О вкусах не спорят, как и о любви к определенным маркам, моделям и эпохам в автомобилестроении. Некоторые предпочитают старательно реставрировать «Мерседесы», других влечет к шведским «Саабам».
Николай – из второй категории: минчанин восстановил Saab 9000.
Av.by рассказал, чем привлек мужчину лифтбек, а также с какими нюансами в процессе работ владелец столкнулся.
«Кузов в заводском ЛКП, в истории автомобиля – ни одного ДТП»
Справедливости ради журналисты отметили, что «девять три нуля» для Николая – не первый Saab. Около пяти лет назад белорус влюбился в марку благодаря модели Griffin. Автомобиль был в максимальной комплектации, однако изобиловал проблемами по кузову.
– Поездив на «Гриффине» год, я решил отказаться от него: слишком больших вложений требовал. После этого стал искать другой Saab. Главные критерии – безаварийное прошлое и максимально целый кузов. Комплектация не имела большого значения. Глупо уточнять, насколько сложной оказалась задача, ведь на поиски ушло полтора года, – вспоминает минчанин. – Кто ищет, тот всегда найдет!
– Неудивительно, что я обнаружил данный «Сааб» в Минске. Целых шестнадцать лет машина находилась в одних руках, причем прошлый хозяин не использовал ее зимой. Кузов целиком был в заводском лакокрасочном покрытии. В истории автомобиля – ни одного ДТП! Конечно же, присутствовали пескоструй и «жучки», но без гнили. Так принял решение приобрести Saab 9000 под восстановление.
– Вы уже говорили, что влюбились в Saab. А чем машины бренда вас обаяли?
– Я люблю старые автомобили. Считаю и буду считать, что тогда технику создавали инженеры, а не маркетологи. Все продумано до безобразия, и с годами не теряется душевность…
– Почему не 9-3 или 9-5, которых больше на рынке? Saab 9000, по сути, не осталось.
– Да, «девять три нуля» почти все в состоянии «трупов», – отвечает Николай. – Модели 9-3 и 9-5 – «полуопели». Все-таки на них большая часть узлов и агрегатов от General Motors. В моем Saab 9000 на каждом элементе стоит маркировка «Made in Sweden». Раньше шведы делали хорошие вещи… Уверен, одна из причин разорения компании «Сааб» – в затратах на безопасность. Они были больше, чем, к примеру, у Volvo (даже двери имели собственную силовую структуру для лучшей защиты от боковых ударов. – Прим. авт.). После производителя выкупили американцы, похоронив бренд.
– Плюс данного экземпляра еще в том, что он оснащен атмосферным, а не турбированным двигателем. Такие моторы очень тяжело уничтожить. «Турбовые» в более свежих поколениях заезжают сильнее, чем у этих «старичков». Машина была во владении у человека преклонного возраста, который передвигался на ней весьма аккуратно и степенно.
«Не представляю, как можно убить этот двигатель»
Итак, теперь мы знаем, как Николаю достался данный Saab 9000. Но давайте немного подробнее. Автомобиль выпущен в 1997 году, оборудован атмосферным двухлитровым бензиновым двигателем, механической КПП и имеет пробег 381 000 км.
Надо отметить, что 9000 – первый образец бизнес-класса у шведского производителя Saab. Машина выпускалась с 1984-го по 1998-й. Фанаты марки нередко называют автомобиль «тысячником». Хотя первое поколение строилось на платформе Type Four, разработанной совместно с Alfa Romeo, Lancia и Fiat, модель получила немало оригинальных решений.
К примеру, силовой агрегат расположен поперек, а не вдоль и вдобавок наклонен вперёд. Стояночный тормоз блокировал задние – не передние – колеса. Бортовой компьютер показывал средний расход топлива и запас хода на имеющемся в баке остатке.
– По двигателю проблем нет – он вскрывался, так как имелась течь по прокладке ГБЦ. Проводили полное «лечение» до состояния нового. Прокладка за 25 лет потеряла эластичность. Далее каждый этап работ я фиксировал на фото и видео, записывая стоимость затрат.
Менялся также термостат, причем устанавливался оригинальный шведский. Ни цепь, ни башмаки не трогали: они были без преувеличения в заводском состоянии. Масло, ремни и ролики, разумеется, обслуживались.
Если присмотреться к внешнему виду двигателя, то бросается в глаза красная пластина, или кассета, как ее еще называют. Это одна из особенностей двигателей Saab 9000. Система прямого зажигания (Direct Ignition) лишена трамблера, высоковольтных проводов и отдельных катушек.
Кассеты красного и черного цветов отличались друг от друга: первая генерировала постоянный ток для искрообразования, вторая – переменный. Длительность искры в черной существенно больше, хотя начинающие «сааберы», не зная данного нюанса, зачастую делали неверный выбор цвета и, соответственно, типа пластины.
– В перспективе в «подкапотке» планирую заменить каждый силиконовый патрубок, хотя сейчас здесь стоят все оригинальные. Правда, силиконовые представлены только в голубом цвете, который сюда не вписывается. После этого хочу покрасить «голову» термостойкой краской, чтобы выглядело солидно. Не знаю, дойдут ли руки…
– Кстати, не представляю, как можно убить сам двигатель. Наверное, способа два: слить моторное масло или залить солярку. Мы живем за городом, поэтому эксплуатация по трассе и улицам – 50 на 50. Средний расход, согласно компьютеру, получается 8,2 литра. Чисто по Минску – 9-9,2 л, трасса – 7-7,2 л. И это реальные цифры, потому как перед началом движения можно обнулить расходомер на БК.
– Пришлось поставить новую магистраль глушителя. Перебиралась вся тормозная система… К слову, оригинальные комплектующие до прошлого февраля можно было найти. Сейчас – большой вопрос. «Бэушка» на разборках еще ищется, а вот кузовные элементы – практически без шансов, – убежден мужчина. – Даже у многих моих знакомых есть такие машины… Да, она работает, потому что выносливая до безумия, а кузова уже нет – сгнил. Их заезжают до отказа пульса, не видя смысла вкладывать в них деньги, отмывать авто и восстанавливать.
«Купил за тысячу долларов, а потратил еще пять!»
– Три месяца ушло на покраску кузова. По моим ощущениям, можно было лучше, но в целом без подтеков и «соплей». Да и толщиномер показывает хорошие цифры – порядка 150-170 микрон, то есть практически заводское значение. Маляр зачищал все элементы до металла, они покрывались необходимыми грунтами, базой и лаком. На сегодня сюда добавить хорошую полировку – и будет доведенный до идеала автомобиль.
– Машину я собрал еще осенью, но впервые выехал весной, когда перестали использовать дорожные реагенты, а асфальт хорошенько омыли дожди. Соответственно, на зиму «Сааб» вновь станет в гараж. Жалко его использовать в холодный период. И это при том, что я здесь все отпескоструил, оцинковал, герметизировал и покрыл специальной хорошей мастикой. Формально кузов ничего не боится, но зачем испытывать? Для снежной поры есть другой автомобиль. А что касается этого – сел, получил летом удовольствие и поставил на зиму в гараж.
– Saab 9000 я купил за тысячу долларов, а вложил в него больше пяти. Крутите у виска? Мои знакомые тоже не понимают, – усмехается мужчина. – Да, дурак, но мне так нравится. Я так хочу. Зато езжу на «Саабе» и получаю удовольствие. Тем более в семье четыре автомобиля, так что удается чередовать, чтобы ничего не простаивало.
– Комплектация здесь была самая простая: велюровый салон, механическая регулировка сидений. Но руками и дополнительными средствами кое-что удалось усовершенствовать. Кожаные элементы интерьера, к сожалению, отыскать не вышло – это невыполнимая миссия. Все-таки лучше велюровая обивка в хорошем состоянии, чем старая и затертая кожа.
Поэтому я выкинул обивку с найденного комплекта кожаных сидений, оставив скелеты. Здесь порядка шести моторчиков на передних креслах с «памятью» – их перебрал, восстановил тросики, а после на каркас надел свой салон, предварительно проведя с ним три химчистки. В итоге получились сиденья от максимальной комплектации, только с велюром.
– Я заказывал печать некоторой мелочовки на 3D-принтере, ибо часть элементов находится в единственном экземпляре. К примеру, два рычажка регулировки положения кресла мне сделали за 140 рублей. Лекало у них сохранилось в базе, то есть следующие обойдутся дешевле – по 30 BYN.
Из деталей салона невозможно найти также плафоны, установленные в картах дверей. Задние на разборках бывают, а с передними беда. Я их и паял, и красил, чтобы максимально довести до приглядного вида. Правда, когда закончил и установил, какой-то частник начал их привозить из Европы. Цена вопроса – 150 рублей за плафон. Отдавать 300 за два слишком дорого, на это я пока не решился. Ничто так не тянет деньги, как всяческая мелочь.
– Функции вроде полного электропакета, кондиционера, бортового компьютера (на разборках стоит 30 BYN) и подогрева сидений были изначально и до сих пор исправно работают. Максимальная комплектация в свое время выделялась климат-контролем и кожаным салоном. Ну и наличием турбины…
– В этих моделях есть интересная особенность: раньше инженеры закладывали возможность дооснащать машину опциями. Допустим, ты меняешь сиденье на другое, с электрорегулировками. При этом все предохранители и фишки уже установлены. То есть самостоятельно паять ничего не придется – это плюс.
– Еще из нюансов: не работает передний правый датчик ABS, а найти его не представляется возможным. Почему только он вышел из строя – загадка. Колесные диски здесь оригинальные, и отдал за них я 800 долларов. Вынужденная мера – установка биксеноновых фар. Тайваньских на разборке нашлось шесть, но все левые. Оригинальных и комплектных новых в природе не существует.
– «Саабов» становится все меньше, хотя раньше владельцы таких машин останавливались и всегда были рады пообщаться даже в очереди на заправке. Сейчас – не факт, что за день один Saab увидишь в городе. Люди удивляются, подходят с расспросами, но при этом далеко не все понимают, что это за марка. Мол, визуально старый и ухоженный автомобиль, а почему к нему такой почет – интересно.
Как рассказывает Николай, после непростого процесса восстановления Saab 9000 иномарку пришлось выставить на продажу. По словам мужчины, делать это тяжело, но жизненные обстоятельства вынуждают.
– Ну вот не хочу продавать! Абы кому – тем более… Такая ситуация, – эмоционально произносит собеседник. – Цена его выше, чем у всех: 6 999 долларов. Во многом это отсеивает зевак. Если продам, то только адекватному человеку и после обстоятельного диалога. Желаю понимать и верить, что автомобиль не убьют в первый же год владения. В идеале хочу, чтобы этот Saab 9000 остался в Минске, радуя меня и горожан. Готов поддерживать связь с новым хозяином, помогать, если возникнут какие-то вопросы. Одним словом, машина достанется лишь понимающему покупателю. Зато не просто авто, а с душой!
Вчера мы рассказывали о ситуации, которая произошла на улице Дзержинского 30 сентября.
В Беларуси скорректирована единая программа повышения квалификации водителей категории В.
Реестр опасной продукции пополнила очередная омывайка. Речь о жидкости стеклоомывающей низкозамерзающей Arctic Panther.
2100 светильников заменили в Гродно с начала этого года.