Звонок из ГАИ застал Виталия врасплох: на том конце провода сообщили, что он совершил аварию и покинул место ДТП.
Водитель удивился: он добропорядочный, с большим стажем, совершить аварию и уехать не мог. Однако, по словам инспектора ГАИ, около месяца назад Виталий выезжал со стоянки возле дома, задел стоявшую рядом машину и уехал, чем нарушил сразу несколько пунктов ПДД, рассказывает Автобизнес.
За это мужчине грозит лишение «прав» до двух лет и серьезный штраф.
«Это якобы установили по уличным камерам наблюдения, – сказал Виталий. – Я считаю себя ответственным водителем, за пять лет ни одного нарушения, а тут такое. Пришлось ехать в районную ГАИ для разбирательства. Запись с видеокамеры, установленной на фасаде одного из домов, мне показали, и там действительно видно, что я, двигаясь задним ходом, излишне приблизился к припаркованной машине. Понять, был контакт с данным автомобилем или нет, очень сложно. Из повреждений лишь две незначительные царапины, что следовало из протокола осмотра.
Таким образом, мне инкриминируют и совершение аварии, и оставление места ДТП, что в своей совокупности может сделать из меня пешехода, а я работаю водителем, мне без «прав» никак нельзя. Чем семью кормить? Инспектор ГАИ на это сказал, что все мои доводы будут учтены при вынесении решения начальником Госавтоинспекции. Пока решения нет, но я «погуглил», почитал всякое – и настроение ухудшилось. Как показывает практика, за аварию с оставлением места ДТП лишают «прав» на раз-два. Что мне делать, искать другую работу? Я тружусь за рулем».
Как могут наказать
Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия влечет за собой ответственность по ч.2 ст.18.16 КоАП. По этой статье предусмотрен или штраф от 5 до 25 базовых величин (1 базовая величина – 37 руб.), или лишение «прав» на срок до двух лет. Перспектива так себе, однако есть одно «но».
Если обратиться к п.2.40-1 ПДД, то оставление места аварии там трактуется как действие участника ДТП, направленное на сокрытие факта происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшее необходимость проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по розыску данного участника аварии и (или) транспортного средства. Это можно использовать как аргумент в свою пользу, ведь Виталий ничего не скрывал и не пытался этого делать. Ну, не заметил, бывает такое. Правда, инспекторы ГАИ на данный аргумент могут сказать так: «Мы мероприятия по розыску машины и водителя проводили, значит, место ДТП оставил».
Саму аварию ГАИ трактует по ч.12 ст.18.13 КоАП как нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки. Статья также из тяжелых, по ней предусмотрен как штраф от 5 до 20 базовых с лишением «прав» на срок до двух лет, так и без лишения. Также перспектива не очень. А что есть аварийная обстановка?
Примечание к ст.18.1 КоАП:
Под созданием аварийной обстановки понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.
Транспортное средство повреждено? Хоть и незначительно, но да. А значит, перспектива быть наказанным и по данной статье Административного кодекса велика.
В общем, и по одной, и по второй статье «административки» предусмотрено лишение «прав», поэтому излишнее упорство или несогласие может лишь усугубить положение Виталия. Можно сказать, что это не я, и попросить назначить экспертизу, но конечное решение принимает инспектор, и если он считает, что доказательств вины достаточно, то в экспертизе могут и отказать.
Что делать
Официально Виталий является лицом, привлекаемым к административной ответственности, то есть участником административного процесса. А это значит, что в силу ст.11.4 ПИКоАП он имеет право заявлять ходатайства.
Например, можно попросить при вынесении решения учесть факт наличия на иждивении несовершеннолетних детей или то, что Виталий работает водителем и возможное лишение «прав» может оставить его семью без источника дохода. Наличие в семье, например, больного человека, которого нужно возить в больницу, тоже в эту «копилку». Исчерпывающего перечня причин, по которым есть шанс смягчить наказание, не существует, в расчет могут браться любые обстоятельства, если смягчающими их признает инспектор (ст.7.2 КоАП).
В общем, как вы поняли, при таких обстоятельствах риск стать пешеходом для Виталия весьма велик, а значит, возможно, придется искать работу, не связанную с управлением транспортным средством. И сетовать следует только на себя: раз сел за руль, будь внимателен, как того требуют ПДД.
На практике бывали случаи, когда при похожих обстоятельствах инспекторы ГАИ в выходной день приезжали вечером к водителю, который не заметил ранее аварию и уехал восвояси, а тот под «мухой». Такого водителя лишали «прав» по «пьяной» статье (ч.4 ст.18.15) за употребление алкоголя после совершения ДТП. В данном случае даже неважно, сколько промилле будет в выдыхаемом воздухе, – сам факт употребления алкоголя после ДТП влечет последствия в виде гарантированного лишения «прав» на 5 лет и таких же гарантированных 200 базовых величин штрафа (7400 руб.).
Срок привлечения к ответственности – два месяца. Поэтому и через месяц могут приехать инспекторы ГАИ, и через полтора, и даже через два. Такой может быть цена невнимательности.
Статья 6.7 КоАП. Лишение права заниматься определенной деятельностью
1. Лишение права заниматься определенной деятельностью налагается с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием определенным видом деятельности, если будет признано невозможным сохранение за лицом права заниматься таким видом деятельности.
3. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от трех месяцев до пяти лет.
Может ли наследник пользоваться машиной наследодателя до выдачи свидетельства о праве на наследство?
По данным белорусских пограничников, чаще всего безвизом пользуются литовцы, латыши и поляки.
Начало этой истории произошло в октябре этого года.
Вчера утром, 11 декабря, около 09:20 на 31-м километре трассы М6 водитель Lada попал в аварию.