дела.

Чтобы обеспечить стабильность работы приложения и возможность заряжать электромобили, было принято решение временно откл...
Иван приобрел Opel Zafira два года назад. Почему выбор молодого парня пал на автомобиль, который принято считать пенсион...
Дубайский авиаперевозчик объяснил свое решение об отмене полетов "операционными причинами" и перенаправил все рейсы в Мо...

Предотвратить нарушения и обеспечить безопасность. ГАИ области усилит контроль на дорогах в рождественские выходные.

23 декабря в Гродно открылся крупнейший кузовной центр области. АвтоГродно пригласили на официальное мероприятие. Расска...
Новогодняя суета окутала город: мы спешим и злимся, когда что-то идет не так. Но дорога праздников не отмечает. UPD: реа...
Следите за нами в соцсетях