Сегодня свершилось – правительство Литвы приостановило работу двух из шести пунктов пограничного контроля на литовско-белорусской границе с 18 августа. Накануне остановки деятельности пунктов журналисты av.by съездили на белорусско-литовский погранпереход «Привалка — Райгардас» и узнали, какая там обстановка.
Итак, сегодня закрыты КПП «Шумскас» (сопредельный белорусский — «Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»). Данные погранпереходы используются для пропуска легковых автомобилей, также через «Твярячюс» проходят порожние грузовики.
На данный КПП не будет перенаправляться транспортный поток с закрытых пунктов, но именно его используют многие белорусы, которые ездят в Литву на работу и по другим вопросам. Что они думают о возможном полном закрытии границы и как это отразится на их поездках в соседние европейские страны — в нашем репортаже.

Журналисты av.by прибыли на место утром. На обочине стояла пара зашторенных большегрузов, а у самого погранперехода скопления практически не было. В соседней очереди на пересечение границы находились несколько десятков легковых машин.

Подходим к женщине, сидящей в авто на немецких номерах. Инна в Гродно — транзитом. Едет из Ростова-на-Дону в Германию. Там она живёт уже несколько лет, имеет двойное гражданство. О планируемом закрытии границы ничего не слышала:
— А какие тут вообще новости? — интересуется собеседница. — Я просто на две недели выпала из жизни: была в отпуске!
Кратко описываем Инне последние события и рассказываем, что на повестке дня закрытие двух погранпереходов, а возможную остановку работы всех остальных обсудят в конце августа представители соседних европейских стран.

— Я надеюсь, нас, граждан ЕС, это не коснётся и хотя бы будут выпускать! Я вообще через Литву никогда не ездила. В основном через Польшу, но глянула: там всё стоит сейчас — и вот приехала сюда! — заметно, что женщину новости немного озадачили. — А ещё раньше, когда было авиасообщение из Ростова в Германию, летала… Да, сложнее и сложнее становится…
Женщина затягивается сигаретой и обращается к нам:
— Вы мне ещё скажите, почему у вас такие штрафы огромные! Мне за превышение скорости выписали 296 рублей! — возмущена ростовчанка.
— Намного скорость превысили? — уточняем мы.
— Три нарушения было. Один раз — на 43 километра!
Согласно пункту 4 статьи 18.12 КоАП РБ, превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на 40 и более километров в час, влечёт наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин (от 296 до 444 рублей). Получается, взыскание-то было минимальным! Рассказываем об этом женщине.

Рядом с Инной от жары изнывал хаски по имени Харди. Его хозяин Сергей едет в Друскининкай на отдых. О закрытии границ слышал, но относится к этому спокойно:
— А кто там ездил? В «Лоше» и «Видзах» потока не было особого… Наверное, закрывают именно их, потому что технически они не оборудованы и не оснащены так, как надо… А ситуация сейчас на границе напряжённая и требует особого внимания! Вот и закрывают их…

У компании мужчин, которые стоят рядом, точка зрения немного другая. Белорусы считают, что приостановка деятельности этих двух незначительных, по их мнению, погранпереходов носит исключительно предупреждающий характер. В полное закрытие границ здесь никто не верит:

— Не пойдёт Литва на подобное! В первую очередь из-за того, что ей это будет невыгодно!
— А где все большегрузы? — интересуемся мы, глядя на почти пустую обочину.

— Запрет сейчас на передвижение! Если температура больше 25 градусов, то вводится запрет для машин, у которых нагрузка на ось больше шести тонн. Перемещаться при такой погоде можно только с 10:00 до 20:00, — объясняют белорусы и советуют искать фуры на парковках.
Собеседники пересекают этот погранпереход довольно часто. В Европу ездят, как они выразились, по своим личным вопросам. Сегодняшнюю обстановку называют среднестатистической:

— Три машины в час! Бывало, раньше за три часа очередь можно всю пройти. Но случается и смена не очень — тогда приходится ждать по двенадцать часов. Здесь всегда так! Не хотят литовцы работать. Поляки трудятся лучше, а у латышей вообще никогда скоплений нет. Как пуля пролетаем! — со знанием дела говорят путешественники.

Идём с фотографом обратно на парковку — искать прохлаждающихся в тени дальнобойщиков. Останавливаемся около минивэна на белорусских номерах, из окон которого торчат ноги. Мужчина замечает, что мы его фотографируем.
— Носки хоть без дырок? — шутит он.
Парни едут в Литву. Оттуда — в рейс по Европе. Белорусы работают водителями в литовской фирме. О последних новостях знают и из официальных источников, и от европейских коллег. Как и предыдущие собеседники, убеждены, что соседние страны не пойдут на подобный решительный шаг:

— Даже если закроют, коридор для таких, как мы, будет всегда! Для водителей, строителей… В Литве вся рабочая сила сейчас — это славяне. Сами литовцы за лучшей жизнью поехали дальше — в Германию, Данию, Норвегию… Теперь в Литве и Польше трудятся белорусы и украинцы. Страны без работников ведь останутся, если закроют всё.
Пользуясь случаям, интересуемся доходами дальнобойщиков. Ведь в последнее время поговаривали о том, что зарплата у них прилично упала.
— Ничего подобного! Со старта молодой водитель может получить от 60 до 80 евро за сутки, — приводит пример мужчина. — Если есть опыт, то больше! Со знанием английского на автовозе можно заработать и 120 евро за сутки! Работы хватает!

— Для сравнения я поделюсь с вами своим опытом. Я два года трудился в белорусской фирме водителем. Ездил в Россию, Грузию… Так я ничего не смог заработать, чтоб отложить! — добавляет его напарник.
— Но есть же те, кто остаётся. Как думаете, что им мешает сменить работу на более высокооплачиваемую?
— Не готовы уехать надолго от семьи. Это ведь сложно! У нас водители-старики почти все в разводе. Не каждый это выдержит. Ты приезжаешь на работу, и всё, что у тебя есть, — кабина на два метра. Больше ничего! — откровенничает водитель. — В пятницу вечером ты глушишь мотор, впереди — выходные. Но тебе нечем заняться! Ну сходишь в город на два часа, а дальше что?

— Хотели бы сменить работу?
— Если бы я в Беларуси получал хотя бы половину зарплаты европейской, в жизни бы туда больше не поехал…
В раздумьях и с лёгкой грустью мы отправились дальше. На парковке заметили три большегрузные машины — их водители прятались за шторкой от зноя. Лишь у одного была приоткрыта дверца.

Мужчина из Татарстана везёт немецкое пиво. Здесь остановился в связи с запретом на передвижение из-за жары. Он, как и многие, о планах европейских стран закрыть погранпереходы ничего не слышал. Похоже, что дальнобойщики пока об этом мало задумываются…

В официальном комментарии ГПК назвали это очередным недружественным шагом и рассказали, как будут распределены транспортные потоки в связи со сложившейся ситуацией:
— Прогнозируется, что потоки из этих пунктов пропуска переориентируются на «Каменный Лог», «Котловку», «Урбаны». Нагрузка на последние возрастет. А с учетом того, что контролирующие службы сопредельных государств выполняют не более половины от нормы по оформлению авто, прогнозируется и образование очередей.
иллюстративное фото
Белорусской таможней будут предприняты все возможные меры по минимизации вредных последствий от литовских решений, в т. ч. по созданию условий для пересечения границы и усилению смен в этих трех пунктах пропуска, — отметили в ведомстве.
Напомним, сейчас на границе с Польшей для легковых авто открыт один пункт пропуска — «Тересполь» («Брест»), для грузовых действует КПП «Кукурыки» («Козловичи»). Пассажирское ж/д движение между государствами отсутствует с 2019 года.
На белорусско-литовской границе для проезда легкового и грузового транспорта продолжают функционировать четыре погранперехода: ️«Лаворишкес» («Котловка»), «Мядининкай» («Каменный Лог»), «Шальчининкай» («Бенякони»), «Райгардас» («Привалка»).
Полезная новость для всех, кто покупает, продает или просто хочет проверить свой автомобиль на предмет скрытых болячек.
Вчера вечером, 16 декабря, читатель АвтоГродно стал свидетелем дрифта в Ольшанке.
Зима уже давно — это не мороз и солнце, а туман и мгла.