| av.by Надежда Болотова
| av.by Надежда Болотова

"В среднем перечисляют по 300 рублей". Как мошенникам до сих пор удается обманывать покупателей шин в Беларуси

Евгений – честный продавец шин из Гродно. У парня есть свой магазин на местном рынке и рабочий аккаунт в «Инстаграме».

Однажды ему позвонили с неизвестного номера и спросили, когда будут доставлены заказанные у него покрышки. Естественно, торговец был в недоумении.

– Выяснилось, что кто-то из мошенников дает мой номер телефона. Получается, они изучают существующие аккаунты и реальных продавцов и потом их личную информацию используют в своих целях, – объясняет белорус и показывает журналистам av.by скриншоты переписки, в которых обманщики оставляют его данные.

Сразу все кажется правдоподобным. Клиент делает заказ и уточняет возможность доставки по городам Беларуси. «Продавец» уверяет, что при заказе от 500 рублей доставка будет за их счет, но для этого необходимо сбросить 50% предоплаты на карту.

– Давайте оформлять заказ. Тогда нам нужно резерв на складе поставить. Для оформления заказа и доставки от вас нам требуются Ф. И. О., город, адрес и номер телефона, – пишет торговец и знакомит чуть ниже с условиями доставки. Мол, аванс можно внести различными способами: путем банковского перевода, электронных платежей или безналичного расчета для юрлиц.

Также мошенник говорит, что с покупателем свяжется курьер, когда шины будут в городе, и клиенту необходимо затем оплатить оставшуюся сумму.

– При получении осмотрите резину, подпишите накладную и распишитесь в гарантийном талоне, – указано в сообщении псевдопродавца.

Согласитесь, звучит убедительно. Сомнения у обманутых покупателей появляются только тогда, когда курьер не звонит ни через день, ни через два. После этого автовладелец, ожидающий свои шины, набирает сам номер, указанный в переписке. А там – реальный продавец. Только вот задатка он не получал, да и отношения к этому несуществующему магазину не имеет никакого.

– Звонят мне достаточно часто: в неделю раза три. Люди, конечно, очень раздосадованы и разочарованы, когда я им говорю, что их обманули. Но никто не кричал, не ругался, не требовал от меня вернуть деньги, – рассказывает реальный продавец шин.

Евгений говорит, что распознать злоумышленников по аккаунту достаточно легко. Как правило, там нет никакой необходимой личной информации.

– Надо обращать внимание на то, как оформлена страница. Публичными должны быть все личные данные: телефон, физический или юридический адрес. Должны быть открыты комментарии к публикациям. У мошенников они закрыты, – объясняет гродненец. – У нас люди привыкли смотреть на количество подписчиков и им надо, чтобы визуал был красивым. Но сегодня создать привлекательную страничку очень просто: берут фотки из интернета и нагоняют ботов, которых выдают за реальных пользователей!

При диалоге в переписке, обращает внимание реальный владелец шинного магазина, псевдопродавцы ссылаются на занятость. Мол, сейчас сезон.

«Очень много звонков, менеджеры заняты в основном оптом. Тут [в мессенджере] проще и оперативнее фиксировать и обрабатывать обращения», – пишут мошенники обманутым покупателям.

Ну и еще один важный момент – стоимость покрышек. Например, в аккаунте обманщиков комплект бэушной зимней резины Michelin стоит 555 рублей. Продавец уверяет, что остаточная глубина протектора – более 7 миллиметров, а год выпуска – 2021-й.

– Как писал когда-то классик: «Я сам обманываться рад!» Да только одна такая новая покрышка Michelin стоит 500-700 рублей. Бэушная, как правило, на 30-40 процентов дешевле! Но никак не 500 рублей за четыре колеса! Это как последний iPhone предлагают за 1 000 BYN, когда такой же в магазине стоит 4-5 тысяч рублей, – рассказывает Евгений.

В среднем люди переводили мошенникам по 300 BYN. Правда, были и те, кто после общения с продавцами сразу понимал: клиентов пытаются «развести».

– Деньги я не перечислила. Меня насторожили предоплата, аккаунт без телефона, отзывы на скринах, проверенная локация и частный дом на карте Гродно, а еще переписка только в мессенджере, – рассказала женщина, которая едва не попалась на уловки обманщиков.

Алина написала им с просьбой подыскать неплохой комплект шин. Продавцы предложили GoodYear в идеальном состоянии за... 600 рублей. Минчанка попросила скидку.

«Можем сделать запрос к руководству, но придется немного подождать», – ответили ей. Чуть позже продавцы предложили скидку в размере 50 рублей. Покупательница уточнила адрес и сказала, что может приехать за товаром самостоятельно.

– После того, как сказала, что приехала за шинами сама, а их там нет, меня заблокировали!

Журналисты av.by также попытались связаться с мошенниками и якобы купить шины. Но их сообщения остались без ответа, а на одном из аккаунтов и вовсе исчезла вся информация.

Сколько всего пострадавших от злоумышленников, достоверно не известно. По имеющимся сведениям, постоянно появляются новые профили, а данные продавцов меняются.

Согласно информации УВД Гродно, по статье «Мошенничество» Гродненским межрайонным отделом Следственного комитета возбуждено уголовное дело по данному факту.

Адвокат: «В данной ситуации усматриваются основания для защиты деловой репутации субъекта хозяйствования»

Можно ли себя обезопасить от подобных действий и что делать, если вы стали жертвой подобного обмана, v.by спросил у Юлии Дятчик, адвоката ЮК Октябрьского района города Гродно. Публикуем ответ специалиста полностью.

– В Республике Беларусь существует дистанционная торговля без использования привычных торговых объектов, не требующая одновременного присутствия продавца и покупателя.

Дистанционная торговля – форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется без использования торговых объектов на основании договора розничной купли-продажи, заключаемого без одновременного присутствия продавца и покупателя после ознакомления покупателя с предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленными в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг операторов почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами в соответствии с законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товарами или их образцами в момент заключения такого договора.

Самым распространенным способом дистанционных продаж являются интернет-магазины.

Ошибочно мнение потребителей, отождествляющих интернет-магазин Instagram и другие социальные сети.

Первое, на что я обратила бы внимание как покупатель, – это то, что добросовестный продавец (юридическое лицо или ИП, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на законных основаниях) вправе продавать товары на территории Республики Беларусь посредством интернета только через интернет-магазин, сведения о котором включены в Торговый реестр Республики Беларусь.

Даже если покупателю повезет и он, заказав и оплатив покупку в инстаграм-аккаунте, получит свой товар, который впоследствии окажется некачественным, покупатель будет лишен права заявления требований на основании Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», поскольку сфера этого закона не распространяется на правоотношения, возникшие между покупателем и продавцом, не являющимся юридическим лицом (организацией), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, осуществляющим реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке.

На что обращать внимание?

При приобретении товара в интернет-магазине рекомендую обращать внимание на наличие обязательной информации на главной странице сайта интернет-магазина (полное наименование и место нахождения юридического лица либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, а также информация о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей; номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц; режим работы; способы оплаты товаров и их доставки; дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь).

Кроме того, при осуществлении дистанционной торговли не допускается продажа:

- алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;

- БАДов, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта), ветеринарных средств;

- лекарственных средств (кроме продаж через интернет-аптеку на собственном сайте в сети Интернет);

- нетабачных никотиносодержащих изделий;

- оружия и патронов к нему;

- пиротехнических изделий бытового назначения;

- семян мака;

- табачных изделий, жидкостей для электронных систем курения;

- ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота и сусального серебра, монет из драгоценных металлов, мерных слитков и ограненных драгоценных камней (до 31.08.2024 допускаются продажи через интернет-магазины при соблюдении ряда условий, определенных Советом Министров Республики Беларусь).

Что же касается продавцов, о которых идет речь в публикации, то в их действиях может быть усмотрен состав преступления, предусмотренного ст. 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Мошенничество»: завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Обязательным признаком состава указанного преступления является способ завладения имуществом – обман либо злоупотребление доверием. В описанных ситуациях обман предшествует передаче имущества, недобросовестный «продавец» действует умышленно: желает обмануть потерпевшего, сообщить ложные сведения для достижения конечной цели – завладения имуществом.

– Также в рассматриваемой ситуации усматриваются основания для защиты деловой репутации субъекта хозяйствования. Правовой оценке подлежат и действия «продавцов» в части незаконного распространения персональных данных, которое в зависимости от существенности вреда, причиненного правам, свободам и законным интересам гражданина, может повлечь за собой наступление как административной, так и уголовной ответственности, – комментирует Юлия Дятчик.

Белорусский гражданин сейчас находится в местной полиции, проводится расследование. Задержанному грозит уголовная ответс...

С 19 по 22 июля Госавтоинспекция проведет республиканскую профилактическую акцию "Встречная полоса".

"Гродненская епархия Римско-католической церкви в Республике Беларусь" организует в субботу, 20 июля, пешее паломничеств...
В начале июня была изменена организация дорожного движения на парковочной площадке по улице Буденного, точнее на "верхне...

Главное – автобусы продолжают ходить согласно расписанию.

Напомним, что с 00:00 18 июля Литва ввела запрет на въезд легковых авто, зарегистрированных в Беларуси.

Площадка на крыше ТД "Неман", сегодня это ЦУМ, открылась 6 лет назад и стала туристической достопримечательностью, но по...
Сидеть в машине в такую жару с открытыми окнами или лучше все же запустить кондиционер? Сколько стоит час комфорта в про...
Следите за нами в соцсетях