Большие очереди из фур на границе Беларуси – это не только трехзначные цифры в отчетах Погранкомитета, это большие убытки для бизнеса и, как следствие, удорожание товаров для потребителей. Казалось бы, но проблему очередей на нашей границе теперь поднимают в правительстве Казахстана.
СМИ сообщают, что казахстанские грузовики теряют до 10 дней, чтобы пройти таможню на границе стран Европейского союза (ЕС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Речь про границу "Беларусь - Литва" и "Беларусь - Польша".
Обращение перевозчиков из Казахстана
В частности, ресурс tengrinews.kz, пишет о том, что Польша закрыла пункты пропуска на границе с Беларусью (оставив по одному для грузового и легкового транспорта, прим. АГ).
"В итоге весь поток из Европы сейчас едет через Литву. Это как если бы восемь полос дороги сузились до одной и все машины начали бы вклиниваться в это узкое горлышко. То же самое происходит сейчас на пунктах пропуска "Каменный Лог" и "Беняконе": на первом из них на таможне в очереди стоят 680 машин, а на втором - 500.
Среди них есть и казахстанские грузовики, которые простаивают в очередях по 4-5 суток. А это большие расходы для транспортных компаний, которые включают дополнительные затраты на перевозимые товары. В итоге это ляжет на плечи каждого казахстанца, ведь все импортные товары из Европы на прилавках магазинов подорожают...", – публикует слова владельца компании по международным перевозкам казахстанский ресурс.
Опубликовали и просьбу – перевозчик обращается к властям за помощью в решении проблемы.
Недавно перевозчик повторно опубликовал свою просьбу и подчеркнул, что очередь лишь растет, грузовики в ней стоят уже до 10 дней в одну сторону.
Реакция правительства Казахстана
История с застрявшими казахстанскими грузовиками набирает обороты. Ее начали публично комментировать в правительстве Казахстана, говорят, что делают все возможное.
Недавно официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров пояснил: "Да, мы совместно с нашим посольством, с властями этих стран и с Министерством транспорта в первую очередь прорабатываем эти вопросы. Вы прекрасно знаете ситуацию, которая в европейской части нашего континента происходит. Это предсказуемо было, что будут очереди. В предыдущие годы, когда все было спокойно, и то были очереди. А тут вы сами знаете. Мы делаем все что возможно. Все товаропризводители, бизнесмены закладывают такие риски в грузоперевозки. Мир изменился".
Комментарий минтранса Беларуси
В Минтрансе Беларуси ситуацию комментируют так: "Увеличение числа ожидающих транспортных средств на границе Беларуси не связано с работой контролирующих органов Республики Беларусь, а зависит от количества оформляемых транспортных средств таможенными органами сопредельных стран, Литвы и Латвии. Также белорусская сторона проинформирована, что контролирующими органами Латвии и Литвы усилены проверки проезжающих автотранспортных средств".
При этом отмечается, что в данных пунктах пропуска вместе с перевозчиками Казахстана также находятся перевозчики Узбекистана, Кыргызстана, Турции и других стран.
Так например, по состоянию на субботу ситуация у границы с грузовым транспортом была следующая:
За сутки в литовском Мядининкае оформили менее 15% фур от нормы, сообщает Пограничный комитет Беларуси.
Самым загруженным погранпереходом является литовский Шальчининкай (Бенякони), здесь въезда в ЕС ожидают почти 500 фур. Меньше всего транспорта пропустили на свою территорию контрольные службы Мядининкая (Каменный Лог) — всего 14%, т.е. 3 авто в час из 20 возможных.
Сотрудники латвийского пункта пропуска Патерниеки (Григоровщина), перед которым в очереди фиксируется более 320 единиц грузового транспорта, выполнили норму по пропуску на 66%.
Незначительно скопление легкового транспорта фиксируется перед литовским погранпереходом Райгардас (Привалка).
***
Отметим, что с приближением Новогодних праздников ситуация с очередями на границе, как правило, осложняется.