Закрытый в приграничном Гродно последний пункт перехода в Польшу — настоящая проблема для местных жителей и тема для обсуждения номер один. Оно и понятно: поездки в ближайшую европейскую страну были для многих способом получить доход или просто привезти для себя вещи, на покупке которых можно ощутить реальную экономию.
Известно, что жители Гродно занимались перевозкой автотоваров. Например, на канистре машинного масла удавалось без проблем заработать 10 долларов. При транспортировке запчастей суммы могли достигать и трёхзначных цифр в долларовом эквиваленте. Ведь в Польше стоимость их ниже в два раза. Сцепление, бамперы, фары, пластиковые элементы, лобовые стёкла, ячейки батарей для электромобилей — список автомобильной продукции, которую гродненцы ежедневно перевозили из Польши, очень объёмный.
Впрочем, зарабатывали не только на этом. Бытовая техника, химия для дома, подгузники, кофе и одежда — жители приграничного областного центра везли из соседней Польши абсолютно всё. Мало кого пугали многочасовые очереди.
Кроме того, пункт пропуска «Берестовица — Бобровники» был важной для грузоперевозок транспортной артерией, единственной в гродненском регионе в польском направлении после закрытия ПП «Брузги — Кузница». Сейчас для грузового транспорта в Польшу остался один погранпереход — «Козловичи — Кукурыки», а для легкового — «Брест — Тересполь».
Журналисты av.by пообщались с гродненцами, которые зарабатывали поездками в Польшу, — узнали у них, как сейчас будут строить свои маршруты. Кроме того, позвонили в некоторые фирмы, занимающиеся пассажирскими перевозками, — уточнили у них, как теперь можно попасть в соседний Белосток. И побывали в «Привалке» — глянули, увеличился ли там транспортный поток, и послушали, о чём говорят люди в «колейках».
«За месяц поездок можно было заработать две-три средние зарплаты»
До закрытия пункта пропуска «Брузги — Кузница» Юлия ездила в Польшу почти каждый день. Перевозила товары под заказ: моторные масла, порошки, подгузники. Точной прибыли девушка назвать не может — говорит, всё зависело от того, что переправляет.
— Ездили через «Кузницу» почти каждый день. И заработать две-три средние зарплаты могла легко. С «бобрами» (так местные называют пункт пропуска «Берестовица — Бобровники». — Прим. авт.) так, конечно, не получалось, но всё равно два-три раза в неделю выезжали стабильно. А гонять через «Привалку» с такими очередями и медленной работой литовцев, думаю, станет очень проблематично. Поэтому пока не знаю, что будем делать дальше.
«В Гродно покупали только молоко и мясо»
А вот Ольга ездила в Польшу через Литву всегда. Даже с учётом такого круга на дорогу уходило всё равно меньше времени — в литовском направлении очередей из легкового транспорта не было никогда. Сейчас, говорит девушка, и в «Привалку» придётся ездить с палаткой — очереди непременно вырастут:
— Ездили в Польшу один-два раза в месяц. Покупали там абсолютно всё. В Гродно в магазин ходили только за молоком и мясом, — говорит белоруска. — Из продуктов за границей в первую очередь брали фрукты и овощи. У нас и близко нет в продаже того, что есть там. Либо есть, но за космические деньги. Например, ягоды в зимний сезон: 250—300 граммов голубики стоили 8—10 злотых (примерно 5 рублей), сочное спелое манго — 8 злотых (4 рубля) за килограмм. На бытовую технику разница в цене колоссальная. Привезёшь один телевизор — и окупается стоимость визы вместе с регистрацией.
«За одну поездку зарабатывал 100 долларов: возил моторное масло и запчасти»
Сергей получал в среднем 100 долларов с одного путешествия в Польшу:
— Доставлял некоторым СТО автомобильные запчасти. Схема простая: клиент сам заказывает в интернет-магазине нужные ему компоненты, а я везу сюда. Себе оставляю «ваты». Даже при таком раскладе это выгодно для автовладельца. Во-первых, у нас сейчас не все детали найдёшь, а если под заказ — ждать приходится, бывает, месяцами. Ну и во-вторых, большинство комплектующих там дешевле в два раза. Вот и считайте…
На вопрос, что сейчас планирует делать с учётом закрытой границы, мужчина пожимает плечами:
— Я пока присматриваюсь к ситуации. Вы же сами понимаете: сегодня там — так, завтра — всё иначе. Уже активно обсуждается в группах, что и в Бресте закроют пункт перехода. Правда это или нет — не знает никто.
А что с маршрутными такси: как уехать из Гродно в Белосток?
Журналисты av.by позвонили в некоторые гродненские компании, занимающиеся пассажирскими перевозками в Белосток и Варшаву, и спросили, как сейчас попасть в соседнюю страну. В одной фирме нам предложили обратиться в понедельник:
Фото носит иллюстративный характер
— Мы сейчас не знаем, как будем осуществлять поездки в Польшу. Для того чтобы делать это через Литву, необходимо менять некоторые документы, так как у литовцев свои правила, — сказал собеседник. — В выходные мы попробуем пустить первые рейсы, и там уже будет всё известно.
А вот в другой компании журналистам с ходу предложили забронировать билеты в любой день. Естественно, дорога в Белосток будет проходить через «Привалку». И польский город уже не кажется таким соседним — чтобы добраться до него, потребуется проехать на 200 километров больше обычного.
— А что там с очередями? Долго придётся стоять?
— Ничего пока вам не можем сказать.
«Начнётся рабочая неделя — и здесь будет транспортный коллапс»
В субботу утром журналисты av.by отправились в пункт пропуска «Привалка — Райгардас», чтобы посмотреть, выросли ли очереди там, и узнать, о чём говорят водители в «колейках».
Хвост фур журналисты заметили в двух километрах от пункта перехода. Традиционно здесь две очереди — платная и бесплатная. Пробираться между большегрузами было крайне сложно. Полосы дороги узкие, машины стоят в несколько рядов, оставляя узкий проезд для встречного транспорта. Сложно представить, что будет, когда сюда нахлынет большой поток легковых машин, маршруток и грузовиков.
У обочины замечаем припарковавшийся легковой автомобиль. Водитель достаёт из багажника велосипед, вешает на плечи рюкзак.
Максим (так зовут мужчину) работает в польской компании по обслуживанию грузовых машин. Сейчас он направляется в Друскининкай, где его ждёт шофёр сломавшейся фуры. Гродненец говорит, что раньше ездил в основном на авто, но в этот раз решил перестраховаться ввиду сложившейся ситуации и пересечь границу на велосипеде, объехав всю очередь легковушек.
— Кстати, не сказать, что тут значительные скопления сейчас. Немного больше обычного, но не критично. Другой вопрос, как будут работать литовские пограничники: быстро или медленно. Поеду — узнаю.
Журналисты созвонились с Максимом спустя час и спросили о ситуации на самом пункте. Парень ещё не прошёл границу, но и коллапса никакого не было — все работали в штатном режиме.
В «колейке» из легковушек встретилась машина на польских номерах. Интересно, что водителя привело на литовскую границу.
Пану Анжею 67 лет. В Гродно живёт его супруга. Мужчина очень эмоционально что-то говорит на польском. Понимаем его через слово сначала, но потом мужчина достаёт документы и всё становится более-менее ясно.
Анжей — инвалид. У него онкологическое заболевание дыхательных путей. Раньше пересекал границу в «Берестовице» без очереди по справке. О том, что этот погранпереход закрылся, узнал… на самой границе, когда приехал туда в субботу утром. От литовского пункта пропуска до польского Белостока, где живёт мужчина, — 200 километров.
Проехать без очереди здесь не получилось — другие правила. Мужчина часто спрашивает нас: что будет дальше и как ему теперь ездить к жене? Похоже, вопросов и неясности на границе скопилось гораздо больше, чем ответов и хоть какой-то определённости. Журналисты молча пожали плечами и пошли дальше вдоль «колейки».
На обочине стоят мужчина и женщина. Супруги едут в Клайпеду — они живут там последние полгода. На разговор идут не очень охотно, фотографироваться отказываются. Настроение гродненцев назвать бодрым сложно. Говорят, скорее всего, придётся возвращаться жить на родину.
— Неизвестно, что станет с этим погранпереходом. Здесь и раньше можно было простоять по пять-шесть часов. А сейчас на прохождение границы придётся тратить сутки, а то и больше, — говорит мужчина. — Литовцы никогда активно не работали — оформляли три-четыре машины в час. А теперь все же повалят сюда. И маршрутки, и автобусы!
Маршрутного такси, впрочем, в очереди не заметно. Мужчина говорит, что нужно время на перерегистрацию рейса:
— В выходные, понятное дело, никто не будет этим заниматься. Но вот начнётся рабочая неделя — и здесь грянет транспортный коллапс. А условия есть для длинных очередей?.. Туалетов нет, только ёлки и сосны, — отмечает собеседник, делая глубокую затяжку сигаретой.
«Промучились в „Бобровниках“, теперь — здесь»
Если очередь легковушек относительно небольшая, то вот водителям грузовиков повезло меньше. Цепочка растянулась почти на два километра. Конечно, эти места помнят скопления и посерьёзнее, но медлительность работы литовских пограничников не вселяет в дальнобойщиков никаких надежд.
Гродненский водитель фуры о закрытии пункта пропуска «Берестовица» узнал от своего польского шефа по СМС за сутки до этого.
— Мы сначала там простояли (в пункте пропуска «Берестовица — Бобровники») несколько дней. Они же (речь идёт о польских пограничниках. — Прим. авт.) устроили в последние сутки «перформанс»: легковые брали, грузовые — почти нет. 60 машин за 24 часа только! Можете себе такое представить? — возмущается мужчина. — Потом нам требовалось переоформить документы, так как границу, к которой мы были привязаны, мы не можем просто так покинуть.
На переоформление ушло десять часов. Белорусская таможня для оперативной работы подключила дополнительных сотрудников, говорит собеседник. На каждую фуру уходило три-четыре минуты:
— Всего на переоформлении было 250 машин плюс ещё «перецепы». Я с коллегой оказался 90-м в очереди. Переоформились, потом ночью приехали сюда и заняли своё место. А здесь полный бардак, — мужчине уже сложно сдерживать свои эмоции. — Я впервые на этой границе, и такого я ещё не видел!
Наличие двух цепочек, платной и бесплатной, — давний предмет спора среди дальнобойщиков, которые пересекают границу в «Привалках». Счастливые обладатели специальных пропусков в разы быстрее проходят её, оставляя своих коллег-«бесплатников» в хвосте километровых очередей.
— Пять платных и одна — бесплатная, вот в таком режиме пропускают пограничники! Нонсенс! Мы стоим здесь девять с половиной часов, а проехали восемь машин только! 0,7 машины в час, — выдаёт водитель несложный арифметический пример.
В очереди активно обсуждают возможное закрытие и других границ. Подобная информация, которой нет официального подтверждения, всё чаще звучит среди шофёров.
— Что будем делать тогда? Вернёмся в Гродно и пойдём в автобусный парк работать водителями, — то ли в шутку, то ли всерьёз говорит гродненский дальнобойщик.
***
Отметим, что в пятницу, 10 февраля, Госпогранкомитет дал развёрнутый комментарий относительно закрытия Польшей пункта пропуска «Бобровники». По мнению ведомства, действия польских властей могут привести к коллапсу по обе стороны границы.
Основанием для закрытия «Бобровников» польские официальные лица называют «обеспечение общественной безопасности». Белорусская сторона, в свою очередь, не видит объективных причин для закрытия пункта пропуска, а данный предлог не соответствует действительности ввиду отсутствия угрозы с территории Республики Беларусь, подчеркнули в ГПК.
Речь идет о вывозе товаров с территории Евросоюза.
Число легковых авто во владении белорусов за последние 30 лет увеличилось почти в четыре раза.
30 октября, это была среда, около 15:09 на улице Кабяка сбили пешехода.
На юго-западе республике ночью температура будет опускаться ниже ноля, возможен гололед.