| av.by Надежда Болотова
| av.by Надежда Болотова

"Ни белорусов, ни россиян, ни казахов сейчас нет!" Журналисты проехались по автохаусам в Гродно

Декабрь – месяц, когда все подводят итоги. Чем запомнился 2023 год людям, занимающимся перегоном и перепродажей автомобилей из Европы.

Что покупали россияне и когда они в последний раз заглядывали в Беларусь за очередным европейским "свежачком"?

К каким авто приценивались белорусы и на каких уезжали?

Av.by спросил у продавцов с площадок гродненских автохаусов, что ожидает отечественную «вторичку» и высоки ли шансы у китайских FAW, JAC, Geely и прочих BAIC с Jetour полностью вытеснить «Европу» или «Америку» с местного авторынка.

Рабочий тур по автохаусам в Гродно журналисты av.by назначили на утро буднего дня. Оттого, наверное, и не застали ни одного покупателя на площадках. Правда, встретить озабоченного приобретением авто белоруса или залетного россиянина (чем черт не шутит) они и не планировали. Куда важнее было искренне пообщаться с продавцами европейской «бэушки»...

– Были в торговле и взлеты, и падения! – выдыхая клубы пара, отвечает на вопрос журналистов представитель автокомиса Сергей.

– Россияне совсем перестали ездить или изредка все же заглядывают?

– С учетом курса валют стали появляться реже. Это, конечно, большой минус для нас... Ведь большая часть автомобилей по хорошей цене уезжала именно в Россию!

Мужчина уточняет, что гости с востока чаще засматривались на машины дороже 30 тысяч долларов:

– Россияне любят люксовые авто: Mercedes какой-нибудь или «нафаршированный» BMW! А вот середнячки вроде Opel или Peugeot их мало интересовали.

Сергей рассказывает: на волне «хапуна», когда в Беларусь можно было приехать за недорогими европейскими иномарками, перекупством в России стал заниматься буквально каждый второй.

– Даже те, кто никогда ранее за машинами не ездил! А тут к нам заглядывали люди целыми семьями и открыто говорили: «Вот решили у вас купить, чтобы у нас выгодно перепродать!» Помню, как-то приехали ребятки за Infiniti. Так ее даже без осмотра взяли! Сказали, что у них ценник такого авто стартует с 31 000 долларов. А у нас на площадке машина стоила $25 000. Разница солидная, а это для русских очень много значило!

И давно перестали приезжать русские за машинами?

– Да где-то с полгода назад. Начиная с осени уже здесь их нет.

– Почувствовали ли вы их отсутствие?

– Конкретно у нашего автокомиса выставлены машины до 20 000 долларов. А как я сказал ранее, такие иномарки россиянам практически не интересны. У нас бестселлеры – это авто до $5 000. Многие по-хорошему нужно давно сдать в утиль, но они ездят, а значит, проходят техосмотр, чтобы быть на дорогах. Их у нас в основном белорусы и покупают.

– Можете привести конкретные примеры?

– Да тот же Renault Scenic! Он, кстати, еще пять лет назад стоил 2 500 долларов, а сейчас – все $4 000! Да, их покупали дешевле, чем теперь продают. Или вот Audi 80 – «бочки». Раньше их по 2 000 долларов продавали, нынче – уже по $3 000! И это за авто 1990-1991 года выпуска! «Пежо 406» уходили по $2 000, сейчас за них просят 3 000-3 200 долларов.

– Получается, цены на старые авто серьезно подскочили?

– Да, в целом машины подорожали. В первую очередь потому, что самый ходовой товар – экземпляры за 5 000-6 000 долларов, а в хорошем состоянии их все меньше и меньше. Люди ходят среди автомобилей, выбирают... Но видят: брать-то и нечего! И когда появляется что-то действительно ухоженное, можно ставить любую цену! Такую машину все равно купят, поскольку выбора в этом сегменте практически нет...

– Какие иномарки наиболее популярны у белорусов?

– Бюджет у которых – золотая середина! Располагая суммой в $13 000, реально купить добротный автомобиль из Европы с оригинальным пробегом 200 000-230 000 км. Он будет в родной краске, с дизелем смело можно ездить 3-4 года без серьезных вложений! Выбор – из Peugeot 3008, 5008; Nissan Qashqai, Renault Scenic 2017-2018 годов. Это самые популярные и ликвидные иномарки за данные деньги! В процентном соотношении наши продажи таковы: 50% – машины до $10 000, 30-40% – авто за 12 000-14 000 долларов и «хвостик» – экземпляры до 20 000 долларов.

– А кредитные деньги белорусы привлекают?

– Каждая вторая сделка – кредитная! Кто-то не хочет средства в машине замораживать, у кого-то попросту их нет!

– Что, на ваш взгляд, ждет авторынок в следующем году?

– Машины сильно не подешевеют. Почему? Потому что по-прежнему будут пользоваться спросом недорогие авто. Белорусы не станут больше зарабатывать по щелчку чьих-то пальцев. Могут немного просесть в цене свежие экземпляры из Европы. Их много набрали, когда был «хапун» прошлым летом. Возили оттуда все кому не лень, в том числе и в Россию. А с учетом слабых в плане продаж летних месяцев уходящего года все эти машины стоя́т... Вернутся ли россияне? Тут практически все зависит от валютного курса у них в стране. Приедут, если евро или доллар подешевеют. В любом случае дорогие автомобили продолжают отправляться в РФ, поскольку там зазоры по цене большие. К примеру, то, что у нас продается за 100 000 долларов, в России отдают за $120 000!

– А китайский автопром может потеснить европейскую «бэушку» в Беларуси?

– Думаю, сможет в определенном ценовом диапазоне. Китайские авто – в основном «паркетники» за 25-30 тысяч долларов. Вот этот сегмент они способны частично занять! Машины-то интересные, но есть вопрос: как они себя покажут через год-два?

«Русские активно покупают бюджетных „китайцев“»

Вдохновившись таким содержательным разговором с представителем гродненского автохауса, журналисты поехали дальше. Но признались, что остальные продавцы «бэушкой» оказались не столь общительными. Кто-то ссылался на занятость с клиентами, а кто-то просто с порога отвечал:

– У нас все штатно. С ноября – застой.

К примеру, Юрий говорит, что для этого сезона такая ситуация вполне себе обычная: ни белорусов, ни россиян, ни казахов сейчас нет!

– В нынешнем году лучшей машиной для белорусского клиента был пяти-семиместный минивэн за 10 000-13 000 долларов. Хорошо брали еще авто от 8 000 до 15 000 долларов. Как правило, дизельные универсалы. Любимые марки – Peugeot 308, VW Golf VII и Renault Megane. На эти модели цены в текущем году не менялись особо.

– А из дорогих автомобилей что наши люди предпочитают?

– Из люксовых вариантов белорусы здесь не покупают ничего! Если белорус захочет дорогую машину, он не будет искать ее в автохаусе. Закажет из Америки или Европы, чтобы в итоге авто обошлось дешевле.

– Какая сейчас в целом ситуация на вторичном рынке?

– Рынок переполнен! Ассортимент огромный, цены стоят на месте – выбирай, получается, какую хочешь. То есть самое время машину покупать сейчас.

– Россияне часто к вам заезжают?

– Давно их здесь не видел. Коллеги рассказывают, что сейчас русские переключились на бюджетных «китайцев». Они же не хотят ездить на авто с большим пробегом! Им надо, чтобы машина была или новая, или с маленьким километражом! А прибывшая к нам «Европа» – это ж 200 000 км в среднем…

– Как думаете, сможет ли Китай в перспективе вытеснить европейскую «бэушку»?

– «Китайцы» смогут вытеснить «Пассаты» и прочие «Талисманы» из Европы, если их запретят ввозить к нам вообще! Но пока такого не предвидится.

– Какие авто белорусы сдают в автохаусы на продажу?

– Заезженные вусмерть! Берешь такое и плачешь! В основном сдают в зачет нового. Но хорошую машину никто не отдаст даже в зачет другой подороже. Все они будут нуждаться в ремонте, покраске и так далее…

– А что происходит на европейских аукционах?

– В Европе все стоит! Цены там выросли на новые иномарки. Раньше ведь как было? Три года поездили – и отдают в зачет новой! А сейчас среднему европейцу до новой надо не 10 000 евро добавить, а все €15 000! Поэтому предпочитают обслужить и дальше ездить.

«Пока хорошая машина доезжает до границы, на нее уже найден клиент»

Похожие мысли насчет нынешнего и будущего слышим от продавца в соседнем автокомисе. Мол, автомобилей много, но покупателей – значительно меньше... Про русских перекупщиков тут вообще уже все забыли:

– Они сами в Европе стали покупать. Нашли схемы! Все уже умеют и знают, наши услуги им не нужны, – говорит торговец «бэушкой».

– Дорогие машины есть в Минске, туда, вероятно, еще и заглядывают... Там зазор в перепродаже может быть, а к нам в регион они редко наведываются! Даже если авто недешевое, оно должно продаваться по низу рынка, чтобы русские им заинтересовались. Вот тогда они приедут! Но, как правило, если автомобиль хороший, да еще и по низу рынка, то, пока он доедет до российской границы, на него уже найдется покупатель.

– А как белорусский авторынок сейчас выглядит?

– Добротных машин все меньше, а цены ползут вверх! Допустим, у вас есть авто в достойном состоянии с хорошим двигателем. К примеру, Audi A6 (C7) 3.0 TDI или BMW F10 c трехлитровым дизелем. Можно ставить высокую цену не стесняясь. Будьте уверены: машина продастся! В Европе сейчас тоже все подорожало.

Мужчина говорит, что покупают автомобили в основном в кредит. Но это не всегда из-за отсутствия наличных:

– У белоруса, может быть, и есть нужная сумма на приобретение машины, но лучше он отложит под подушку свои доллары, а на белорусские рубли возьмет кредит. Курс-то прилично вырос за последний год!

– А какими моделями интересовались соотечественники в 2023 году?

– До $5 000. И подавайте на «автомате»! Ну а вообще, среди востребованных могу выделить дизельный VW Passat B5, Renault Scenic, Opel Zafira, Audi A4 и A6. Но таких вариантов на моей площадке уже нет! А если что-то найдется, то этот автомобиль потребует вложений. То есть над ним придется поработать, потратив немало средств и нервов.

Следите за нами в соцсетях