Вы продолжаете смеяться над китайскими автомобилями? Мол, поделки, отдаленно напоминающие нормальные европейские модели? Парадокс, однако, в том, что многие создатели тех самых европейских автомобилей давно работают на китайский автопром.
Сначала, конечно, были копии. Иногда вполне себе легальные, а иногда и самые что ни есть пиратские. Затем пошли заимствованные узлы и агрегаты, к тому моменту уже покупные, рассказывает Автобизнес.
Скажем, компоненты Bosch и Continental, трансмиссии и коробки BorgWarner, ZF, Aisin… Далее, конечно, потребовалась разработка собственных конструкций и оригинального дизайна.
И постепенно от размещения отдельных заказов китайские товарищи перешли к найму на работу высококлассных специалистов.
Так, бывший шеф-дизайнер Alfa Romeo и Audi Вольфганг Эггер теперь работает в BYD. Джайлс Тейлор на протяжении нескольких лет отвечал за дизайн автомобилей Rolls-Royce, а в 2018 году перешел в FAW и теперь определяет внешний вид Hongqi. Даниэль Гальоне раньше «рисовал» Maserati, а теперь работает в JAC. Питер Хорбери имеет за плечами опыт работы в Land Rover и Volvo, а теперь он в Geely.
И ведь речь идет не только о дизайнерах, но и об инженерах, конструкторах, специалистах в области шасси. Скажем, Марк Стентон много лет проработал в Ford и JLR, а теперь руководит инженерным отделом стартапа HiPhi.
Вы спросите: а чего ради этим профессионалам так круто менять карьеру, уходить из всемирно известной компании в только разгоняющийся стартап? Суммы контрактов не раскрываются, но, думается, дело не только в деньгах, но и в амбициях, а также в открывающихся возможностях.
У «грандов» – уже сформировавшаяся философия, отходить от которой не рекомендуется. Старые компании не хотят экспериментов, они не желают отпугивать сформировавшийся круг покупателей. Да и финансовые возможности требуют сдержанности. Вы просто посмотрите на ту динамику, с какой изменяется модельный ряд любой европейской компании. Это касается и дизайна, и конкретных моделей, и основных агрегатов.
Китайцы готовы рисковать
А китайские компании, тем более стартапы, готовы рисковать, предлагать что-то неожиданное – взять тот же HiPhi Z. То есть они готовы не только хорошо заплатить, но еще и предложить интересную работу.
Так что в Китае готовы вкладываться, причем не просто брать на работу специалистов в самых разных областях, а создавать подразделения и студии, но не только в своей стране, а вообще по всему миру. Скажем, Changan имеет центры разработки технологий и дизайна в Италии, Великобритании, США и даже в Японии.
Ну а у Geely в портфеле и вовсе такие именитые производители, как Volvo и Lotus. И они приобретались вовсе не ради дополнительных производственных площадок, а как раз из-за технологий и компетенций штатных специалистов. Условно быстрым путем китайский производитель получил современные двигатели с турбонаддувом и непосредственным впрыском объемом 2,0 и 1,5 л. Вместе со шведскими инженерами была создана современная платформа BMA. А «гуру» из Lotus помогают настраивать модели входящих в состав концерна марок.
Из покупателей – в создателей новых технологий
Но это лишь видимая часть айсберга. Важнее то, что в настоящий момент китайские автопроизводители из покупателей готовых решений и заказчиков оригинальных разработок постепенно превращаются в создателей новых технологий. Причем самое поразительное, что их разработки уже готовы покупать и использовать сами европейские компании!
Самый яркий и недавний пример – с группой Volkswagen, которая из-за задержки разработки платформы SSP и недостаточной конкурентоспособности существующей архитектуры MEB вынуждена была искать партнеров в Китае. Так, сам Volkswagen инвестирует в Xpeng и готов сотрудничать с Leapmotor в части использования их платформ, а Audi в этом же направлении работает с концерном SAIC. Пока что речь идет о моделях для китайского рынка, но кто знает, что будет дальше.
Да и планы самих китайских компаний, похоже, амбициозны. Взять тот же SAIC, который владеет британским MG и теперь занят возвращением этого бренда на европейский рынок. Причем если пока речь идет об импорте автомобилей китайского производства, то в перспективе ближайших нескольких лет – строительство завода в ЕС или Великобритании (место для производственной площадки еще выбирается).
Планирует построить завод в Европе и ВYD, который уж начал экспансию на местные рынки. В начале года сообщалось о том, что для размещения предприятия рассматриваются такие страны, как Франция, Германия и Испания.
Заявка на победу
В чем смысл открывать завод в стране с совсем недешевой рабочей силой? А в том, чтобы иметь собственное производство в ЕС, что позволит противодействовать попыткам протектората местных автомобильных компаний. Причем, если «не прокатит» с китайским брендом, можно зайти через европейского «вассала». Пример с SAIC и MG мы уже привели, а можно снова вспомнить Geely и Volvo. В будущем не исключены и другие покупки именитых марок, но уже с целью входа на рынок. Ведь своих компетенций у ведущих китайских компаний сейчас, похоже, достаточно.
Значит ли это, что китайские автомобили уже лучше европейских, американских, японских? Если судить даже по самым последним моделям, с которыми удалось познакомиться в статике или в ходе тест-драйва, это еще не победа, а скорее заявка на нее.
Ведь уровень определяется не только богатым оснащением или впечатляющими заявленными характеристиками. И даже не составом компонентов: шины Michelin, электрооборудование Continental и коробка Aisin еще не гарантируют отменных ходовых качеств – этот конструктив надо тонко настроить.
Но вся соль в том, что толковые настройщики у китайцев уже есть. И прогресс не останавливается: каждая следующая модель (ну или поколение) лучше, чем предшественник. И это важно учитывать: обыватели судят по тому, что видят сейчас, а на нашем рынке много старых моделей, дебютировавших 4-5 лет назад. Если динамика не изменится, традиционных производителей ожидают трудные времена.
Как правильно произносить названия китайских автомобилей
Правильно произнести название китайского авто – задача со звездочкой. В тонкостях разбирался "За рулем".
Haval. Многие называют его «Хавал». Но правильным будет произношение «Хавейл» или «Хавэйл». Самые креативные и вовсе прозвали марку «Лаваш», прочитав название сзади наперед.
JAC. На основе автомобилей этой китайской марки собирают «Москвичи». Правильное произношение названия бренда – «Джак».
GAC произносится по-русски как «Гак».
Dongfeng часто называют «Донгфенг», «Донфэн». Правильное произношение марки – «Дунфэн».
Voyah. Вариантов произношения на русском языке можно услышать несколько, к примеру «Войях» либо «Войэх». Правильным будет «Войя».
Changan чаще всего в России называют «Чанган», «Чэнган». Но правильным будет «Чанъянь».
Hongqi оказалось совсем трудное для произношения для россиян. Можно услышать, как их называют и «Хонки», и «Хонгкви». Но правильно автомобили этой марки называть «Хунцы».
BYD. Тут вариантов правильного произношения два. Первое «Би-Уай-Ди» (аббревиатура BYD расшифровывается как Build Your Dreams). Второе произношение – «Бияди».
Более простые для произношения марки: FAW – «ФАВ», Geely – «Джили», Tank – «Тэнк», Great Wall – «Грейт Уолл».
Череду событий, которые произошли в этой истории, можно с уверенностью назвать умышленным легкомыслием.
Ограждения на улице Ольги Соломовой в Гродно меняют на оцинкованные.
Сегодня утром, около 7:30, на улице Мостовой в Лиде произошло ДТП с участием велосипедиста.