Напомним, в первый летний день Польша ввела полный запрет на перемещение через белорусско-польскую границу грузовых автомобилей, зарегистрированных в Беларуси и России.
Кстати, осуществлять грузоперевозки на территории Евросоюза белорусским и российским компаниям запрещено с апреля прошлого года. Однако возможность развития внешнеэкономической деятельности всё это время сохранялась благодаря осуществлению перецепки и перегрузки в специально установленных местах.
Операции по перецепке, конечно, производились чаще: это проще, быстрее и дешевле. Таким образом белорусские грузовые прицепы всё так же въезжали на территорию европейских стран, но на тягачах, зарегистрированных в ЕС.
Что изменилось с 1 июня?
Полный запрет означает: теперь въезд в Польшу через белорусско-польскую границу закрыт не только для тягачей, но и для прицепов, имеющих белорусскую и российскую «прописку». Что же спустя неделю после введения нового ограничения происходит на границе с Польшей?
С целью узнать это журналисты av.by направились к единственному действующему на польско-белорусской границе грузовому пункту пропуска — «Козловичи — Кукурыки». Расположен он недалеко от Бреста (съёмка проводилась 5 июня. — Прим. ред.).
Граница свободна
— Граница свободна, — отмечает заместитель начальника таможенного поста «Козловичи» Руслан Попеня. — Практически нет машин на выезд, пусто и с польской стороны. Страна-соседка упразднила перецепку белорусских и российских прицепов — теперь, вероятно, какая-то часть грузовых автомобилей переместилась для осуществления этой операции на литовскую границу.
— А какая ситуация была на границе накануне 1 июня?
— Стандартная. Особого ажиотажа не наблюдалось. Немного увеличилось количество порожних полуприцепов на выезде. Некритично, процентов на десять.
— Если граница пуста, то почему такое большое количество грузовиков стоит вдоль обочины по дороге к пункту пропуска? — спрашивают журналисты.
— Это автомобили, которые ожидают прибытия грузов, ждут своих компаньонов для осуществления операций по перегрузке.
Несмотря на то, что белорусские прицепы теперь не могут передвигаться по территории Польши, возможность перегрузки товара на автотранспортные средства стран Евросоюза по-прежнему существует. Конечно, это более затратно в плане временных и физических ресурсов. Справятся ли транспортно-логистические центры с возросшей нагрузкой?
— На самом деле перецепить прицеп тоже не так уж просто и быстро, как кажется, — отмечает Руслан Владимирович. — Перегружать груз, конечно, придётся немного дольше, но не более чем на 20 минут. В Бресте на сегодня работает уже шесть специально отведённых для перевалки мест. Каждое из них оснащено современной техникой и автоматическим оборудованием. Благодаря этому есть возможность достаточно оперативно осуществлять перегрузку, не допуская формирования больших очередей. Логистические центры быстро адаптируются к новым условиям работы, никаких проблем не возникает, у нас в этом плане давно всё налажено.
Тем временем на пункт пропуска заезжает фура с польскими номерами. Заметно, что её водитель слегка обескуражен.
Никогда такого не видел!
— Никогда такого не видел! — не скрывает своего удивления мужчина, представившийся Петром. — Абсолютно пустая граница. В Кукурыках никого, и здесь относительно свободно. А я помню, как раньше на выезд приходилось занимать очередь аж около Черней.
— Так это хорошо или плохо, что очередей нет? — уточняют журналисты у Петра.
— Хорошо для польской границы: она, как видим, отдыхает, — рассуждает водитель. — А для обычных людей, конечно, ничего хорошего. Ведь отсутствие машин здесь говорит о том, что грузов нет, а значит, нет и работы. Это печально как для белорусских, так и для польских перевозчиков. Вы же сами видите: запретили перегрузку и перецепку на польской стороне — и сразу граница там опустела.
Далеко не все зрят в корень этой проблемы. Анатолий, также трудящийся водителем в польской фирме, только что въехал на территорию Беларуси и делится своим мнением о сложившейся ситуации:
— После введения Польшей этого запрета я первый раз пересёк границу. Что я могу сказать? Хорошо, спокойно. Быстро проехал, никаких очередей — красота! Вот уже все документы оформил, сейчас активируют пломбу — и я поеду, вообще без проблем! Машин немного, думаю, что и перегрузка максимум час займёт.
Встретили журналисты ещё одного водителя польского большегруза. Интересно, как нынешнюю ситуацию на границе оценивает он.
— Думаю, никто не станет отзываться о санкциях положительно, — говорит мужчина. — Надо, чтобы соседние страны мирно и плодотворно взаимодействовали между собой, а не вводили ограничения одно за другим. Сейчас, конечно, всем тяжело. Ситуация становится всё хуже и хуже. Вижу, что многие знакомые водители-международники из Беларуси увольняются и уезжают работать в Европу. Но в Польше, например, сейчас тоже всё меньше загрузок, возить нечего. У нас всех семьи, дети, которых надо содержать. Страшно остаться без работы. Мы просто хотим спокойствия и стабильности.
Пётр солидарен с мнением коллеги:
— В сравнении с былыми временами машин работает мизерное количество. Но самое страшное — мы не знаем, что будет завтра. Постоянно вводят новые запреты. Пока находим возможные пути выхода и продолжаем трудиться. Но все мы прекрасно понимаем, что наша работа в любой момент может остановиться. Сегодня очередной запрет, а завтра могут вообще границу закрыть — это будет катастрофа.
Как оказалось, негативные последствия санкций ощущают на себе не только белорусские и российские транспортные компании, но и польские перевозчики.
— Новый запрет ещё больше усугубит положение дел европейского бизнеса, — уверен Руслан Попеня. — Конечно, для польских фирм, занимающихся международными перевозками, эти ограничения тоже создают большие проблемы. Если бы у них всё было хорошо, польские перевозчики не бастовали бы на той стороне границы.
Введение Польшей запрета по отношению к белорусским и российским грузовым автомобилям оперативно прокомментировал пресс-секретарь Министерства иностранных дел Республики Беларусь Анатолий Глаз.
— Польское руководство своими руками создаёт всё новые препятствия и нечеловеческие условия для граждан Беларуси и Польши, а также перевозчиков всего евразийского пространства. На нём лежит вся вина за антигуманные последствия таких шагов. В этой связи совершенно понятно справедливое негодование предпринимателей и граждан Польши в приграничных областях, — говорится в тексте, опубликованном первого июня на официальном сайте МИДа.
В то же время заместитель начальника таможенного поста «Козловичи» отмечает, что белорусская таможня продолжит принимать все мыслимые меры для содействия развитию внешнеэкономической деятельности, максимально возможного оформления транспорта на границе и эффективного осуществления таможенного контроля в сложившихся условиях.
// Фото автора