| "Вечерний Гродно" Наталья Корнеева
| "Вечерний Гродно" Наталья Корнеева

Водитель может приехать на 3 минуты раньше и опоздать на 5. Интересное об общественном транспорте Гродно от первого лица

Как формируются маршруты, какие новые формы оплаты проезда в общественном транспорте введут, вернут ли экспрессные автобусы, что делать, если троллейбус сломался и поэтому опоздали на работу, когда на остановках появятся электронные табло?

На эти вопросы от "Вечернего Гродно" ответил руководитель городского "Оператора пассажирских перевозок".

За что отвечает предприятие

КУП «Гродненский городской Оператор пассажирских перевозок» создано в декабре прошлого года и заработало в январе этого. Находится в здании бывшего троллейбусного управления на проспекте Космонавтов. В штате всего 32 человека, больше половины из них – контролеры.

Сегодня Оператор выполняет две основные функции – организует пассажирские перевозки городским общественным транспортом в Гродно и контролирует деятельность перевозчиков и оплату проезда пассажирами. Он оптимизирует всю маршрутную сеть в городе, улучшает транспортное обслуживание существующих и новых микрорайонов, распределяет по маршрутам машины большей вместимости, а также работает с обращениями пассажиров.

Возглавляет предприятие молодой руководитель – 35-летний Вадим Матусевич. В перевозках он уже семь лет. Работал в автобусном парке, затем в горисполкоме – сначала в отделе транспорта, потом – в отделе строительства. Окончил Белорусский национальный технический университет по специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте».

operator intervju 01

Вадим Александрович признается, что общественным транспортом пользуется редко, только когда машина ломается, но знает его на зубок.

– Я хорошо знаю маршрутную сеть, поэтому куда-то добраться нет проблем, – говорит он.

Сдвинули время – разгрузили транспорт

Сегодня в городе 43 автобусных и 23 троллейбусных маршрута. Еще по двенадцати курсируют маршрутки.

– Все они формируются на основании исходных данных – это спрос и потребность пассажиров в доставке из точки А в точку Б. Анализируем, сколько людей заходит и выходит на каждой остановке, кто основные пассажиры, как распределяются потоки. Затем составляем картину работы транспорта на конкретном маршруте. И видим, что, к примеру, на участке от Грандичей до Фортов 23-й троллейбус загружен на 95 %. Чтобы его разгрузить, продлили 49-й автобусный маршрут в Грандичи.

Избавиться от переполненных в часы пик автобусов и троллейбусов, считает руководитель, можно, но сложно. Что-то похожее было во время пандемии коронавируса. Тогда некоторые предприятия сдвигали время работы, а школьники ездили, кто – к 8 часам, кто – к 8:30. Сегодня многие производства так и оставили начало рабочего дня в 8:30, что позволяет распределить пассажиропотоки по времени.

– Многое зависит и от самих пассажиров. Некоторые будут пытаться зайти в переполненный троллейбус вместо того, чтобы поехать им же, но на 10-15 минут раньше, свободно. Потом звонят, мол, почему я должен приезжать на работу за 20 минут. Извините, но не за 5 минут же! Я как руководитель такое бы не приветствовал.

По словам директора предприятия, обращения по поводу загруженности транспорта не всегда соответствуют действительности. Особенно много таких было летом по автобусу № 13 в дневное время, который курсирует на кладбище в Аульс:

– Оказалось, протяженность маршрута такая, что некоторые пассажиры не могут столько стоять, им нужно обязательно сесть. А потом доказывают, что автобус переполнен. Поэтому любые сведения проверяем, а после изучения принимаем решение.

Нет спроса – нет маршрутки

Вместе с оптимизацией маршрутной сети в городе Оператор принимает меры по улучшению транспортного обслуживания спальных микрорайонов. Так, уже с понедельника 18-й автобус ездит в Грандичи.

– Все-таки это 360 тысяч человек, у каждого свои проблемы, запросы, требования. Мы должны выслушать всех и организовать транспорт максимально удобно всем. К сожалению, это не всегда получается, но мы стремимся к лучшему.

Если наладить транспорт в новые микрорайоны проще, то с частными секторами все гораздо сложнее. Для этого нужна соответствующая инфраструктура: асфальтированная дорога, тротуары, освещение, разворотная площадка. А это есть далеко не везде. Учитывается и спрос.

– Одно время были попытки пустить маршрутки в Барановичи, но идея не прижилась, потому что не было спроса, – объясняет Вадим Матусевич.

Разделять длинные маршруты на более короткие, чтобы люди из спальных микрорайонов могли добраться в центр, а оттуда уехать в любом направлении, не планируют, да и говорят, нецелесообразно. Ведь по правилам пассажирских перевозок, доставка пассажира к месту назначения должна быть с минимальными временными затратами и числом пересадок:

– Центр города в часы пик перегружен личным транспортом, в таком случае просто все автобусы и троллейбусы могут застрять в пробках. Также нужно понимать, что некоторым пассажирам придется пересаживаться на другой транспорт.

Почему исчезли экспрессы

Два года назад открыли Восточный мост, но курсирует по нему только 52-й автобус. Вместе с тем жители Вишневца предлагают пустить сюда больше транспорта: это позволило бы сэкономить время в пути в центр города: доехал до троллейбусного управления, там пересел на троллейбус, несколько остановок – и ты уже на автовокзале.

– У Вишневца есть альтернатива – это автобусы № 30 и 37, которые едут в том же направлении, – объясняет руководитель. – Мы могли бы сделать из 37-го автобуса экспрессный, четыре остановки, и пассажир на месте. Но почему отменили экспрессы? Потому что каждый начал требовать остановку там, где она не положена. Вторая причина – оплата проезда. Это значит, что водитель сидит с кассовым аппаратом, а на остановке собирается очередь. Если в маршрутках водители обилечивают на ходу, что тоже не приветствуется, то автопарк в этом плане более ответственный: водитель не поедет, пока все пассажиры не будут с билетами. Поэтому сейчас на Южный рынок ходят обычные автобусы.

Если автобус не пришел…

Сегодня по городу курсирует почти 140 автобусов, около сотни троллейбусов и более 80 маршруток, в том числе два электробуса и 25 бесконтактных троллейбусов. В каждой машине установлена навигация, благодаря которой можно отследить, как быстро и где едет водитель. По правилам пассажирских перевозок, водитель общественного транспорта (это касается и маршруток) может приехать на остановку на три минуты раньше и опоздать максимум на пять минут.

– Если автобус сломался в пути и не пришел или приехал, но со значительным опозданием, и по этой причине человек опоздал на работу, он может обратиться к Оператору за оправдательным документом. К слову, в случае поломки транспорта, пассажир имеет право воспользоваться этим же талоном в другом автобусе или троллейбусе. Главное условие – они должны следовать в том же направлении.

Опережение по времени отслеживается особенно жестко, поскольку на такие вещи водитель может повлиять.

– Если водитель едет быстрее, диспетчер это видит и может вернуть в график. За нарушение расписания предусмотрена ответственность – вплоть до лишения премии.

Соблюдать график движения важно всем и для того, чтобы одновременно на остановке не скапливался транспорт. Особенно это касается часов пик.

– Мы стараемся распределять маршруты, чтобы они не шли в одно время, но не всегда это возможно. Вот пример. Остановка «Улица Карбышева» в сторону Девятовки. Там проходят автобусы № 2 и 14. Есть отрезок времени, когда они вместе едут в направлении Девятовки. Но маршруты у них разные: двойка едет с Томина, а 14-й – по Суворова, через Советскую площадь. И если на остановке «Улица Карбышева» пассажир будет возмущен, что транспорт идет в одно время, то для жителей улицы Томина или Суворова этот автобус – единственный вариант уехать в направлении Девятовки.

В расписание включат маршрутки

В скором времени на наиболее популярных остановках города появятся электронные табло, которые будут сообщать о том, когда и какой автобус, троллейбус или маршрутка приедут. Сейчас устройства тестируют, чтобы они могли исправно работать в любое время года.

Изменится и бумажное расписание: на некоторых остановках помимо автобусов и троллейбусов, в него внесут интервалы движения маршруток. Это коснется конечных и наиболее востребованных остановочных пунктов.

Продолжится работа по переименованию или переносу остановок там, где это нужно. К слову, сегодня их в городе 546. Расстояния между ними (350-800 метров – в многоэтажной застройке, 500-1000 метров – в частном секторе) выдерживаются.

Безлимит на поездки

В перспективе расплатиться за проезд с помощью QR-кода можно будет не только в автобусах и троллейбусах, но и в маршрутках.

Сейчас проводится конкурс среди маршрутчиков. И впервые решили ввести дополнительные баллы для перевозчиков, которые подключат приложение для оплаты проезда по мобильному телефону.

В планах – ввести еще одну форму оплаты проезда – электронную. Для этого во всем транспорте нужно установить валидаторы. Пассажиру достаточно прикоснуться своей банковской картой или смартфоном с активным приложением к устройству. Валидатор автоматически снимает оплату, после чего на дисплее появляется подтверждение о произведенной оплате. Но удовольствие это не из дешевых, поэтому этот вопрос прорабатывается на перспективу.

– Пока же есть такое понятие, как безлимит. Купили проездной на месяц на автобус и троллейбус – и ездите, сколько хотите. В поездках вас никто не ограничивает и стоит он меньше, чем пользоваться разовыми талонами. Это оптимальный вариант и для тех, кто часто ездит с пересадками.

Не платят из принципа

Самый многочисленный отдел на предприятии – контрольно-ревизорская служба. Здесь работает 23 специалиста, которые не только контролируют оплату проезда на улицах, но и обрабатывают постановления, протоколы, работают с органами принудительного исполнения. Только в сентябре этого года в общественном транспорте контролеры задержали более 1 350 «зайцев».

– Причины, почему не оплатили проезд, разные: у одних – проблемы с финансами, другие злостные нарушители и не платят из принципа. А некоторые думают, что их пронесет. И наша задача в первую очередь – выявлять именно таких пассажиров, – говорит руководитель. – Что касается передачи талона в дверях автобуса, здесь остается надеяться только на совесть пассажира. Передавая талон, он вредит финансовому состоянию перевозчика, что в конечном итоге сказывается на качестве предоставляемых услуг. Некоторые оставляют билеты на сидениях – это уже мусор, который водитель убирает на каждой конечной остановке.

Чтобы пассажиры исправно платили, считает директор, нужно внедрять более удобные формы оплаты проезда, в том числе и с помощью банковских карт, которые есть практически у каждого жителя города.

В тему

Если у вас есть предложения или замечания по поводу городских автобусов, троллейбусов и маршруток, звоните по телефону 71-32-04. Свои идеи также можно направить на электронную почту Оператора Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Следите за нами в соцсетях