| Office Life
| Office Life

Белорусско-литовская граница: что изменилось. Количество литовцев сократилось на треть, но почему очереди?

После того как литовская сторона закрыла два пункта пропуска на белорусской границе, количество белорусов, которые въезжают в Литву, снизилось, но незначительно.

Об этом Office Life рассказали в Службе охраны государственной границы Литвы (VSAT). Вместе с тем количество литовцев, которые едут в Беларусь, сократилось сразу на треть.

Оставшиеся пункты пропуска столкнулись с возросшей нагрузкой: по данным белорусского Госпогранкомитета, ежедневно в очередях на пересечение границы с Литвой стоят не менее 500 грузовиков и около сотни легковушек.

По данным VSAT, в первые полгода 2023-го в среднем за сутки через белорусско-литовскую границу (все пункты пропуска, в обоих направлениях) проезжало чуть более 1200 грузовых и почти 4 тысячи легковых автомобилей.

После закрытия двух пунктов пропуска общее количество пересечений границы снизилось – примерно до 3,9-4,4 тыс.

Основная цель поездок белорусов в Литву – шопинг. Также многие используют соседнюю страну как один из пунктов маршрута: белорусы уезжают или улетают отсюда в другие страны ЕС.

Поток литовцев сократился

Почему так резко – поток сократился на 37% – после закрытия двух пунктов пропуска перестали ездить в Беларусь литовцы, в VSAT пока не торопятся анализировать: возможно, это первая реакция на изменения, и позже потоки переориентируются. В эту статистику, уточняют в Литве, входят не только безвизовые въезды, но и, например, пересечение границы литовскими дальнобойщиками.

Почему на литовской границе такие большие очереди?

По данным белорусского Госпогранкомитета, ежедневно в очередях на пересечение границы с Литвой стоят не менее 500 грузовиков и около сотни легковушек. По мнению белорусских пограничников, литовская сторона пропускает автотранспорт медленно, обеспечивая далеко не 100%-ю пропускную способность пунктов.

Литовская сторона в комментарии OL объясняет очереди грузовиков тем, что инфраструктура литовского пограничного и таможенного пунктов спроектирована «с учетом потребности в услугах в нормальных условиях». А из-за действующих санкций ЕС таможенное оформление транспортных средств сейчас занимает больше времени.

Кроме того, говорят в VSAT, после того как Польша закрыла для белорусских перевозчиков все пункты пропуска, помимо одного, эти грузотранспортные потоки в основном перераспределяются на литовско-белорусскую границу.

Что будет дальше?

На прошлой неделе обсуждалась информация о том, что Литва может закрыть еще два пункта пропуска – «Лаворишкес» (с белорусской стороны – «Котловка») и «Райгардас» («Привалка»). В таком случае на белорусско-литовской границе останутся всего два действующих погранперехода: «Мядининкай» (с белорусской стороны – «Каменный Лог») и «Шальчининкай» («Бенякони»). Именно эти два погранперехода – самые востребованные: за первые полгода 2023-го через них проехало почти 74,5 тыс. и почти 77,5 тыс. автомобилей (грузовых и легковых соответственно, в обоих направлениях).

В то же время ныне закрытые «Шумскас» («Лоша») и «Тверячюс» («Видзы») были наименее загруженными пунктами: через них за полгода проехало 47,5 тыс. и 26,5 тыс. автомобилей соответственно.

В Службе охраны государственной границы Литвы обращают внимание на важный нюанс: эти цифры – не количество человек, пересекавших границу. Они отражают количество пересечений, а один человек может сделать это бесчисленное количество раз за этот период.

Напомним, что через закрытые пункты пропуска не проезжали машины с грузами. «Шумскас» («Лоша») и «Тверячюс» («Видзы») пропускали физлиц на личном автотранспорте, пешеходов (пеших граждан пропускала только литовская сторона, перейти пешком белорусскую границу нельзя), велосипедистов. Через «Тверячюс» («Видзы») мог ехать также порожний грузовой транспорт.

После того как пункты закрыли, их нагрузка перераспределилась на действующие пункты пропуска «Мядининкай» («Каменный Лог»), «Шальчининкай» («Бенякони»), «Райгардас» («Привалка»), «Лаворишкес» («Котловка»), говорят в VSAT.

Если Литва примет решение закрыть еще два пункта пропуска, оставшиеся погранпереходы смогут оформлять еще меньше транспорта. Особенно проблемы коснутся частных лиц, прогнозируют в VSAT. Грузовой транспорт снова же будет перераспределен на оставшиеся действующие пункты контроля, что, возможно, приведет к увеличению очередей грузового транспорта.

А если границу закроют полностью?

А что будет, если соседняя страна решит полностью закрыть границу с Беларусью? Пока соответствующее решение не будет принято, говорят в VSAT, литовские пограничники не могут ответить на этот вопрос.

В МВД Литвы же поясняют, что в таком случае белорусы не смогут попасть в соседнюю страну как туристы. Запрет на въезд также будет касаться граждан Беларуси с видом на жительство в Литве или Польше, дальнобойщиков и других граждан с рабочими визами. Разрешат пересечь литовскую границу с целью возвращения на родину гражданам Литвы и других стран ЕС, дипломатам, а также въезжающим в Литву по гуманитарным основаниям.

Nio — один из китайских производителей электромобилей, которые стремятся превзойти европейских производителей. Именно по...
В интернете набрал популярность ролик о том, как в китайском городе Ханчжоу на АЗС трудится робот, который заправля...
ГАИ предоставила отчет об аварийности в Гродно за последние 3 года – с 2021 по 2023. В нем же выделены улицы, на которых...
МВД Беларуси предоставило статистику по угонам автомобилей в 2023 году. Правоохранители посчитали, какие автомобили самы...
Сегодня читатель АвтоГродно показал мастерство на дороге вблизи агрогородка Дубно. На скорости около 90 км/ч он заметил,...
Сегодня в центре Гродно к водителям вышли девушки, которые работают в Госавтоинспекции. Они вручили подарки случайным пр...
На петербургском заводе, где до 2022-го производили Hyundai и Kia, вновь начнут выпускать знакомые нам модели. Правда, у...
Телерадиокомпания Гродно провела прямой эфир с руководством города и области, где давались ответы на вопросы местных жит...
Следите за нами в соцсетях