Что происходит со зданием за 100 лет? Благодаря фотографиям и информации из прошлого, мы можем восстановить события. Сегодня перед нами раскрывается судьба огромного здания у бывшего железнодорожного переезда по улице Буденного в Гродно.
Это здание ранее скрывалось от нас за кронами деревьев, а теперь мы проезжаем так быстро возле него по развязке, что не успеваем рассмотреть. А ведь здесь творилась история. Блогер Olgatravel рассказала о здании по адресу Буденного, 41. Редакция АвтоГродно дополнила и уточнила этот материал при поддержке Александра (Sembat'a), гродненского коллекционера старинных фотографий.
Итак, перед вами локомотивное депо, построенное в начале XX века. За свою более чем столетнюю историю здание очень сильно изменилось. Посмотрите сами.
Рельсы прямо внутри здания!
В момент постройки здание не имело ни этажей, ни межкомнатных или даже чердачных перекрытий. Это было первое депо для стоянки и ремонта паровозов в Гродно.
Внутри здания были проложены рельсы и паровозы заезжали прямо в него для ремонта.
Похоже, есть единственная фотография того периода. Посмотрите на следующий снимок, это железнодорожный вокзал Гродно, который был на том самом месте, где сегодня действующий. Так вот, вдали мы видим здание с двумя арками. Скорее всего, это и есть депо! Правда, цвета могут не совпадать с реальными, потому что изначально это был ч/б снимок:
Паровозы перестали помещаться внутри
После Первой мировой войны габариты поездов значительно увеличились и здание уже не могло вместить их. Поэтому было решено перестроить его под жилой дом для работников железной дороги. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. дом перестроили в стиле модерн с элементами необарокко. Над зданием построили необычную крышу.
Снимки этого варианта здания до нас дошли, они были сделаны в 30-е годы прошлого века:
Ради любопытства, мы нашли фотографии паровозов того времени.
На следующем снимке опрокинутый немецкий "паровозик" под Гродно,1915 год:
Возможно, немцы использовали узкоколейную ж/д, проложенную русскими войсками при строительстве фортов Гродненской крепости. Сверху фото, на горке, видна укреплённая позиция.
Паровоз в окрестностях Гродно в 30-е годы:
Паровоз у ж/д вокзала, 60-е-70-е годы:
Но вернемся к нашему зданию по улице Буденного. Время шло и внешний вид здания продолжал меняться. Во время Второй мировой войны оно сильно пострадало:
Поэтому после войны бывшее депо было перестроено. На месте сложной крыши и мансардного этажа сделали обычную крышу с чердаком, дымоходы стали заметно короче.
Но при этом сохранились приметные элементы здания – контрфорсы, покрытые черепицей (дополнительные опоры на углах здания).
К слову, на следующей фотографии, сделанной в начале "двухтысячных", видно, как обнажилось то место стены, где ранее были ворота для заезда поездов. Посмотрите, каким узким был проезд. Теперь даже ворота для автомобилей шире:
В 2011 году здание выглядело так:
Помните, рядом был тот самый популярный железнодорожный переезд, где перед автомобилями неожиданно опускался шлагбаум и никто не мог предсказать, как долго придется стоять в пробке?
Поэтому рядом была построена развязка, процесс строительства виден на следующем снимке, но на переднем плане наше депо:
Совсем недавно, по меркам истории, дом выкупили и началась реконструкция:
Октябрь 2021 (Фото Николаевича Павла)
Март 2022 (Фото Николаевича Павла)
Из заброшки здание стало бизнес-центром, получило современный и очень привлекательный вид:
Итак, теперь это здание будет сдаваться под офисы, ведь теперь сложно представить, что кто-то захочет жить в квартире, в которой круглосуточно слышны гул и гудки поездов.
К слову, здание во многом повторяет внешний вид своего "прародителя" из 30-х годов и даже носит звучное название – бизнес-центр "ДЕПО".
Видео про здание от Olgatravel:
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции
Вчера мы рассказывали о ситуации, которая произошла на улице Дзержинского 30 сентября.
В Беларуси скорректирована единая программа повышения квалификации водителей категории В.
Реестр опасной продукции пополнила очередная омывайка. Речь о жидкости стеклоомывающей низкозамерзающей Arctic Panther.
2100 светильников заменили в Гродно с начала этого года.